В отличие от этих категорий, подведомственность не является характеристикой органа.
Нужно отграничить понятие подведомственность от понятия компетенция и юрисдикция.
Тема 7. Подведомственность гражданских дел.
Вопрос 1. Понятие подведомственности гражданских дел.
Подведомственность - это категория характерная только для гражданского процесса.
Уголовный процесс оперирует понятиями подследственности и подсудности. Все уголовные дела подлежат рассмотрению в суде.
Гражданские дела могут рассматриваться не только судами общей юрисдикции, но и арбитражными судами, военными судами, комиссиями по трудовым спорам, нотариатом, третейскими судами, международными коммерческими арбитражами, административными органами, а раньше и товарищескими судами. Гражданские дела чрезвычайно разнообразны, поэтому должен различаться и порядок разбирательства таких дел, процедура действий органов, их рассматривающих. Поэтому многообразие форм гражданско-правовой защиты объективно обусловлено сложностью гражданских дел.
Возникает задача разграничить компетенцию всех этих органов, сделать так, чтобы они помогали друг другу, а не мешали, в деле защиты гражданских прав (особенности традиций, сословные, национальные устройства судов и т.д. влияют на это).
Компетенция - совокупность властных полномочий того или иного органа, это характеристика органа или должностного лица.
Юрисдикция - разновидность, часть компетенции, это властные полномочия органа по разрешению юридических дел. Органы, которые такими полномочиями наделены, называются юрисдикционными (арбитраж, третейский, обычный и т.д. суды).
Подведомственность– это свойство юридического дела быть рассмотренным определенным органом в определенном процессуальном порядке.
Вопрос 2. Виды подведомственности гражданских дел.
В зависимости от того, какими правилами установлена подведомственность, она делится на:
I. Общая подведомственность. Установлена общими правилами (например, ст. 25 ГПК, ст. 22 АПК).
II. Специальная подведомственность. Предусмотрена специальными правилами, чрезвычайными нормами материального законодательства. Расширительному толкованию эти нормы не подлежат.
В зависимости от количества органов, уполномоченных на разрешение дела, специальная подведомственность делится на:
1. Единичную. При такой подведомственности закон устанавливает единственный орган, уполномоченный на разрешение дела (например, Верховный Суд по делу Президента).
2. Множественную. При такой подведомственности закон указывает несколько органов, которые могут рассматривать данное дело.
Множественная специальная подведомственность делится на:
а/ Альтернативную. Альтернативная подведомственность - это подведомственность по выбору заинтересованного лица (например, если права и свобода гражданина нарушены органом государственной власти, оно может пожаловаться вышестоящему лицу или в суд).
б/ Договорную. Договорная подведомственность - это подведомственность по соглашению сторон (в договоре «в случае возникновения такого-то спора, дело будет рассматриваться в таком-то суде» - это арбитражная оговорка).
в/ Императивную. Императивная подведомственность - это рассмотрение дела несколькими органами в установленной законом императивной форме (последовательности). Раньше трудовые споры - комиссии по трудовым спорам, профсоюз, комитет и лишь потом суд.
Выбор той или иной формы подведомственности зависит от многих факторов: не только от обстоятельств дела, но и от особенностей политики государства на данном этапе.
Вопрос 3. Общие правила подведомственности гражданских дел суду.
Общие правила подведомственности гражданских дел судам всегда рассматриваются как правила подведомственности в рамках искового производства. Гражданско-правовые споры, по своему характеру, тяготеют к судебной форме их разрешения. Изъятие гражданских дел по спору о праве из компетенции суда должно рассматриваться как исключение из общего правила.
Чтобы решить, подведомственно ли дело суду или нет, судья при принятии заявления должен обратить внимание на следующие объективные обстоятельства: