Глава IV. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Человек по своей природе существо общественное, и поэтому важнейшую предпосылку становления его как лич­ности составляет активная связь с природой и другими людьми. При этом процесс формирования и развития лич­ности является технологическим процессом усвоения и обо­гащения опыта общественной жизни. Не менее важно то об­стоятельство, что личность — это персонифицированная со­циальная деятельность, и условием раскрытия ее сущности выступает методологический принцип единства деятельно­сти, общественных отношений и сознания.

Категория «развитие»является центральным понятием в назначении культурно-досуговой деятельности и характе­ризует диалектику человеческой природы. Степень разви­тия (объединенности, интегрированности и проявления ка­честв) характеризует целостность личности. Всесторонне и гармонически развитая личность - система, которая стано­вится целостной. Целостную личность отличает высокий уровень развития «всесторонности». Критически осваивая культурно-исторический опыт нашей страны, ориентация на общечеловеческие ценности и является самой сутью техно­логии культурно-досуговой деятельности.

Чтобы многообразные виды, типы и формы деятельно­сти, которыми занимается человек в процессе культурно-досуговой деятельности, могли влиять на динамику его раз­вития, обладали определенными характеристиками, необхо­димо прежде всего во всех формах деятельности предста­вить все компоненты в разном виде: потребности, мотивы, цели; условия и средства достижения результатов; действий и операций; предмета и продукта деятельности.

Анализ понятий «организация» и «методика»культур­но-досуговой деятельности показывает, что они характери-

зуются как производное понятие культурно-досуговой дея­тельности, т.е. указывают на целенаправленные действия в условиях социальной детерминации. Целенаправленные действия в культурно-досуговой деятельности понимаются автором как профессиональная деятельность, направленная на объект и обусловленная влиянием социально-экономических и культурных факторов.

Поэтому переход организации и методики культурно-досуговой деятельности друг в друга в этой связи и опреде­ляет облик каждого учреждения культуры, эффективность его функционирования. Следовательно, невозможно понять сущность и противоречия организационно-методического процесса в учреждении культуры без учета уровня и дина­мики организации и методики их соотношения перехода друг в друга. Процесс этот сложный, многоплановый, про­тиворечивый, поскольку решает основную задачу - точное соблюдение технологического процесса, направленного на создание оригинальных решений в традиционных формах и выдвижение новых форм на основе инициативного движе­ния народа.

Целостная система предполагает активное воздействие на свои компоненты, преобразуя их согласно своему харак­теру, содержанию и структуре. Целостная система техноло­гии деятельности учреждений культуры понимается по-разному. Как отмечает АЛевинсон: «Под технологией бу­дем в данном случае понимать набор приемов труда культ­просветработника, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений. Как и везде, здесь мы мо­жем увидеть труд ручной, кустарный, индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащенный и т.д.». И да­лее: «Технология в своих основах закладывалась в эпоху становления современной сети клубных учреждений, т.е. в эпоху культурной революции в нашей стране. Тогда же формулировались основные цели и задачи клубов. Поста­новка клубного дела отражала общую ситуацию с техноло-

 

гией в других отраслях материального и духовного произ­водства. В большинстве этих отраслей господствовал руч­ной, иногда кустарный труд»1. Исходя из данных рассужде­ний А.Левинсон сравнивает технологию учреждений куль­туры с технологией на производстве. Здесь много точного, но параллели полностью, вероятно, проводить неправомер­но.

Технология культурно-досуговой деятельности как сис­тема состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (ее компоненты - штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.); подсистема ме­тодической деятельности (состоит из следующих компонен­тов - сценарий, сценарные разработки, методические реко­мендации, описание опыта и т.д.); психологическая подсис­тема, формальная и неформальная структура, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т.д. Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит критерием функционирования учреждения культу­ры. Как подсистема, часть более крупного целого (метаси­стема) учреждение культуры вписано в систему культурно-досуговой деятельности региона.