Деятельность советов и правлений в учреждениях культуры
Организаторская деятельность включает прежде всего должностные обязанности руководителей и их подчиненность.
Директор (заведующий) - лицо, осуществляющее руководство деятельностью учреждения культуры на принципах единоначалия. Он ответствен за организацию работы всех подразделений, ее планирование, учет и отчетность, финансово-хозяйственную деятельность, привлечение к участию в работе учреждения культуры добровольных общественных организаций, актива, разработку должностных обязанностей штатных и внештатных работников, несет ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил технической эксплуатации и пожарной безопасности.
Например, директор районного Дома культуры принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников, в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, определяет их права и должностные обязанности.
В сельских Домах культуры и сельских клубах эти вопросы решаются вышестоящим органом - администрацией села и поселка.
В учреждениях культуры системы Министерства культуры РФ, с целью вовлечения общественности в сферу культурно-досуговой деятельности, развития народного творчества и любительских объединений наиболее полного удовлетворения культурных запросов населения и для коллегиального руководства всеми делами, создаются Советы сроком на один-два года. Избираются составы Советов на отчетных собраниях (сходках граждан) перед населением и общественностью открытым голосованием.
В профсоюзных клубных учреждениях создаются правления. Задачи, содержание и организация работы Советов и (правлений) аналогичны.
На первом заседании нового состава Совета избирается открытым голосованием председатель, который, учитывая способности и пожелания членов Совета, распределяет между ними обязанности по руководству определенными участками работы учреждения культуры, так называемыми секторами (комиссиями).
Поэтому, подбирая кандидатуры в новый состав, нужно учитывать деловые качества и организационные способности. Здесь прежде всего надо подумать о том, чтобы в составе Совета были представители спонсоров, способных обеспечивать финансирование как отдельных направлений деятельности учреждения культуры, так и отдельных куль-турно-досуговых программ.
Совет клубного учреждения культуры может иметь следующие комиссии: культурно-массовой работы; художественной самодеятельности, объединений по интересам, дискотек; по работе с детьми и подростками; организации кинообслуживания; спортивно-массовой работе, маркетингу; хозяйственной деятельности и другие в зависимости от численного состава Совета, объема работы учреждения культуры и его направленности.
Распределяя обязанности, нужно избрать постоянного секретаря Совета, чтобы вести всю деловую документацию (протоколы, переписку с другими организациями и т.д.).
Член Совета (правления), назначенный руководителем сектора (комиссии), подбирает себе актив, с которым организует работу на закрепленном участке.
Советы (правления) проводят заседания по плану, разрабатываемому на очередной квартал. Составляется план по следующей форме:
Дата проведения | Повестка | Кто докладыва- | Кто | Приме- |
заседания или | дня | ет, выполняет | готовит | чание |
выполняемой | заседаний, | работу | вопрос | |
работы | выполняе- | |||
мая работа | ||||
Заседания Совета (правления) проводятся в соответствии с утвержденной повесткой дня. Совет (правление) на заседаниях обсуждает: результаты изучения культурных запросов различных групп населения и намечает меры по их реализации; качество подготовки и проведения культурно-досуговых программ; планы работы художественных коллективов, объединений по интересам; информации штатных работников и членов Совета (правления) о положении дел на их участках работы, информации руководителя учреждения о состоянии материальной базы (помещений, инвентаря, оборудования) для оказания содействия в ее укреплении и др.
Совет вносит свои предложения, способствует установлению связей с добровольными обществами трудящихся, с другими учреждениями культуры, хозяйственными организациями и вовлекает их в работу по культурному обслуживанию населения своего поселка, села, разрабатывает графики дежурства членов Совета и актива для поддержания порядка на мероприятиях, соблюдения правил и культуры поведения посетителями, выполнения режима работы.
По каждому обсуждаемому вопросу Совет принимает соответствующее решение, в котором указываются конкретные меры, исполнители решений и сроки исполнения.
Каждое решение Совета (правления) должно претворяться в жизнь.
Функционируют еще на селе централизованные клубные системы. Сельской централизованной клубной системой (СЦКС) называется объединение клубных учреждений (не менее 2-3), расположенных на территории колхоза, совхоза, с общими штатами и материальными ресурсами.
Создаются СЦКС при условии наличия необходимой материально-технической базы и квалифицированных кадров.
