Сценарные основы подготовки культурно-досуговой программы

Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества, стремятся определить его как «особый вид ли­тературы», «особый род публицистики», драматургическое произведение особого рода1 и т.д. Хотя само понятие этого определения простое. Сценарий - это подробная литератур­ная разработка культурно-досуговой программы.

Многолетняя практика деятельности учреждений куль­туры показывает, что каждая, даже сугубо деловая, «офици­альная» культурно-досуговая программа начинается со сце­нария или сценарного организационного плана. Однако в специальной литературе последних лет сценарный план во­обще не рассматривается как специфический вид драматур­гии культурно-досуговой деятельности. Сам термин «сце­нарий программы» не получил до сих пор достаточно убе­дительных, четких и определенных научных критериев, развернутого обоснования. Имея некоторые общие положе-

1 Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. -М.: Сов. Россия, 1984. -С.9-11.

ния, каждый автор акцентирует внимание на отдельных принципиальных сторонах сценария.

Справедлива мысль о том, что «клубный сценарий» имеет сходство со сценарием, подготовленным для радио и телевидения. Однако различные утверждения об этом тож­дестве часто лишены элементарной корректности, доказа­тельности.

Так, например, А.И.Чечетин пишет, что «клубный сце­нарий имеет, по единодушному признанию теоретиков, об­щие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио»1. Это высказывание было бы правомерно, если бы автор сумел показать, что же конкрет­но заимствует клубный сценарий у драматургии театра, ки­но, телевидения, радио. Справедливо замечая, что клубный сценарий недостаточно рассматривать «как готовый резуль­тат», «продукт» деятельности «абстрактного сценариста». Сценарий - это все-таки процесс планирования педагогиче­ского, психологического, информационного, художествен­но-эстетического и т.п. воздействия на объект воспитания.

Имея в виду его социальную направленность, мы тем самым оцениваем, насколько глубоко, актуально, своевре­менно, основательно в сценарии реализован конкретный социальный заказ на культурно-досуговую программу. Также значительно ограничивает возможности проникнове­ния в сущность сценария культурно-досуговой программы, в технологию его разработки и реализации. Если учесть, что сама сущность и специфические особенности драматургии досуга подвержены разнообразным противоречивым мне­ниям, то понимание сценария как педагогической основы технологии культурно-досуговой деятельности приходит через понимание самого технологического процесса созда­ния сценария.

Сценарий представляет собой исходный каркас интел­лектуального и эмоционального воздействия культурно-досуговой программы. При этом сценаристы обязательно вводят в ткань содержания различные сценарно-сюжетные ходы, которые связывают все эпизоды в единый целостный замысел. Неотъемлемым элементом сценария должно быть его композиционное решение.

Первоосновой творческой деятельности сценариста яв­ляется замысел, в котором он программирует конечный ре­зультат. Зарождение замысла и его воплощение, т.е. весь творческий процесс создания сценария, зависит не только от личности сценариста, но и в не меньшей степени от спе­цифики и возможностей того или иного учреждения куль­туры и в каждом случае осуществляется по своей опреде­ленной технологии.

Замысел сценария является схемой будущей программы, которая включает основные блоки - эпизоды, сюжетную линию. Поиски интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием. Интересно разработанный сюжет -важнейшее требование драматургии учреждения культуры. На практике многие организаторы игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, с концерт­ными номерами.

В сюжете программы должны быть отражены характер­ные, интересные конкретной аудитории жизненные собы­тия, связанные между собой и последовательно развиваю­щиеся. «Полностью выстроить сюжет - это значит найти все события: малые и большие, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, ав­торской идеей связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей - истории роста и органи­зации того или иного характера, типа»1.

Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. - М., 1981.-С. 107.

1 Горький A.M. Беседа с молодыми // Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953. - Т. 27. -С. 215.

Но от чего зависит эффективность воздействия самой программы, как добиться значительного улучшения, усиле­ния педагогического смысла сценария - эти вопросы вол­нуют современных практиков и теоретиков культурно-досуговой деятельности.

Именно эта идея является очень важной для использова­ния сценария культурно-досуговой программы, активно включающей аудиторию в массовое театрализованное дей­ствие, связанное с трудовыми, бытовыми и другими тради­циями.

Учитывая экономическую обстановку и политическую ситуацию в стране, специалисты учреждений культуры включают в сценарии культурно-досуговых программ во­просы, касающиеся существующих потребностей людей, их интересов, индивидуального опыта.

Основной недостаток создания сценария программы связан с тем, что более половины специалистов учреждений культуры не владеют основами этого вида творчества. По­этому формирование профессионального мастерства сцена­риста может быть эффективным лишь в условиях система­тического и последовательного интеллектуально-эмоционального развития.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры заключается в том, чтобы присутствующие в жиз­ни негативные явления адекватно отражались в художест­венных образах педагогической направленности.

