Развитию самодеятельного художественного творчества
Для художественной самодеятельности на современном этапе развития нашего общества характерно возрастание социокультурной зрелости участников коллективов в учреждениях культуры. Подтверждением этому служит тематическая направленность репертуара и активная полупрофессиональная работа, проводимая участниками художественной самодеятельности.
В репертуаре самодеятельных коллективов находят отражение актуальные темы современности; социальный прогресс, проблемы мира и войны; проблемы нравственности При этом ведущее место отводится патриотическим темам. В качестве примера приведем работу учреждений культуры Москвы. Это героические балеты: «Памяти павших» -Дворца культуры «Серп и Молот», «Пике в бессмертие» -Дворца культуры Метростроя; публицистические представления: «Хроника необъявленной катастрофы» агиттеатра Дома культуры Московского энергетического института, «Герника» студии пантомимы «Подснежник».
Надо сказать, что в репертуаре самодеятельных художественных коллективов все более усиливается национальная
направленность: исполняются произведения композиторов, поэтов, драматургов всей России.
Важнейшую общественную миссию выполняют коллективы художественной самодеятельности, принимая участие в Концертах, посвященных крупнейшим общественно-политическим событиям: обращение к историческим собы-тия№, выборам в центральные и местные органы власти; Раионным, областным и краевым событиям, а также кон-ЧеРгам перед трудовыми коллективами в период весенне-полевых работ и уборки урожая.
Поскольку в художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанровая структура, отличающаяся от Ф°РМ любительского творчества, то надо видеть и новые спеЦифические средства художественно-эстетического плана- <<Эти жанры и средства во многом схожи с теми, что имеюТСЯ в профессиональном искусстве. Однако между ними еСть и различия, определяемые уровнем и полнотой владения этими средствами и их направленностью»1.
Художественная самодеятельность характеризуется прежще всего наличием созидательной цели. Определение цели^ расшифровка ее позволяют конкретизировать всю сист^Му педагогических задач, разработать методику их реализации, добиваясь более действенных результатов.
Конечной целью этого синтезированного процесса является прямой или опосредованный результат, выражающийся в приобретении участниками определенных качеств: зна-нии> З/мений, навыков, взглядов, убеждений, черт характера.
Поэтому для получения видимых результатов в художе-ствен;ной самодеятельности важно методически грамотно строи ть процесс опоры на педагогические, экономические и Управленческие основы.
Ес;ли в потребности участника самодеятельного коллекажается состояние, отношение человека к предмету
ргщя А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика - М.: Высшая школа, 1988. - С. 47.
тива
деятельности, т.е. занятиями конкретным видом искусства, то цель является связующим звеном механизма деятельности учреждения культуры и самодеятельного коллектива, которая направлена на будущий результат на основе настоящего в соответствии с потребностями и интересами участников. В данном варианте в качестве субъекта выступает лицо или группа лиц, являющихся сознательными носителями целей и реализующих их в предметной деятельности. В учреждении культуры субъекты-руководители коллективов являются профессиональными работниками.
По мере усложнения организационных форм, возникновения в учреждениях культуры коммерческих структур усложняется и структура коллективов самодеятельного художественного творчества.
«Объект воздействия» - участники художественной самодеятельности - включает представителей различных социально-демографических групп населения в той мере, в какой они вовлечены в сферу действия принятого термина «объект», т.к. в процессе художественной деятельности имеют место динамичные субъект-объектные отношения.
«Средства» художественной самодеятельности включают огромный набор разнообразных воздействий через содержание, формы, методы, искусство, технику, наглядность, направленных на реализацию целей и задач. Эффективность средств воздействия определяется степенью соответствия их применения.
Знания, умения и навыки в условиях занятий самодеятельным творчеством формируются в процессе учебно-воспитательной и творческой деятельности, которые существуют как единый процесс.
В самодеятельном коллективе каждый его участник выполняет определенные действия, совершенствует умения, приобретает новые знания, учится, развивается, создает совместно с коллегами определенные духовные ценности. Однако общественная целесообразность коллективной дея-
тельности, ее полезность требуют постоянного и целенаправленного педагогического управления. Только при этом условии занятия в самодеятельном коллективе могут превратиться в целенаправленный процесс формирования личности.