СЦКС могут быть государственными или профсоюзными, в зависимости от подчиненности Дома культуры, расположенного на центральной усадьбе акционерного общества. Если на центральной усадьбе расположен государственный сельский дом культуры, то СЦКС, в состав которой войдут клубные учреждения других ведомств, будет называться государственный СЦКС.
Наличие на центральной усадьбе профсоюзного дома культуры обусловит создание профсоюзной СЦКС.
В состав государственной СЦКС могут передаваться колхозные клубные учреждения по ходатайствам правлений акционеров, инвесторов.
Сельские централизованные клубные системы создаются в целях: улучшения их материального положения; совершенствования содержания, средств, форм и методов работы по организации досуга, развития народного творчества и улучшения культурного обслуживания населения; расширения сферы своей деятельности на производственные участки и обслуживание жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных клубных учреждений; улучшения руководства клубными учреждениями, входящими с СЦКС, более рационального использования материально-технических возможностей, подбора и расстановки кадров клубных работников, привлечения к работе сельской интеллигенции, общественных организаций, молодежи.
Возглавляется государственная сельская централизованная клубная система директором Центрального дома культуры (ПДК) и работает под руководством отдела культуры, а профсоюзная СЦКС возглавляется Правлением и директором ПДК и работает под руководством профсоюзного комитета, которому она подчинена, и вышестоящего профсоюзного комитета.
Директор ПДК государственной СЦКС назначается приказом отдела культуры и утверждается решением сельской (поселковой) Администрации; директор ПДК профсоюзной СЦКС утверждается решением соответствующего профсоюзного комитета.
Директора (заведующие) домов культуры (клубов) - филиалов назначаются и утверждаются в том же порядке, что и директора ПДК.
Должностные обязанности директора ПДК:
- осуществление организационного, творческого и методического руководства клубными учреждениями, входящими в состав СЦКС, и красными уголками ферм, бригад, других подразделений;
- организация методической работы и обеспечение СЦКС необходимым реквизитом, сценическими костюмами, музыкальными инструментами, техническими средствами, культурно-спортивным инвентарем;
- проведение работы по повышению уровня и деловой квалификации всех работников СЦКС;
- установление связей с различными организациями, обществами, учреждениями для привлечения их к участию в работе всех клубных учреждений, входящих в СЦКС;
- рациональное использование денежных средств и материальных ресурсов, в пределах утвержденных смет и привлечение дополнительных средств из других источников для укрепления материальной базы СЦКС;
- разработка всех видов планов СЦКС (перспективных, текущих) и осуществление контроля за качественным и своевременным проведением запланированных программ клубными учреждениями;
- обеспечение своевременного представления установленных отчетов ПДК и домами культуры (клубами)
- филиалами, а также общего отчета о работе всей СЦКС;
- представление интересов СЦКС в различных организациях и учреждениях.
Должностные обязанности директоров Домов культуры (клубов) - филиалов СЦКС:
- организация подготовки и проведения мероприятий, предусмотренных комплексным планом работы СЦКС для данного филиала, и учет выполненной работы;
- своевременная отчетность о деятельности филиала перед директором ПДК, сельской (поселковой) администрацией в государственной СЦКС, перед директором ПДК и профсоюзным комитетом в профсоюзной СЦКС по утвержденным формам (7-нк и №5) и перед населением;
- ответственность за сохранность имущества, за санитарное и техническое состояние клубных помещений и соблюдение правил пожарной безопасности;
- разработка и выполнение планов для своего филиала и участие в разработке комплексных планов работы СЦКС;
- участие в финансовой деятельности СЦКС. Директор Дома культуры (клуба - филиала) подчиняется директору ПДК.
Индивидуальные должностные обязанности штатных и внештатных работников СЦКС разрабатываются директо-
ром Центрального дома культуры и согласовываются с сельской (поселковой) администрацией, отделом культуры, профсоюзным комитетом.
Штаты технических служащих, рабочих устанавливаются в соответствии с нормативами убираемой площади клубного учреждения, вида отопления и объема работы по обслуживанию отопительных систем, выполнению другой работы (уборщицы, истопники, кочегары, дворники).
В целях привлечения общественности к участию в организации культурно-досуговой и организационно-хозяйственной работы при Домах культуры (клубах) - филиалах государственных СЦКС создаются общественные Советы, а при Домах культуры (клубах) - филиалах профсоюзных СЦКС избираются Правления.
Задачи и содержание работы Советов (правлений) ПДК состоят в том, что они должны охватывать все стороны деятельности ПДК и сельской централизованной клубной системы в целом.
В состав Советов (правлений) ПДК, кроме представителей общественности, интеллигенции, активистов, руководителей администрации, профсоюзных комитетов, входят и руководители Домов культуры (клубов) - филиалов, с целью их активного участия в деятельности СЦКС и представления интересов своего филиала.
Руководство деятельностью культурно-спортивного комплекса осуществляется Советом, в состав которого входят руководители и специалисты учреждений и организаций, представители предприятий и учреждений, расположенных в зоне деятельности комплекса.
Между остальными членами Совета обязанности распределяются по руководству и организации работы различными секциями. Могут создаваться секции: организационно-методическая; культурно-массовых мероприятий; спортивной и физкультурно-оздоровительной работы; объединений и клубов по интересам; художественного и техниче-
ского творчества; работы с детьми и подростками; работы с различными категориями трудящихся и населения и др.
Совет разрабатывает и утверждает планы работы КСК и контролирует их выполнение; вносит предложения в соответствующие организации по вопросам дальнейшего развития сети учреждений культуры и спорта, укрепления их материальной базы; организует изучение культурных запросов населения, трудовых коллективов; привлекает общественный актив к подготовке и проведению массовых мероприятий и руководству художественными коллективами, спортивными клубами, секциями, объединениями по интересам; определяет финансовые потребности КСК для осуществления намеченных планами мероприятий; вносит предложения о поощрении отличившихся работников и активистов; устанавливает связи с учреждениями искусства, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания для участия в работе КСК.
Средства на проведение крупномасштабных культурно-досуговых программ в КСК выделяются из культфондов предприятий колхозов, совхозов, учреждений, спонсоров, благотворительных фондов.
Перечисляются средства на текущий счет КСК и расходуются в соответствии со сметой.
Автоклубы, автобиблиотеки, кинопередвижки создаются органами культуры, кинофикации, профсоюзов, правлениями колхозов на базе специального автомобиля для культурного обслуживания тружеников села непосредственно на производственных участках и жителей мелких населенных пунктов, не входя в зону обслуживания стационарными учреждениями культуры.
Если в районе имеется несколько автоклубов, автобиблиотек и кинопередвижек, то за ними закрепляются определенные зоны обслуживания.
Независимо от ведомственной принадлежности автоклубов, автобиблиотек, кинопередвижек, методическое ру-
ководство их работой осуществляет районный Дом культуры.
Работа передвижных учреждений культуры строится с учетом особенностей и запросов обслуживаемого населения и направлена на укрепление связей с производственными коллективами и культурное обслуживание населения закрепленной за ними зоны.
Формы деятельности передвижных учреждений культуры также многообразны, как и стационарных клубных учреждений, библиотек, киноустановок: лекции, кинолектории, тематические кинопоказы, вечера вопросов и ответов, устные журналы, концерты, спектакли, световые и радиогазеты, книжные выставки и т.д.
Киномеханики автоклубов участвуют в подборе кинофильмов для кинолекториев, массовых мероприятий и отвечают за качество кинопоказа.
Однако в организации деятельности передвижных учреждений культуры имеются особенности. Они состоят в том, что передвижные учреждения культуры, не имея постоянных коллективов самодеятельности, привлекают к организации концертов, спектаклей, театрализованных представлений коллективы районных, городских, клубных учреждений на выгодных материальных условиях. Различные ведомства, добровольные общественные организации, административные органы (милиция, прокуратура, военкоматы), медицинские учреждения, учреждения торговли и бытового обслуживания содействуют передвижным учреждениям культуры в проведении разнообразных культурно-досу-говых программ.
Автоклубы, автобиблиотеки, кинопередвижки создают свой актив на производственных участках, в населенных пунктах, обслуживаемых ими, для организации работы по подготовке и проведению мероприятий.
Заведующий клубом, автобиблиотекой организует работу своего учреждения на основе утвержденных годовых,
квартальных и календарных планов. Форма планов предусматривает: наименование мероприятий, их тема, в каких населенных пунктах (производственных участках) проводятся, сроки проведения, с какими учреждениями и организациями осуществляются подготовка и проведение, состав аудитории.