Деятельность по созданию сценария имеет субъектив­ную сторону (деятельность внутренне желательная, соот­ветствующая потребностям субъекта) и сторону объектив­ную (деятельность общественно-целесообразная).

Вся совокупность различных сценариев культурно-досуговой деятельности, содержание этой деятельности, ее черты дают представление об изменении направленности культурных предпочтений в сторону более свободного ори­ентирования личности.

Отсюда главным критерием умения создавать сценарий программы является наличие совокупности оснований, вы­строенных в определенную систему, где все цели и подцели имеют свою иерархию и целостность.

Педагогическое обеспечение процесса написания сцена­рия базируется на процессе общения автора с материалом и живыми участниками, пользующегося достоверной инфор­мацией, которая позволяет: выявить уровень восприятия и оценки материала; определить отношения субъекта воздей­ствия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия к распространяемым идеям, имея в виду их восприятие и усвоение; как результат первого и второго, дать оценку возможностей аудитории с точки зрения при­менения понятийного аппарата, методов и средств наиболее эффективного воздействия на нее.

Формирование художественной направленности, духов­ных ценностей и интересов, выступавших в качестве моти­вов деятельности автора сценария, осуществляется через связь с окружающей средой, укрепление позитивных чувств и настроений различных групп населения, воздействие на ценностные ориентации которых проявляются в различных видах заданной сценаристом деятельности; формирование общественного мнения, правильных оценок по актуальным проблемам общественной жизни.

Отсюда технология культурно-досуговой деятельности, несущая целостное представление о сущностных связях и закономерностях развития деятельности учреждения куль­туры, воплощается в сценарии программы, проявляется на принципах построения, формах и способах творческой дея­тельности.

Для того чтобы раскрыть основное содержание сценария культурно-досуговой программы, необходимо решить (сна­чала на теоретическом, а затем и методическом уровне) проблему, которая имеет особую актуальность и заключает­ся в адекватном соотношении структуры субъекта и объекта

с подвижными и недвижимыми возможностями, обеспечи­вающими их взаимодействие.

Именно здесь, на наш взгляд, следует искать те законо­мерности написания сценария, которые определяют специ­фику и содержание, способы взаимосвязи субъекта и объек­та в процессе культурно-досуговой деятельности.

^-Создание в сценарии ситуации постоянной заряженно-сти аудитории на активную деятельность - обязательное ус­ловие осуществления педагогических целей и задач куль-турно-досуговых программ сценарно-художественными средствами. В число сценарно-художественных средств, на­правленных на возникновение и эффективную реализацию ситуации, входят точная постановка проблемы предлагае­мой программы, педагогически оправданное использование документального и художественного материала, взятого в соответствии с логикой взаимодействия «правды факта» и «правды жизни», умение найти нужные композиционные приемы, способности сценариста понять специфику аудито­рии и добиться того, чтобы у сценария был точный адрес интеллектуального и эмоционального воздействия.

Сценарий программы может стать основной программы художественно-педагогического воздействия, если он ,мак-симально нацелен на реализацию идеи специфическими вы­разительными художественными средствами через актив­ную позицию самих участников, зрителей и слушателей.

Опыт показывает, что наиболее плодотворным был про­цесс, при котором аудитория получила планируемую идею не в качестве готового вывода, а приходила к нему в резуль­тате самостоятельной деятельности, направленной на ос­мысление преподносимого режиссером-постановщиком ма­териала: фактов, документов, событий, проблем и т.п. Лишь этот путь в должной мере обеспечивает возможность фор­мирования конкретных знаний и убеждений у аудитории.

Одной из существенных технологических проблем соз­дания сценария культурно-досуговых программ является прочтение ситуации.

Специфическая особенность учреждения культуры за­ключается в том, что свое влияние оно осуществляет лишь через создание художественной ситуации и ситуации по­вседневности. Именно в силу своей природы учреждение культуры обеспечивает оптимальные условия для эффек­тивного воздействия художественно-выразительных средств на личность.

Словом, успешно смоделированный в художественном и педагогическом отношении сценарий программы призван наиболее эффективно программировать и прогнозировать создание и динамичное развертывание заданной ситуации в рамках конкретной программы.

Педагогическая цель, сверхзадача, мысленно предвос­хищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов интеллектуально­го и эмоционального воздействия на аудиторию, для дости­жения определенного практического результата. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с предварительно намечен­ной целью.

С точки зрения драматургической организации сценар­ного материала, этот процесс является художественным, а с точки зрения планирования воздействия на аудиторию -психолого-педагогическим.

Драматургия культурно-досуговых программ основана, как правило, на реальных, конкретных фактах. Они по своей природе многозначны и, с точки зрения художественно-психологического воздействия, обладают богатейшими возможностями.