В принципе, учебно-творческая деятельность самодеятельных коллективов состоит из следующих элементов:
- планирование учебной деятельности;
- овладение «секретами» конкретного вида, жанра искусства (от простого к более сложному); совершенствование техники, освоение технологии; занятия коллективные, групповые, индивидуальные;
- изучение теории и истории различных жанров, лекции, беседы, встречи, просмотр специальных кинофильмов; посещение специальных выставок, музеев, участие в занятиях других коллективов и т.д.;
- отбор произведений для репертуара, его формирование; конкретная творческая работа по освоению репертуара, учебно-тренировочные занятия, репетиции, подготовка творческой продукции для показа зрителям;
- показ готовой творческой продукции зрителям как определенный этап, подводящий итог учебной деятельности;
- подведение итогов показа, критический анализ проделанной работы, составление плана на будущее. Педагогическая деятельность включает такие элементы,
как:
- работа по повышению общей культуры участников;
- формирование высоких моральных качеств, творческого отношения к своей основной профессии, учебе;
- создание здорового микроклимата, товарищеской обстановки, потребности в общении;
- всемерное поощрение самовоспитания, самодисциплины, самоконтроля;
- воспитание на гуманных традициях самодеятельного
коллектива.
Учебно-творческая и педагогическая деятельность взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, переходят одна в другую. Это требует в системе организации учебно-творческой и педагогической работы органического единства всех трех направлений деятельности, т.е. единства познания (обучение), ориентирования в системе ценностей (воспитание) и художественно-творческой деятельности. Использование творческого процесса как важнейшего фактора совершенствования каждого участника самодеятельного коллектива - основа этого единства.
В процессе созидания, обучения и просвещения в самодеятельном коллективе необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода к участнику. Умелое педагогическое осуществление этого принципа настоятельно требует внимания к потребностям, интересу, опыту, способностям, умениям участника и уважения его вкусов. В процессе творческой деятельности руководитель регулирует содержание, объем и режим деятельности участников. Осуществление педагогической деятельности в большей степени зависит от того, какие творческие качества и социально-психологические характеристики присущи данному исполнителю. Наконец, только при соблюдении этого принципа можно воспитать творческую индивидуальность в каждом участнике.
Стимулирование участников самодеятельного коллектива не имеет ничего общего с меценатством и задабриванием. Стимулирование - это воздействие на индивида с тем, чтобы в его деятельности нашли адекватное преломление объективные общественные требования и задачи.
Участник самодеятельного коллектива включен в процесс общественно значимой деятельности и нередко отказывается от более простых, не требующих напряжения видов досуговых занятий.
Классификацию художественной самодеятельности сегодня создать особенно трудно, учитывая то обстоятельство, что самодеятельность не «копирует» профессиональное искусство.
Однако можно выделить две большие категории самодеятельности: самодеятельность в области потребленияхудожественной культуры и самодеятельность в области производствахудожественной культуры.
Преодоление разрыва между художественным производством и художественным потреблением - одна из сущностных особенностей самодеятельности. На практике же приходится, к сожалению, нередко встречаться с тем, что участники традиционного вида самодеятельности (хоровые, хореографические, цирковые коллективы) не столько «потребляют», сколько производят художественные продукты, которые, естественно, не отличаются сколько-нибудь заметным качеством.
Поэтому дифференциация самодеятельных коллективов на «художественно-потребляющие» и «художественно-производящие» оказывается неполной.
Можно выделить три основных класса самодеятельных явлений:
- ориентация на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской окраины);
- ориентация на профессиональную культуру;
- оригинальная самодеятельность, не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре. Видами художественной самодеятельности являются
музыкальная, изобразительная, театральная и др.; жанрами - академический хор, вокальные ансамбли, оркестры эстрадных, духовых и т.д. Изобразительная самодеятельность представлена живописью, скульптурой, керамикой и т.д.
Несколько иная ситуация в самодеятельности, ориентированной на фольклор и этнографическую культуру. Подлинно народной культуре был свойственен синкретизм -
неразделенность на жанры и неотделенность от быта и других жизненных реалий. В современном фольклоре расслоение на жанры уже сильно обозначилось и продолжается. Здесь можно обнаружить «синтетические», участники которых и поют, и танцуют, и играют, иногда осуществляют постановку какого-либо красочного обряда или систему календарных действ. Есть группы сугубо вокальные или сугубо хореографические.
Особое развитие в последнее время получила нетрадиционная самодеятельность. Из лекции с диапозитивами рождается слайд-театр, из вечера танцев и тематической художественно-познавательной программы - дискофеерия и т.д.
Все эти классы, виды и жанры самодеятельных явлений не в одинаковой степени развиты и не в одинаковой степени изучены. Вместе с тем, разнородные явления самодеятельности нельзя противопоставлять одно другому как более важные и менее важные.
В развитии художественной самодеятельности следует стремиться к тому, чтобы набор коллективов и объединений в регионе или в рамках учреждений культуры позволял занять и использовать активность людей с самыми различными склонностями, интересами, способностями, уровнями общего и специального художественного образования.