Кинопередвижки разрабатывают репертуарные планы совместно с организациями проката кинофильмов, дирекцией киносети и обеспечивают их выполнение. С учетом намеченных планами мероприятий передвижные учреждения культуры составляют графики - маршруты, определяющие порядок обслуживания населенных пунктов, производственных участков.
Заведующие передвижными учреждениями культуры ведут учет проведенной работы в специальном «Журнале учета работы автоклуба» (автобиблиотеки), представляют отчеты по утвержденным формам в отделы культуры и ведомственные организации, в подчинении которых они находятся, несут ответственность за сохранность и правильное использование закрепленного за ними оборудования, культинвентаря, технических средств.
Во время выездов и проведения культурно-досуговых программ обязаны соблюдать правила технической эксплуатации автомобилей, правила пожарной безопасности и использовать автомобиль и имущество строго по назначению.
Автоклубы, автобиблиотеки, кинопередвижки могут входить в состав культпоездов для разностороннего культурно-бытового обслуживания тружеников на производственных участках и жителей мелких населенных пунктов. Кроме передвижных учреждений культуры в состав культ-поездов входят автомагазины, машины организаций бытового обслуживания (химчистка, ателье) и книготорговли.
Государственные автоклубы, автобиблиотеки финансируются отделами культуры из средств местного бюджета,
профсоюзные, колхозные передвижные учреждения культуры содержатся за счет средств профсоюзных комитетов, правлений колхозов, кинопередвижники финансируются органами кинофикации. Штаты передвижных учреждений культуры утверждаются в соответствии со штатным расписанием. Так, в штаты автоклуба могут входить:
- заведующий автоклубом, обеспечивающий всю деятельность;
- киномеханик-радист, отвечающий за качество кинопоказа, работу с кинозрителями, выпуск световых и радиогазет, качественную запись на магнитной пленке и ремонт закрепленной за ним аппаратуры;
- шофер-моторист (шофер), отвечает за состояние автомашины, прохождение автоклуба точно по заданному графику-маршруту, за соблюдение правил пожарной безопасности.
Планирование работы учреждений культуры
Если в сфере материального производства под планами понимали документы, имеющие силу закона, в которых определены виды плановых заданий, объем и порядок их осуществления по конкретным отраслям, объединениям, предприятиям, колхозам, совхозам, то планы работы учреждений культуры отличаются своим содержанием, показателями и конечными целями.
План работы учреждения культуры - это методический документ, в котором изложены стратегические и тактические задачи. Поэтому без плана клубное учреждение не может работать эффективно.
Планами работы учреждений культуры можем назвать документы, в которых с учетом объективных условий (наличие квалифицированных кадров, актива, материальных возможностей) и всех возможных резервов (привлечение
материальных средств колхозов, совхозов, профсоюзов, привлечение к своей деятельности других организаций и учреждений) намечаются содержание, объем, сроки и порядок проведения в течение определенного периода различных программ, направленных на развитие народного творчества, организацию культурного досуга населения.
В планы включаются также мероприятия по организационному и материальному обеспечению работы учреждений культуры, т.е. финансовая, хозяйственная, учебно-отчетная и другие виды деятельности.
Для того, чтобы разрабатываемые в учреждениях культуры планы соответствовали требованиям сегодняшнего дня, необходимо соблюдать следующие условия: активно участвовать в решении социально-культурных задач своего района, колхоза, совхоза, предприятия, используя для этого средства, формы, методы; оперативно реагировать на события жизни и отражать их в своих планах, в конкретных формах работы;
- включать в планы работы программы, посвященные предстоящим праздникам, памятным датам, очередным политическим кампаниям;
- использовать все многообразие содержания, средств, форм и методов работы, передовой опыт учреждений культуры своего района, области, знакомясь с ним по специальной литературе или изучая опыт других специалистов;
- учитывать интересы, запросы, предложения населения, дифференцированно подходить к его обслуживанию в соответствии с возрастными, профессиональными и другими местными особенностями;
- привлекать широкий актив, и особенно молодежь, к разработке и реализации планов;
- учитывать реальные возможности своего учреждения культуры, изыскивать резервы улучшения работы, привлекать организации различных учреждений;
- знать порядок и сроки составления планов, особенности и структуру каждого вида плана. При разработке планов работы учреждений культуры необходимо использовать различные материалы и сведения, которые принято называть источниками планирования.
