Сценарные основы подготовки культурно-досуговой программы
Многие авторы, рассматривая сценарий как продукт творчества, стремятся определить его как «особый вид литературы», «особый род публицистики», драматургическое произведение особого рода1 и т.д. Хотя само понятие этого определения простое. Сценарий - это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы.
Многолетняя практика деятельности учреждений культуры показывает, что каждая, даже сугубо деловая, «официальная» культурно-досуговая программа начинается со сценария или сценарного организационного плана. Однако в специальной литературе последних лет сценарный план вообще не рассматривается как специфический вид драматургии культурно-досуговой деятельности. Сам термин «сценарий программы» не получил до сих пор достаточно убедительных, четких и определенных научных критериев, развернутого обоснования. Имея некоторые общие положе-
1 Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. -М.: Сов. Россия, 1984. -С.9-11.
ния, каждый автор акцентирует внимание на отдельных принципиальных сторонах сценария.
Справедлива мысль о том, что «клубный сценарий» имеет сходство со сценарием, подготовленным для радио и телевидения. Однако различные утверждения об этом тождестве часто лишены элементарной корректности, доказательности.
Так, например, А.И.Чечетин пишет, что «клубный сценарий имеет, по единодушному признанию теоретиков, общие черты с драматургическими произведениями театра, кино, телевидения и радио»1. Это высказывание было бы правомерно, если бы автор сумел показать, что же конкретно заимствует клубный сценарий у драматургии театра, кино, телевидения, радио. Справедливо замечая, что клубный сценарий недостаточно рассматривать «как готовый результат», «продукт» деятельности «абстрактного сценариста». Сценарий - это все-таки процесс планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т.п. воздействия на объект воспитания.
Имея в виду его социальную направленность, мы тем самым оцениваем, насколько глубоко, актуально, своевременно, основательно в сценарии реализован конкретный социальный заказ на культурно-досуговую программу. Также значительно ограничивает возможности проникновения в сущность сценария культурно-досуговой программы, в технологию его разработки и реализации. Если учесть, что сама сущность и специфические особенности драматургии досуга подвержены разнообразным противоречивым мнениям, то понимание сценария как педагогической основы технологии культурно-досуговой деятельности приходит через понимание самого технологического процесса создания сценария.
Сценарий представляет собой исходный каркас интеллектуального и эмоционального воздействия культурно-досуговой программы. При этом сценаристы обязательно вводят в ткань содержания различные сценарно-сюжетные ходы, которые связывают все эпизоды в единый целостный замысел. Неотъемлемым элементом сценария должно быть его композиционное решение.
Первоосновой творческой деятельности сценариста является замысел, в котором он программирует конечный результат. Зарождение замысла и его воплощение, т.е. весь творческий процесс создания сценария, зависит не только от личности сценариста, но и в не меньшей степени от специфики и возможностей того или иного учреждения культуры и в каждом случае осуществляется по своей определенной технологии.
Замысел сценария является схемой будущей программы, которая включает основные блоки - эпизоды, сюжетную линию. Поиски интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием. Интересно разработанный сюжет -важнейшее требование драматургии учреждения культуры. На практике многие организаторы игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, с концертными номерами.
В сюжете программы должны быть отражены характерные, интересные конкретной аудитории жизненные события, связанные между собой и последовательно развивающиеся. «Полностью выстроить сюжет - это значит найти все события: малые и большие, главные и второстепенные, в которых раскрываются обусловленные конфликтом, авторской идеей связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей - истории роста и организации того или иного характера, типа»1.
Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. - М., 1981.-С. 107.
1 Горький A.M. Беседа с молодыми // Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953. - Т. 27. -С. 215.
Но от чего зависит эффективность воздействия самой программы, как добиться значительного улучшения, усиления педагогического смысла сценария - эти вопросы волнуют современных практиков и теоретиков культурно-досуговой деятельности.
Именно эта идея является очень важной для использования сценария культурно-досуговой программы, активно включающей аудиторию в массовое театрализованное действие, связанное с трудовыми, бытовыми и другими традициями.
Учитывая экономическую обстановку и политическую ситуацию в стране, специалисты учреждений культуры включают в сценарии культурно-досуговых программ вопросы, касающиеся существующих потребностей людей, их интересов, индивидуального опыта.
Основной недостаток создания сценария программы связан с тем, что более половины специалистов учреждений культуры не владеют основами этого вида творчества. Поэтому формирование профессионального мастерства сценариста может быть эффективным лишь в условиях систематического и последовательного интеллектуально-эмоционального развития.
Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры заключается в том, чтобы присутствующие в жизни негативные явления адекватно отражались в художественных образах педагогической направленности.
