Формирующие совокупного спроса

Совокупный спрос и предложение

Совокупный спрос (AD –aggregate demand) — потребность в экономических благах, представленная в денежной форме со стороны населения, пред­приятий, государства и зарубежных покупателей.

• потребительский спрос домашних хозяйств;

• спрос на инвестиционные товары предпринимателей;

• спрос государства на товары и услуги;

• спрос на отечественные товары иностранных государств чистый экспорт (разность между экспортом и импортом).

Факторы величины совокупного спроса:

ценовые:

эффект процентной ставки — рост общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки, а в итоге к сокра­щению потребления и инвестиций, а следовательно, и совокуп­ного спроса, и наоборот;

эффект богатства — изменение реальной стоимости и покупательной способности финансовых активов и доходов на­селения. Снижение цен способствует росту реальных доходов и совокупного спроса, и наоборот;

эффект импортных закупок — рост цен приводит к умень­шению покупок товаров данной страны иностранными гражданами;

неценовые:

изменения в потребительских расходах:

изменение доходов прямо влияет на потребительский спрос, увеличивая его;

• ожидание изменения доходов и цен (ожидание их рос­та увеличивает спрос на товары в данный момент, и наобо­рот);

• задолженность потребителей и рост налогов уменьшают потребительские расходы, и наоборот;

изменения в инвестиционных расходах — увеличивают или уменьшают расходы на покупку инвестиционных това­ров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает со­вокупный спрос;

увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг — вызывает рост совокупного спроса;

увеличение расходов на чистый экспорт — приводит к росту совокупного спроса. Факторами такой ситуации могут быть:

• рост национального дохода иностранных государств;

• обесценение отечественной валюты по отношению к другой.

Совокупное предложение (AS –aggregate supply)сумма стоимостей товаров и услуг, поставленных на рынок предпринимателями.

AS – это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Кривая АS состоит из трех отрезков:

• горизонтальный (кейнсианский). Отражает ситуацию, когда при некотором уровне цен объем производства можно увели­чить при неизмененных ценах. Это возможно при наличии незанятых ресурсов, вовлечение которых не вызовет роста цен на них;

• промежуточный. Рост объема производства сопровождается ростом цен. В некоторых отраслях уже достигнута полная занятость ресурсов, начинает ощущаться их ограниченность, т.е. возрастают издержки на единицу продукции, которые компенсируются более высокими ценами;

вертикальный (классический). Экономика достигает границ производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы (достигнута полная занятость), объем производства измениться не может, он постоянен, так что дальнейшее повышение цен не приведет к приро­сту совокупного продукта.

Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов:

· Изменения цен на ресурсы, что отразится на издержках производства, следовательно, и на объеме предложения. Например, рост цен на энергоресурсы может вызвать сокращение объемов предложения (сдвиг кривой AS влево).

· Изменения в производительности ресурсов. Так, повышение производительности (например труда) сопровождается снижением издержек и расширением предложения.

· Изменения в налогообложении предпринимателей (рост налогов сокращает производство, уменьшение его расширяет).