Все источники планирования в зависимости от их назначения и содержания подразделяются на следующие категории (виды):
1. Ведомственная информация вышестоящих государственных органов культуры.
2. Производственная информация о трудовых коллективах, обслуживаемых учреждениями культуры.
3. Информации о населении, проживающем в зоне действия учреждения культуры.
4. Аналитическая информация о состоянии работы учреждения культуры.
5. Справочная информация - материалы, помещенные в различных по содержанию календарях, справочниках и других источниках справочно-информационного характера.
6. Информация, полученная в результате анкетирования и опросов посетителей, а также анализ материалов научных конференций, отчетов учреждений культуры перед населением.
В практике работы учреждений культуры насчитывается до 20 различных видов планов. Это комплексный перспективный годовой план, план политических кампаний, квартальный, месячный, оперативный (на декаду, неделю), рабочий (на одно масштабное мероприятие). Затем идут планы работы Совета (Правления) клуба (парка культур и отдыха), работы художественного совета, деятельности любительского объединения, клуба по интересам, коллектива художественной самодеятельности, народного университета и так далее.
Виды планов работы учреждений культуры, порядок их разработки, рассмотрения и утверждения.
Существуют два основных метода планирования в зависимости от сроков действия планов: перспективное и текущее планирование.
Под перспективным планированием понимается разработка планов на продолжительный период (от года и более), определяющих основные направления деятельности учреждений культуры.
Текущее планирование имеет своей целью разработку планов на более короткий период, в течение которого можно наметить конкретные мероприятия и организовать их проведение. Следовательно, текущим планом можно считать квартальные, месячные, оперативные (на декаду, неделю), рабочие (на одну программу). В перспективных планах такая конкретность для многих программ нужна прежде всего потому, что работа, в которой участвуют учреждения культуры, должна быть гибкой, оперативной, конкретной, отражающей интересы людей.
К перспективным планам относится годовой план работы учреждения культуры.
Текущие планы: квартальный план работы учреждения культуры; месячный (календарный) план работы; планы работы учреждения культуры на период политических кампаний.
Сроки действия планов на период кампаний различные: политические кампании, посвященные памятным датам, праздникам, важным событиям, могут продолжаться от нескольких месяцев до года и более, но планы на период политических кампаний относятся к текущим планам, потому что предусматриваемые в них программы имеют конкретные темы, определенные сроки и место их проведения, исполнителей.
В учреждениях культуры могут быть и, как правило, существуют другие виды планов: планы работы Совета
Аудитория | «о | ||
Ответственность за подготовку и проведение | - | ||
Сроки проведения | колич. мероприятий | ч | |
месяц | |||
квартал | |||
Наименование разделов (основных направлений) и формы работы программ | «N | ||
№№ п/п по разделам | - |
приятия (должность), какие организации и учреждения участвуют в его реализации.
Графа «Аудитория» служит для ориентира - на какую аудиторию рассчитано мероприятие (люди определенного возраста, профессии, участники семейного подряда фермерства и так далее).
Наименование каждого раздела определяет его содержание.
Иногда в план включаются разделы «Изучение запросов населения» и «Внедрение передового опыта». Значение этих разделов очень велико, ибо без изучения передового опыта работать на современном уровне невозможно.
Пятилетние планы работы учреждений культуры отличаются от планов, о которых говорилось выше. Клуб, ДК, самостоятельно организующий культурное обслуживание населения на предстоящий год, планирует мероприятия по улучшению работы существующих коллективов и создание новых коллективов самодеятельности, народных университетов, использование массовых форм работы, создание клубов и объединений по интересам, лекториев и кинолекториев, укрепление материально-технической базы (в широком понимании этого вида деятельности) и другие виды работы.
Планы работы ДК, СЦКС на очередной год также относятся к перспективным планам. В них определяются основные направления деятельности учреждения культуры и СЦКС, объем работы, создание новых коллективов и объединений по интересам, ремонт помещений, строительство спортивных и танцевальных площадок, различные хозяйственно-организационные мероприятия.