Деятельность по созданию сценария имеет субъективную сторону (деятельность внутренне желательная, соответствующая потребностям субъекта) и сторону объективную (деятельность общественно-целесообразная).
Вся совокупность различных сценариев культурно-досуговой деятельности, содержание этой деятельности, ее черты дают представление об изменении направленности культурных предпочтений в сторону более свободного ориентирования личности.
Отсюда главным критерием умения создавать сценарий программы является наличие совокупности оснований, выстроенных в определенную систему, где все цели и подцели имеют свою иерархию и целостность.
Педагогическое обеспечение процесса написания сценария базируется на процессе общения автора с материалом и живыми участниками, пользующегося достоверной информацией, которая позволяет: выявить уровень восприятия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия и оценки материала; определить отношения субъекта воздействия к распространяемым идеям, имея в виду их восприятие и усвоение; как результат первого и второго, дать оценку возможностей аудитории с точки зрения применения понятийного аппарата, методов и средств наиболее эффективного воздействия на нее.
Формирование художественной направленности, духовных ценностей и интересов, выступавших в качестве мотивов деятельности автора сценария, осуществляется через связь с окружающей средой, укрепление позитивных чувств и настроений различных групп населения, воздействие на ценностные ориентации которых проявляются в различных видах заданной сценаристом деятельности; формирование общественного мнения, правильных оценок по актуальным проблемам общественной жизни.
Отсюда технология культурно-досуговой деятельности, несущая целостное представление о сущностных связях и закономерностях развития деятельности учреждения культуры, воплощается в сценарии программы, проявляется на принципах построения, формах и способах творческой деятельности.
Для того чтобы раскрыть основное содержание сценария культурно-досуговой программы, необходимо решить (сначала на теоретическом, а затем и методическом уровне) проблему, которая имеет особую актуальность и заключается в адекватном соотношении структуры субъекта и объекта
с подвижными и недвижимыми возможностями, обеспечивающими их взаимодействие.
Именно здесь, на наш взгляд, следует искать те закономерности написания сценария, которые определяют специфику и содержание, способы взаимосвязи субъекта и объекта в процессе культурно-досуговой деятельности.
^-Создание в сценарии ситуации постоянной заряженно-сти аудитории на активную деятельность - обязательное условие осуществления педагогических целей и задач куль-турно-досуговых программ сценарно-художественными средствами. В число сценарно-художественных средств, направленных на возникновение и эффективную реализацию ситуации, входят точная постановка проблемы предлагаемой программы, педагогически оправданное использование документального и художественного материала, взятого в соответствии с логикой взаимодействия «правды факта» и «правды жизни», умение найти нужные композиционные приемы, способности сценариста понять специфику аудитории и добиться того, чтобы у сценария был точный адрес интеллектуального и эмоционального воздействия.
Сценарий программы может стать основной программы художественно-педагогического воздействия, если он ,мак-симально нацелен на реализацию идеи специфическими выразительными художественными средствами через активную позицию самих участников, зрителей и слушателей.
Опыт показывает, что наиболее плодотворным был процесс, при котором аудитория получила планируемую идею не в качестве готового вывода, а приходила к нему в результате самостоятельной деятельности, направленной на осмысление преподносимого режиссером-постановщиком материала: фактов, документов, событий, проблем и т.п. Лишь этот путь в должной мере обеспечивает возможность формирования конкретных знаний и убеждений у аудитории.
Одной из существенных технологических проблем создания сценария культурно-досуговых программ является прочтение ситуации.
Специфическая особенность учреждения культуры заключается в том, что свое влияние оно осуществляет лишь через создание художественной ситуации и ситуации повседневности. Именно в силу своей природы учреждение культуры обеспечивает оптимальные условия для эффективного воздействия художественно-выразительных средств на личность.
Словом, успешно смоделированный в художественном и педагогическом отношении сценарий программы призван наиболее эффективно программировать и прогнозировать создание и динамичное развертывание заданной ситуации в рамках конкретной программы.
Педагогическая цель, сверхзадача, мысленно предвосхищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию, для достижения определенного практического результата. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с предварительно намеченной целью.
С точки зрения драматургической организации сценарного материала, этот процесс является художественным, а с точки зрения планирования воздействия на аудиторию -психолого-педагогическим.
Драматургия культурно-досуговых программ основана, как правило, на реальных, конкретных фактах. Они по своей природе многозначны и, с точки зрения художественно-психологического воздействия, обладают богатейшими возможностями.
