Глава IV. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
Человек по своей природе существо общественное, и поэтому важнейшую предпосылку становления его как личности составляет активная связь с природой и другими людьми. При этом процесс формирования и развития личности является технологическим процессом усвоения и обогащения опыта общественной жизни. Не менее важно то обстоятельство, что личность — это персонифицированная социальная деятельность, и условием раскрытия ее сущности выступает методологический принцип единства деятельности, общественных отношений и сознания.
Категория «развитие»является центральным понятием в назначении культурно-досуговой деятельности и характеризует диалектику человеческой природы. Степень развития (объединенности, интегрированности и проявления качеств) характеризует целостность личности. Всесторонне и гармонически развитая личность - система, которая становится целостной. Целостную личность отличает высокий уровень развития «всесторонности». Критически осваивая культурно-исторический опыт нашей страны, ориентация на общечеловеческие ценности и является самой сутью технологии культурно-досуговой деятельности.
Чтобы многообразные виды, типы и формы деятельности, которыми занимается человек в процессе культурно-досуговой деятельности, могли влиять на динамику его развития, обладали определенными характеристиками, необходимо прежде всего во всех формах деятельности представить все компоненты в разном виде: потребности, мотивы, цели; условия и средства достижения результатов; действий и операций; предмета и продукта деятельности.
Анализ понятий «организация» и «методика»культурно-досуговой деятельности показывает, что они характери-
зуются как производное понятие культурно-досуговой деятельности, т.е. указывают на целенаправленные действия в условиях социальной детерминации. Целенаправленные действия в культурно-досуговой деятельности понимаются автором как профессиональная деятельность, направленная на объект и обусловленная влиянием социально-экономических и культурных факторов.
Поэтому переход организации и методики культурно-досуговой деятельности друг в друга в этой связи и определяет облик каждого учреждения культуры, эффективность его функционирования. Следовательно, невозможно понять сущность и противоречия организационно-методического процесса в учреждении культуры без учета уровня и динамики организации и методики их соотношения перехода друг в друга. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основную задачу - точное соблюдение технологического процесса, направленного на создание оригинальных решений в традиционных формах и выдвижение новых форм на основе инициативного движения народа.
Целостная система предполагает активное воздействие на свои компоненты, преобразуя их согласно своему характеру, содержанию и структуре. Целостная система технологии деятельности учреждений культуры понимается по-разному. Как отмечает АЛевинсон: «Под технологией будем в данном случае понимать набор приемов труда культпросветработника, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Как и везде, здесь мы можем увидеть труд ручной, кустарный, индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащенный и т.д.». И далее: «Технология в своих основах закладывалась в эпоху становления современной сети клубных учреждений, т.е. в эпоху культурной революции в нашей стране. Тогда же формулировались основные цели и задачи клубов. Постановка клубного дела отражала общую ситуацию с техноло-
гией в других отраслях материального и духовного производства. В большинстве этих отраслей господствовал ручной, иногда кустарный труд»1. Исходя из данных рассуждений А.Левинсон сравнивает технологию учреждений культуры с технологией на производстве. Здесь много точного, но параллели полностью, вероятно, проводить неправомерно.
Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (ее компоненты - штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.); подсистема методической деятельности (состоит из следующих компонентов - сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т.д.); психологическая подсистема, формальная и неформальная структура, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д. Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит критерием функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого (метасистема) учреждение культуры вписано в систему культурно-досуговой деятельности региона.