Нужно также учитывать и то, что учреждения культуры отличаются друг от друга масштабами работы, которые, в свою очередь, определяются материальными возможностями, количеством работающих специалистов, составом актива и, наконец, категорийностью, которая присваивается за достижение определенных показателей.
Указанные особенности определяют форму, структуру и показатели годового плана работы клуба, СЦКС.
В практике годового планирования получили распространение две основные формы годового плана.
Форма № 1
№№ | Наименование | Общее | В том числе по кварталам | |||
п/п | разделов и меро- | кол-во | I | II | III | IV |
по | приятии | про- | ||||
раз- | грамм в | |||||
де- | год | |||||
лам | ||||||
/ | 2 | 3 | 4 | 6 | ||
Информационно- | ||||||
просветительская | 3 | |||||
деятельность | ||||||
Художественно- | ||||||
публицистиче- | ||||||
ская деятель- | ||||||
ность | ||||||
Культурно- | ||||||
развлекательная | ||||||
деятельность |
Данная форма используется при разработке планов в крупных учреждениях культуры или СЦКС.
Рассматриваемая форма не только позволяет определять основные направления, важнейшие мероприятия и объем работы, но и исключает механический перенос мероприятий из годового плана в квартальный и месячный, создает условия для учета изменений, произошедших и происходящих в
вестка заседаний берется из плана работы Совета ДК), совещаний актива, сроки разработки различных видов планов работы клуба, СЦКС, проведение отчетов перед населением и составление годового статистического отчета, отчетов текстовых и информационных.
Во втором подразделе нужно предусмотреть составление бюджетной сметы и приходно-расходной сметы по спецсредствам на предстоящий год, сроки проведения ремонта помещений, организацию благоустройства приклуб-ной территории, строительство спортивных игровых площадок, приобретение и ремонт инвентаря, оборудования, изготовление стендов и другие работы.
Подраздел «Организация кинообслуживания» включен в план по следующим соображениям. В учреждениях культуры в последние годы увеличилось число выступлений профессиональных коллективов с концертами и спектаклями. Многие учреждения совместно с руководителями колхозов, совхозов, предприятий заключают договоры с кинопрокатом, филармонией, театрами на массово-зрелищное обслуживание. К концертам и спектаклям готовят помещения, выставки, оборудование. Эта работа занимает немало времени у специалистов, поэтому ее нужно планировать.
Дома культуры, клубы государственной системы не только сдают помещения в аренду для демонстрации кинофильмов, но и принимают самое активное участие в организации кинообслуживания. Это выражается в совместной работе над репертуарными планами на очередной месяц, составлении плана заявок на кинофильмы, используемые в массовых программах, кинолекториях, программ. кинофестивалей, проведении конференций кинозрителей.
Последний подраздел - «Методическая работа» -включается в планы районных и городских домов культуры, центральных сельских домов культуры централизованных клубных систем и тех домов культуры, в зоне которых имеются сельские клубы и красные уголки. Формы методи-
ческой работы разнообразны: индивидуальные и групповые консультации по вопросам методики клубных мероприятий, помощь в разработке сценариев, постановке концертов, спектаклей, проведении репетиций клубных коллективов, рекомендации по составлению репертуара, участие в разработке планов, оформление методических уголков в помощь работникам учреждений культуры, консультации по использованию технических средств культурно-досуговой деятельности, создание методических кабинетов (для РДК, ГДК), организация показательных мероприятий и другая работа.
Квартальный план работы клуба, СЦКС.Теория и практика планирования подтверждает, что квартальные планы являются основными планами работы. Они позволяют учитывать изменения, произошедшие в политической обстановке, новые проблемы, возникающие в жизни, реальные возможности и резервы учреждений культуры, оперативно отражать все это в плане на предстоящий квартал.
Для сельских учреждений культуры распределение работы по кварталам удобно еще и потому, что каждый из четырех кварталов года соответствует определенным видам сельскохозяйственных работ.
Квартальные планы составляются на основе годового плана. Из каждого раздела годового плана выбираются запланированные на данный квартал мероприятия и с необходимыми изменениями включаются в квартальный план.