Тщательная разработка сценической драматургии культурно-досуговых программ позволяет организовывать и направлять соответственно поставленным педагогическим це-
лям и задачам творческую активность зрителя. Стремление вызвать творческую активность аудитории всегда было доминирующей педагогической, профессиональной тенденцией в деятельности опытных режиссеров-постановщиков культурно-досуговых программ. Однако на практике недостаточно полного и адекватного воплощения самой идеи сценария как психологической программы художественно-педагогического воздействия, как способа фиксации предлагаемых ответных реакций зрительного зала.
Включение в предметную культурно-досуговую деятельность личности на основе ее потребности первоначально выступает лишь как условие, предпосылка деятельности, но как только личность начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация и она перестает быть тем, чем она была «в себе». Сценарий культурно-досуговой программы создает предпосылки для включения личности в действие и возможность исполнителям достичь поставленной цели.
Вот почему действие - основное выразительное средство в сценарии культурно-досуговой программы. Отсюда необходимость знания его свойств и основных частей: «событие», «задача», «сцена», «определение конфликта», «действие», «средства», «результат».
В современных культурно-досуговых программах сложились, на наш взгляд, два основных варианта введения факта в ткань сценического действия: это создание художественного образа документальными средствами и создание «фактографического» образа художественными средствами, которые подчиняются целевой задаче документа.
Различные документы имеют специфические педагогические возможности. Этим можно объяснить попытки теоретиков классифицировать различные виды документального материала. Разделив документы на две группы, к первой мы отнесли письма, дневники, фотографии, пластинки, магнитофонные записи, ко второй - документы мемуарно-
художественные, воспоминания участников каких-либо событий, а также документы, факты, получившие отражение в литературе, кино, радиопередачах.
В сценарии программы такое разделение является правомерным и оправданным, поскольку в нем акцентируется единство подхода к анализу и оценке огромного документального и художественного материала, образующего в совокупности основные, изначальные источники культурно-досуговой деятельности.
Прежде чем рассмотреть факты и документы как неотъемлемую составную часть многообразной культурно-досуговой деятельности, следует остановиться на сущности самих понятий факта и документа.
Под фактом(от латинского «сделанное») понимается невымышленное происшествие, событие, явление. Факт -это не то, что бывало, бывает, а то, что было в определенном случае, что произошло сегодня, вчера, там-то. Факт -ячейка действительности в ее движущемся развитии. У него есть объем, начало, развитие, завершение, некая фабула, по меткому выражению А.М.Горького. Факт отличается динамичной природой, отражает событие в момент деятельности человека, коллектива, общества. Наконец, поскольку факт -это событие, он может и должен быть закреплен в документе.
Документ- это фиксация, закрепление реальности в слове, рисунке, фотографии и т.д.
Факты и документы не могут быть осмыслены вне мировоззренческой позиции автора сценария и режиссера-постановщика программы. Причина здесь лежит в особенностях видения мира каждым из них. Именно оно играет решающую роль в становлении и самом содержании творческого пути, который проходит специалист учреждения культуры как художник. Именно поэтому любой факт, появившийся в сценарии, несет в себе авторское понимание
его социального смысла, отражает позицию автора как гражданина и художника.
Создание сценария с документами и фактами искусства помогает осуществить их анализ и синтез, выявить возможный конфликт между ними. Сценарист с помощью монтажа способен четко воплотить сюжет, выразить авторскую позицию, добиться наибольшей художественной выразительности материала. С помощью монтажа как драматургического метода организации материала сценарист имеет возможность направить зрительское восприятие, добиться ритмического построения всей программы, изменить само сценическое время.
Работа над сценарием культурно-досуговой программы любого типа: информационно-пропагандистской, художественно-публицистической, культурно-развлекательной и т.д., по существу, отражает основные закономерности деятельности сценариста.
Следовательно, сценарий - литературно-режиссерская, педагогически осмысленная разработка, которая воплощается с учетом социально-культурной специфики культурно-досуговой программы. К отличительным чертам драматургии культурно-досуговых программ относятся:
- документальная основа, предполагающая реализацию во всех формах культурно-досуговой деятельности документального материла, привлечение реальных действующих лиц;
- оптимальное соотношение художественного и документального материала в различных формах культурно-досуговой деятельности;
- аналитический отбор событий, оценка фактов, выявляющих четкую авторскую позицию сценариста;
- активный характер драматургии, определяющий соответствующую организацию материала в соответствии с основными законами аристотелевской драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация
и развязка) и гармонического единства содержания и
формы.
В освоении драматургических навыков написания сценариев специалистами учреждений культуры ведущая роль принадлежит овладению творческим контактом. Задача сценариста заключается в том, чтобы создать оригинальную культурно-досуговую программу путем соединения различных выразительных средств в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.