Тщательная разработка сценической драматургии куль­турно-досуговых программ позволяет организовывать и на­правлять соответственно поставленным педагогическим це-

лям и задачам творческую активность зрителя. Стремление вызвать творческую активность аудитории всегда было до­минирующей педагогической, профессиональной тенденци­ей в деятельности опытных режиссеров-постановщиков культурно-досуговых программ. Однако на практике недос­таточно полного и адекватного воплощения самой идеи сценария как психологической программы художественно-педагогического воздействия, как способа фиксации пред­лагаемых ответных реакций зрительного зала.

Включение в предметную культурно-досуговую дея­тельность личности на основе ее потребности первоначаль­но выступает лишь как условие, предпосылка деятельности, но как только личность начинает действовать, тотчас про­исходит ее трансформация и она перестает быть тем, чем она была «в себе». Сценарий культурно-досуговой про­граммы создает предпосылки для включения личности в действие и возможность исполнителям достичь поставлен­ной цели.

Вот почему действие - основное выразительное средст­во в сценарии культурно-досуговой программы. Отсюда не­обходимость знания его свойств и основных частей: «собы­тие», «задача», «сцена», «определение конфликта», «дейст­вие», «средства», «результат».

В современных культурно-досуговых программах сло­жились, на наш взгляд, два основных варианта введения факта в ткань сценического действия: это создание художе­ственного образа документальными средствами и создание «фактографического» образа художественными средствами, которые подчиняются целевой задаче документа.

Различные документы имеют специфические педагоги­ческие возможности. Этим можно объяснить попытки тео­ретиков классифицировать различные виды документально­го материала. Разделив документы на две группы, к первой мы отнесли письма, дневники, фотографии, пластинки, маг­нитофонные записи, ко второй - документы мемуарно-

художественные, воспоминания участников каких-либо со­бытий, а также документы, факты, получившие отражение в литературе, кино, радиопередачах.

В сценарии программы такое разделение является пра­вомерным и оправданным, поскольку в нем акцентируется единство подхода к анализу и оценке огромного докумен­тального и художественного материала, образующего в со­вокупности основные, изначальные источники культурно-досуговой деятельности.

Прежде чем рассмотреть факты и документы как неотъ­емлемую составную часть многообразной культурно-досуговой деятельности, следует остановиться на сущности самих понятий факта и документа.

Под фактом(от латинского «сделанное») понимается невымышленное происшествие, событие, явление. Факт -это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определен­ном случае, что произошло сегодня, вчера, там-то. Факт -ячейка действительности в ее движущемся развитии. У него есть объем, начало, развитие, завершение, некая фабула, по меткому выражению А.М.Горького. Факт отличается дина­мичной природой, отражает событие в момент деятельности человека, коллектива, общества. Наконец, поскольку факт -это событие, он может и должен быть закреплен в докумен­те.

Документ- это фиксация, закрепление реальности в слове, рисунке, фотографии и т.д.

Факты и документы не могут быть осмыслены вне ми­ровоззренческой позиции автора сценария и режиссера-постановщика программы. Причина здесь лежит в особен­ностях видения мира каждым из них. Именно оно играет решающую роль в становлении и самом содержании твор­ческого пути, который проходит специалист учреждения культуры как художник. Именно поэтому любой факт, поя­вившийся в сценарии, несет в себе авторское понимание

его социального смысла, отражает позицию автора как гра­жданина и художника.

Создание сценария с документами и фактами искусства помогает осуществить их анализ и синтез, выявить возмож­ный конфликт между ними. Сценарист с помощью монтажа способен четко воплотить сюжет, выразить авторскую по­зицию, добиться наибольшей художественной выразитель­ности материала. С помощью монтажа как драматургиче­ского метода организации материала сценарист имеет воз­можность направить зрительское восприятие, добиться ритмического построения всей программы, изменить само сценическое время.

Работа над сценарием культурно-досуговой программы любого типа: информационно-пропагандистской, художест­венно-публицистической, культурно-развлекательной и т.д., по существу, отражает основные закономерности деятель­ности сценариста.

Следовательно, сценарий - литературно-режиссерская, педагогически осмысленная разработка, которая воплоща­ется с учетом социально-культурной специфики культурно-досуговой программы. К отличительным чертам драматур­гии культурно-досуговых программ относятся:

- документальная основа, предполагающая реализа­цию во всех формах культурно-досуговой деятельности документального материла, привлечение реальных действующих лиц;

- оптимальное соотношение художественного и доку­ментального материала в различных формах культур­но-досуговой деятельности;

- аналитический отбор событий, оценка фактов, выяв­ляющих четкую авторскую позицию сценариста;

- активный характер драматургии, определяющий со­ответствующую организацию материала в соответст­вии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация

и развязка) и гармонического единства содержания и

формы.

В освоении драматургических навыков написания сце­нариев специалистами учреждений культуры ведущая роль принадлежит овладению творческим контактом. Задача сценариста заключается в том, чтобы создать оригинальную культурно-досуговую программу путем соединения различ­ных выразительных средств в единую логическую компози­цию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.