Структура квартального плана идентична структуре годового плана — в нем используются те же разделы. Отличие состоит лишь в том, что в квартальном плане устанавливаются конкретные сроки и место проведения мероприятий, уточняются их тематика и название, закрепляются ответственные за подготовку и проведение, согласовывается участие в них других учреждений и организаций, что далеко не всегда возможно сделать в годовом плане.
Графа 3 указывает место проведения (клуб-филиал, механические мастерские, формы, ток, зрительный зал, комната отдыха и т.д.).
В графе 4 записывается, для кого и с кем проводится работа (животноводы, механизаторы, полеводы, школьники и другие категории населения).
Графа 5 предназначена для указания фамилии, должности клубного работника, члена Совета учреждения, активиста и организаций, учреждений, привлекающихся к подготовке и проведению программы. В графе 6 делаются пометки в случае изменения темы, названия программы, его переноса на другой день, изменения места проведения или ответственных за его проведение.
Месячный календарный план - это рабочий документ для руководителя и работников учреждения культуры.
На основе месячного плана оформляется план культур-но-досуговых программ на очередной месяц и вывешивается на видном месте в фойе или вестибюле - для посетителей. В плане на очередной месяц указываются лишь те программы, которые предназначены для различных групп населения.
В месячный календарный план можно включить и демонстрацию художественных фильмов для взрослых и детей. Это делается для удобства пользования рабочим планом учреждения культуры.
В планах работы учитывается периоды государственных праздников в жизни наших республик, областей (краев), районов (городов), предприятий, акционерных обществ, фирм Российской Федерации, бывают периоды, связанные с подготовкой и проведением важных событий, с решением политических задач: юбилеи, памятные даты, выборы в органы государственной власти.
Включаются в планы работы и религиозные праздники.
Основные задачи учреждений в период политических кампаний состоят в том, чтобы содействовать успешному
проведению данной кампании, повышать ее политический уровень, используя средства, формы и методы культурно-досуговой деятельности. Например, на период избирательной кампании в органы государственной власти учреждения культуры включают в план такие программы, как отчеты депутатов Государственной Думы и регионального собрания предыдущего созыва, встречи с кандидатами в депутаты, создают клубы молодых избирателей, организуют лектории и кинолектории, посвященные правам и обязанностям граждан Российской Федерации, проводят вечера вопросов и ответов, знакомят с биографиями кандидатов в депутаты, с новой избирательной системой, организуют культурный отдых населения, оформляют выставки, стенды, плакаты и так далее.
Наиболее удобной формой составления планов на периоды политических кампаний является форма месячного плана. Учитывая, что мероприятия проводятся не ежедневно, расставлять их нужно в порядке чисел календаря.
Кроме рассмотренных выше планов работы, руководители учреждений культуры составляют рабочие планы на неделю. Разработка подобных планов обязательна. Они составляются для наиболее четкого руководства работой, для контроля за ходом выполнения запланированных в месячном плане мероприятий, для лучшего использования и распределения сил и возможностей работников и актива. В рабочих планах на очередную неделю подробно расписывается по дням недели необходимая для выполнения работа, кто ее организует, и отметка о том, что работа, программа проведены.
Иногда руководители крупных учреждений культуры составляют планы работы на очередные дни.
О содержании рабочего плана на предстоящую неделю руководители учреждений культуры информируют работников и актив на оперативных совещаниях, которые нужно проводить в первый рабочий день предстоящей недели.
При разработке плана нужно помнить, что план работы культурно-спортивного комплекса представляет не механическое соединение планов всех культурно-просветительных и спортивных учреждений, а скоординированные действия всех учреждений, входящих в комплекс, направленные на улучшение культурно-спортивного обслуживания населения. Разрабатывается план комплекса при участии руководителей всех учреждений культуры населенного пункта. Но главную роль в составлении плана играет дом культуры или ЦСДК (при существовании централизованной клубной системы), т.к. массовые формы культурно-досуговых программ проходят при участии всех учреждений культуры, а клуб (ЦСДК) активно участвует во всех других культурно-массовых и спортивных программах.
В практике планирования работы в учреждениях культуры есть и другие виды планов. Это репертуарные планы кружков и коллективов художественной самодеятельности.
Примерный план работы кружка (коллектива) художественной самодеятельности
Утверждено на заседании художественного
совета
Название коллектива
Жанр
Профсоюз
Административный район
Почтовый адрес Телефон_______
Год создания коллектива Дни и часы занятий