Формирующие совокупного спроса
Совокупный спрос и предложение
Совокупный спрос (AD –aggregate demand) — потребность в экономических благах, представленная в денежной форме со стороны населения, предприятий, государства и зарубежных покупателей.
• потребительский спрос домашних хозяйств;
• спрос на инвестиционные товары предпринимателей;
• спрос государства на товары и услуги;
• спрос на отечественные товары иностранных государств чистый экспорт (разность между экспортом и импортом).
Факторы величины совокупного спроса:
• ценовые:
• эффект процентной ставки — рост общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки, а в итоге к сокращению потребления и инвестиций, а следовательно, и совокупного спроса, и наоборот;
• эффект богатства — изменение реальной стоимости и покупательной способности финансовых активов и доходов населения. Снижение цен способствует росту реальных доходов и совокупного спроса, и наоборот;
• эффект импортных закупок — рост цен приводит к уменьшению покупок товаров данной страны иностранными гражданами;
• неценовые:
• изменения в потребительских расходах:
• изменение доходов прямо влияет на потребительский спрос, увеличивая его;
• ожидание изменения доходов и цен (ожидание их роста увеличивает спрос на товары в данный момент, и наоборот);
• задолженность потребителей и рост налогов уменьшают потребительские расходы, и наоборот;
• изменения в инвестиционных расходах — увеличивают или уменьшают расходы на покупку инвестиционных товаров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос;
• увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг — вызывает рост совокупного спроса;
• увеличение расходов на чистый экспорт — приводит к росту совокупного спроса. Факторами такой ситуации могут быть:
• рост национального дохода иностранных государств;
• обесценение отечественной валюты по отношению к другой.
Совокупное предложение (AS –aggregate supply) — сумма стоимостей товаров и услуг, поставленных на рынок предпринимателями.
AS – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Кривая АS состоит из трех отрезков:
• горизонтальный (кейнсианский). Отражает ситуацию, когда при некотором уровне цен объем производства можно увеличить при неизмененных ценах. Это возможно при наличии незанятых ресурсов, вовлечение которых не вызовет роста цен на них;
• промежуточный. Рост объема производства сопровождается ростом цен. В некоторых отраслях уже достигнута полная занятость ресурсов, начинает ощущаться их ограниченность, т.е. возрастают издержки на единицу продукции, которые компенсируются более высокими ценами;
вертикальный (классический). Экономика достигает границ производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы (достигнута полная занятость), объем производства измениться не может, он постоянен, так что дальнейшее повышение цен не приведет к приросту совокупного продукта.
Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов:
· Изменения цен на ресурсы, что отразится на издержках производства, следовательно, и на объеме предложения. Например, рост цен на энергоресурсы может вызвать сокращение объемов предложения (сдвиг кривой AS влево).
· Изменения в производительности ресурсов. Так, повышение производительности (например труда) сопровождается снижением издержек и расширением предложения.
· Изменения в налогообложении предпринимателей (рост налогов сокращает производство, уменьшение его расширяет).