Практикум
Оцените самих себя (или предложите сделать это испытуемому) по специально отобранным чертам характера и особенностям личности. На каждой из приводимых ниже 21 шкале отметьте одно значение, которое наиболее отвечает вашему мнению о себе. «3» - максимальная выраженность качества, «1» – минимальная, «0» – промежуточное положение между полюсами шкалы (эту оценку используйте в крайнем случае, не более 1-2 раз).
1. Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный
2. Слабый 3 2 1 0 1 2 3 Сильный
3. Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 Молчаливый
4. Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 Добросовестный
5. Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 Уступчивый
6. Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 Открытый
7. Добрый 3 2 1 0 1 2 3 Эгоистичный
8. Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 Независимый
9. Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 Пассивный
10. Чёрствый 3 2 1 0 1 2 3 Отзывчивый
11. Решительный 3 2 1 0 1 2 3 Нерешительный
12. Вялый 3 2 1 0 1 2 3 Энергичный
13. Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 Несправедливый
14. Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 Напряжённый
15. Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 Спокойный
16. Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 Дружелюбный
17. Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 Неуверенный
18. Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 Общительный
19. Честный 3 2 1 0 1 2 3 Неискренний
20. Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 Самостоятельный
21. Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 Невозмутимый
Подсчёт и интерпретация результатов будет проведена на практическом занятии.
Литература
Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера // Избр. психол. труды: В 2 тт. – М., 1980. – Т. 2. – С.52-103.
Бороздина Л.В. Психология характера. – М., 1997.
Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и гигиене общения. – М., 1987.
Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1998.
Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов–на–Дону, 1997.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.,1983.
Психология и психоанализ характера./ Ред. – сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998.
Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, А.А. Пузырея. – М., 1982
Рейнвальд Н.И. Личность и характер. – М., 1992.
Юнг К. Психологические типы. – М., 1995.
ТЕМА 8. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Чувственная ступень познания. Соотношение ощущений и восприятия. Рефлекторная природа ощущений. Понятие анализатора и схема возникновения ощущений. Классификации ощущений (по месту расположения рецепторов и по модальности). Закономерности ощущений: пороги (абсолютные – верхние и нижние, относительные), адаптация, сенсибилизация, синестезия, контрасты. Чувствительность. Компенсация в области ощущений.
Восприятие, особенности его формирования. Особенности образа восприятия: предметность, целостность, избирательность, осмысленность. Иллюзии восприятия. Организация эффективного восприятия в учебном процессе.
Вопросы для обсуждения
1. Измерение ощущений. Пороги ощущений и чувствительность.
2. Развитие восприятия, восприятие и движение.
3. Особенности восприятия пространства и времени.
4. Формирование профессионального восприятия (в различных сферах деятельности).