Система экологического контроля в России

 

Экологический контроль — проверка соблюдения предпри­ятиями и гражданами экологических требований по охране ок­ружающей природной среды и обеспечению экологической бе­зопасности. Контроль осуществляют законодательные и испол­нительные органы, а также специально уполномоченные орга­ны.

Цель экологического контроля — охрана окружающей при­родной среды путем предупреждения и устранения экологичес­ких правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля: инфор­мационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий) и карательный (применение мер государствен­ного принуждения к эконарушителям). Его объектами являют­ся состояние окружающей природной среды, выполнение обя­зательных мер по охране и соблюдение экологического законо­дательства юридическими и физическими лицами.

Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полно­мочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) (ст. 66),они имеют право:

• принимать решения об ограничении, приостановлении и запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического за­конодательства;

• привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодатель­ства.

Помимо государственного, в нашей стране действует еще производственный и общественный экологический контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выпол­нение планов и мероприятий по выполнению требований при­родоохранного законодательства на самом предприятии. Все большее развитие получает общественный контроль, когда кон­троль за выполнением природоохранных требований осуществ­ляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.

Правовой механизм управления природопользованием и ох­раной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертиза. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) по­нимают предварительную проверку представленных материа­лов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам. Объектами государствен­ной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др.

В соответствии с Законом РФ «Об экологической эксперти­зе» (1995 г.) она должна осуществляться на принципах обяза­тельности ее проведения, научной обоснованности и законнос­ти выводов, независимости, вневедомственности в организа­ции и проведении, широкой гласности и участия общественно­сти.

Государственная экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опаснос­ти любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Она одновременно выполняет функции предупредительного контроля проектной документации и функции надзора за эко­логическим соответствием результатов работы. Финансирова­ние работ по всем проектам и программам открывается только при наличии ее положительного заключения.

Кроме государственной существуют и другие виды экспер­тиз — общественная, научная и др., которые проводятся обыч­но на добровольной основе и носят рекомендательный или ин­формационный характер.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей сре­ды» (2002) предусматривает право граждан на создание обще­ственных экологических объединений, которые наделяются бо­лее широкими правами, чем отдельные граждане. В настоящее время в России действует более 100 эколого-культурных объе­динений (Российский экологический союз, Всероссийское обще­ство охраны природы, Российское движение «зеленых» (РДЗ) и др.), общественное научное объединение — Российская экологи­ческая академия (РЭА) с сетью региональных отделений.

В сравнении с государственным экологическим контролем общественные экологические объединения обладают меньши­ми возможностями, тем не менее их роль может быть весьма значительной. Так, например, в соответствии с Законом Рос­сийской Федерации «Об охране окружающей среды», они име­ют, в частности, право:

• разрабатывать, утверждать и обнародовать свои програм­мы;

• требовать своевременной и полной информации о состо­янии окружающей среды;

• требовать назначения государственной экологической эк­спертизы и рекомендовать своих представителей для уча­стия в ней;

• настаивать на ограничении или прекращении деятельно­сти экологически опасных производств путем подачи в органы государственной власти, органы местного само­управления и суды соответствующих обращений.

За последние годы по требованию общественных экологи­ческих организаций в России приостановлена деятельность свы­ше тысячи предприятий.

Высоко оценивая общественные экологические движения в защиту природы в нашей стране, нельзя не отметить и некото­рых преувеличений со стороны «зеленых», посягательства в отдельных случаях на сами системы жизнеобеспечения насе­ления. Оптимальный вывод просматривается в соблюдении принципа экологической безопасности с подключением беспри­страстной научной экспертизы, если потребуется, также и меж­дународной.

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Еще более глубоким и объемным вариантом экологического сопровожде­ния хозяйственной деятельности в последние годы служит оцен­ка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

ОВОС проводится при разработке всех вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной и проектной доку­ментации. Процедура ОВОС предшествует проведению госу­дарственной экологической экспертизы и выполняется для пред­варительной оценки прямого или косвенного воздействия, ко­торое может оказать хозяйственная или иная деятельность на окружающую среду. Организует и обеспечивает ОВОС заказ­чик проекта, привлекая для этих целей компетентные органи­зации и специалистов.

Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказ­чик готовит «Уведомление о намерениях». Итогом ОВОС слу­жит официальное «Заявление о воздействиях на окружающую среду». После прохождения процедуры ОВОС, его материалы вместе с заявлением о воздействиях на окружающую среду на­правляются на государственную экологическую экспертизу.

4.Понятие об экологическом менеджменте, аудите и сер­тификации

 

Экологический менеджмент определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических проектов и программ. Система эко­логического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих эколо­гическую политику в системе управления качеством охраны среды.

Экологический аудит (экоаудит) — это независимая, ком­плексная проверка (ревизия) соответствия деятельности пред­приятия природоохранным нормам и правилам и оценка эф­фективности существующей системы управления охраной ок­ружающей природной среды с подготовкой рекомендаций.

Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные мате­риалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по иници­ативе самих предприятий (на коммерческой основе) и представ­ляет собой специфическую форму производственного экологи­ческого контроля. В состав экоаудита входят анализ бухучета предприятия по экологическим показателям, прогноз экологи­ческих рисков и ущербов, инструментальные измерения раз­личных экологических параметров аудируемого объекта и ок­ружающей среды, разработка рекомендаций и др.

Руководящие указания по экоаудиту, процедуры аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области эколо­гии регламентированы ГОСТ Р ИСО 14010-98, ГОСТ Р ИСО 14011—98 и ГОСТ Р ИСО 14012—98. Дальнейшее внедрение экоаудита в практику экологического управления будет способ­ствовать продвижению к более эффективной и экологически безопасной экономике.

Неотъемлемым элементом механизма управления являет­ся экологическая сертификация, т.е. деятельность по подтвер­ждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Экологическая сертификация может быть обя­зательной и добровольной. Объектами обязательной экологи­ческой сертификации являются предприятия и организации, в том числе и оборонной промышленности, отходы производ­ства и потребления, различные строительные материалы и из­делия и т.п.