Развитию самодеятельного художественного творчества

Для художественной самодеятельности на современном этапе развития нашего общества характерно возрастание социокультурной зрелости участников коллективов в учре­ждениях культуры. Подтверждением этому служит темати­ческая направленность репертуара и активная полупрофес­сиональная работа, проводимая участниками художествен­ной самодеятельности.

В репертуаре самодеятельных коллективов находят от­ражение актуальные темы современности; социальный про­гресс, проблемы мира и войны; проблемы нравственности При этом ведущее место отводится патриотическим темам. В качестве примера приведем работу учреждений культуры Москвы. Это героические балеты: «Памяти павших» -Дворца культуры «Серп и Молот», «Пике в бессмертие» -Дворца культуры Метростроя; публицистические представ­ления: «Хроника необъявленной катастрофы» агиттеатра Дома культуры Московского энергетического института, «Герника» студии пантомимы «Подснежник».

Надо сказать, что в репертуаре самодеятельных художе­ственных коллективов все более усиливается национальная

направленность: исполняются произведения композиторов, поэтов, драматургов всей России.

Важнейшую общественную миссию выполняют коллек­тивы художественной самодеятельности, принимая участие в Концертах, посвященных крупнейшим общественно-политическим событиям: обращение к историческим собы-тия№, выборам в центральные и местные органы власти; Раионным, областным и краевым событиям, а также кон-ЧеРгам перед трудовыми коллективами в период весенне-полевых работ и уборки урожая.

Поскольку в художественной самодеятельности сложи­лась устойчивая жанровая структура, отличающаяся от Ф°РМ любительского творчества, то надо видеть и новые спеЦифические средства художественно-эстетического пла­на- <<Эти жанры и средства во многом схожи с теми, что имеюТСЯ в профессиональном искусстве. Однако между ни­ми еСть и различия, определяемые уровнем и полнотой вла­дения этими средствами и их направленностью»1.

Художественная самодеятельность характеризуется прежще всего наличием созидательной цели. Определение цели^ расшифровка ее позволяют конкретизировать всю сист^Му педагогических задач, разработать методику их реализации, добиваясь более действенных результатов.

Конечной целью этого синтезированного процесса явля­ется прямой или опосредованный результат, выражающийся в приобретении участниками определенных качеств: зна-нии> З/мений, навыков, взглядов, убеждений, черт характера.

Поэтому для получения видимых результатов в художе-ствен;ной самодеятельности важно методически грамотно строи ть процесс опоры на педагогические, экономические и Управленческие основы.

Ес;ли в потребности участника самодеятельного коллек­ажается состояние, отношение человека к предмету

ргщя А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика - М.: Высшая школа, 1988. - С. 47.

тива

деятельности, т.е. занятиями конкретным видом искусства, то цель является связующим звеном механизма деятельно­сти учреждения культуры и самодеятельного коллектива, которая направлена на будущий результат на основе на­стоящего в соответствии с потребностями и интересами участников. В данном варианте в качестве субъекта высту­пает лицо или группа лиц, являющихся сознательными но­сителями целей и реализующих их в предметной деятельно­сти. В учреждении культуры субъекты-руководители кол­лективов являются профессиональными работниками.

По мере усложнения организационных форм, возникно­вения в учреждениях культуры коммерческих структур ус­ложняется и структура коллективов самодеятельного худо­жественного творчества.

«Объект воздействия» - участники художественной са­модеятельности - включает представителей различных со­циально-демографических групп населения в той мере, в какой они вовлечены в сферу действия принятого термина «объект», т.к. в процессе художественной деятельности имеют место динамичные субъект-объектные отношения.

«Средства» художественной самодеятельности включа­ют огромный набор разнообразных воздействий через со­держание, формы, методы, искусство, технику, наглядность, направленных на реализацию целей и задач. Эффективность средств воздействия определяется степенью соответствия их применения.

Знания, умения и навыки в условиях занятий самодея­тельным творчеством формируются в процессе учебно-воспитательной и творческой деятельности, которые суще­ствуют как единый процесс.

В самодеятельном коллективе каждый его участник вы­полняет определенные действия, совершенствует умения, приобретает новые знания, учится, развивается, создает со­вместно с коллегами определенные духовные ценности. Однако общественная целесообразность коллективной дея-

тельности, ее полезность требуют постоянного и целена­правленного педагогического управления. Только при этом условии занятия в самодеятельном коллективе могут пре­вратиться в целенаправленный процесс формирования лич­ности.

В принципе, учебно-творческая деятельность самодея­тельных коллективов состоит из следующих элементов:

- планирование учебной деятельности;

- овладение «секретами» конкретного вида, жанра ис­кусства (от простого к более сложному); совершенство­вание техники, освоение технологии; занятия коллек­тивные, групповые, индивидуальные;

- изучение теории и истории различных жанров, лек­ции, беседы, встречи, просмотр специальных кинофиль­мов; посещение специальных выставок, музеев, участие в занятиях других коллективов и т.д.;

- отбор произведений для репертуара, его формирова­ние; конкретная творческая работа по освоению репер­туара, учебно-тренировочные занятия, репетиции, под­готовка творческой продукции для показа зрителям;

- показ готовой творческой продукции зрителям как определенный этап, подводящий итог учебной деятельности;

- подведение итогов показа, критический анализ проде­ланной работы, составление плана на будущее. Педагогическая деятельность включает такие элементы,

как:

- работа по повышению общей культуры участников;

- формирование высоких моральных качеств, творче­ского отношения к своей основной профессии, учебе;

- создание здорового микроклимата, товарищеской об­становки, потребности в общении;

- всемерное поощрение самовоспитания, самодисцип­лины, самоконтроля;

- воспитание на гуманных традициях самодеятельного

коллектива.

Учебно-творческая и педагогическая деятельность взаи­модействуют и взаимовлияют друг на друга, переходят одна в другую. Это требует в системе организации учебно-творческой и педагогической работы органического единст­ва всех трех направлений деятельности, т.е. единства позна­ния (обучение), ориентирования в системе ценностей (вос­питание) и художественно-творческой деятельности. Ис­пользование творческого процесса как важнейшего фактора совершенствования каждого участника самодеятельного коллектива - основа этого единства.

В процессе созидания, обучения и просвещения в само­деятельном коллективе необходимо соблюдать принцип ин­дивидуального подхода к участнику. Умелое педагогиче­ское осуществление этого принципа настоятельно требует внимания к потребностям, интересу, опыту, способностям, умениям участника и уважения его вкусов. В процессе творческой деятельности руководитель регулирует содер­жание, объем и режим деятельности участников. Осуществ­ление педагогической деятельности в большей степени за­висит от того, какие творческие качества и социально-психологические характеристики присущи данному испол­нителю. Наконец, только при соблюдении этого принципа можно воспитать творческую индивидуальность в каждом участнике.

Стимулирование участников самодеятельного коллекти­ва не имеет ничего общего с меценатством и задабривани­ем. Стимулирование - это воздействие на индивида с тем, чтобы в его деятельности нашли адекватное преломление объективные общественные требования и задачи.

Участник самодеятельного коллектива включен в про­цесс общественно значимой деятельности и нередко отка­зывается от более простых, не требующих напряжения ви­дов досуговых занятий.

Классификацию художественной самодеятельности се­годня создать особенно трудно, учитывая то обстоятельст­во, что самодеятельность не «копирует» профессиональное искусство.

Однако можно выделить две большие категории само­деятельности: самодеятельность в области потребленияхудожественной культуры и самодеятельность в области производствахудожественной культуры.

Преодоление разрыва между художественным произ­водством и художественным потреблением - одна из сущ­ностных особенностей самодеятельности. На практике же приходится, к сожалению, нередко встречаться с тем, что участники традиционного вида самодеятельности (хоровые, хореографические, цирковые коллективы) не столько «по­требляют», сколько производят художественные продукты, которые, естественно, не отличаются сколько-нибудь за­метным качеством.

Поэтому дифференциация самодеятельных коллективов на «художественно-потребляющие» и «художественно-производящие» оказывается неполной.

Можно выделить три основных класса самодеятельных явлений:

- ориентация на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской окраины);

- ориентация на профессиональную культуру;

- оригинальная самодеятельность, не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре. Видами художественной самодеятельности являются

музыкальная, изобразительная, театральная и др.; жанрами - академический хор, вокальные ансамбли, оркестры эст­радных, духовых и т.д. Изобразительная самодеятельность представлена живописью, скульптурой, керамикой и т.д.

Несколько иная ситуация в самодеятельности, ориенти­рованной на фольклор и этнографическую культуру. Под­линно народной культуре был свойственен синкретизм -

неразделенность на жанры и неотделенность от быта и дру­гих жизненных реалий. В современном фольклоре расслое­ние на жанры уже сильно обозначилось и продолжается. Здесь можно обнаружить «синтетические», участники кото­рых и поют, и танцуют, и играют, иногда осуществляют по­становку какого-либо красочного обряда или систему ка­лендарных действ. Есть группы сугубо вокальные или сугу­бо хореографические.

Особое развитие в последнее время получила нетради­ционная самодеятельность. Из лекции с диапозитивами ро­ждается слайд-театр, из вечера танцев и тематической ху­дожественно-познавательной программы - дискофеерия и т.д.

Все эти классы, виды и жанры самодеятельных явлений не в одинаковой степени развиты и не в одинаковой степени изучены. Вместе с тем, разнородные явления самодеятель­ности нельзя противопоставлять одно другому как более важные и менее важные.

В развитии художественной самодеятельности следует стремиться к тому, чтобы набор коллективов и объединений в регионе или в рамках учреждений культуры позволял за­нять и использовать активность людей с самыми различны­ми склонностями, интересами, способностями, уровнями общего и специального художественного образования.