Экологическая стандартизация и паспортизация

План

1. Источники экологического права и государ­ственные органы управления

2. Экологическая стандартизация и паспорти­зация

3. Система экологического контроля в России

4. Понятие об экологическом менеджменте, аудите и сертификации

5. Экологический мониторинг

6. Виды ответственности за экологи­ческие правонарушения

1. Источники экологического права и государственные орга­ны управления

 

Экологическое право — это отрасль права, которая регули­рует общественные отношения в сфере взаимодействия обще­ства и природы. Экологическое право является важным инст­рументом, используемым государством в интересах сохране­ния и рационального использования окружающей природной среды.

Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция; 2) законы и ко­дексы в области охраны природы; 3) указы и распоряжения пре­зидента по вопросам экологии и природопользования; прави­тельственные природоохранные акты; 4) нормативные акты ми­нистерств и ведомств; 5) нормативные решения органов мест­ного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны окружающей природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, за­крепляет право каждого человека на благоприятную окру­жающую среду (экологическую безопасность) и на возме­щение ущерба, причиненного его здоровью. Она также оп­ределяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использова­нию и охране природных ресурсов, устанавливает обязан­ности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природ­ной среды составляют природноресурсную правовую осно­ву. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмо­сферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др.

Систему экологического законодательства возглавляет Фе­деральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и дан­ному законодательному акту.

3. Указы и распоряжения президента, постановления прави­тельства затрагивают широкий круг экологических вопро­сов. Примером может служить Указ президента от 1 апре­ля 1996 г. о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей при­родной среды, в виде постановлений, инструкций, прика­зов и считаются обязательными для других физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных орга­нов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды. Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяют­ся на две категории: общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относят­ся президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти орга­ны определяют основные направления природоохранной поли­тики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т. д.

Государственные органы категории специальной компетен­ции подразделяются на комплексные, отраслевые и функцио­нальные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные за­дачи или какой-либо их блок. До 2000 г. функции управления природопользования и охраны окружающей природной среды выполняли Государственный комитет РФ по охране окружаю­щей среды (Госкомэкологии России), Министерство природ­ных ресурсов РФ (МПР России) и другие ведомства. Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей природной среды был упразднен и его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ, в структуру которого вошли «Государственная служба охраны окружающей среды» и «Государственная служба контроля в сфере природопользования и экологической безопасности».

К комплексным органам управления относятся также:

• Департамент Госсанэпиднадзора Министерства здраво­охранения и социальной политики РФ (Санэпиднадзор РФ).

• Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрез­вычайных ситуаций и ликвидации последствий стихий­ных бедствий (МЧС России).

• Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов при­родных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Госатомнадзор России — контроль за использованием и про­изводством атомной энергии; Госгортехнадзор России — конт­роль за использованием недр; Государственный таможенный комитет РФ — предупреждение незаконного вывоза природно­го наследия и незаконного ввоза экологически опасных това­ров; МВД России — охрана атмосферного воздуха от загрязне­ния транспортными средствами, санитарно-экологическая служ­ба муниципальной милиции.

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ). Стан­дарт (от англ. standart — норма) — нормативно-технический до­кумент, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 — основные поло­жения; 1 — гидросфера; 2 — атмосфера; 3 — почвы; 4 — зем­ли; 5 — флора; 6 — фауна; 7 — недра.

В полное обозначение стандарта СООП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания. В настоящее время все большее значение имеют стандарты, свя­занные с управлением качеством окружающей среды.

Экологический паспорт предприятия — основной норма­тивно-технический документ, включающий данные об исполь­зовании предприятием природных ресурсов и его техногенном воздействии на окружающую природную среду. B экологический паспорт предприятия включают экономические и природо­охранные данные, в том числе:

• сведения о размещении и производственной структуре предприятия;

• информация об используемых ресурсах (количественные и качественные характеристики сырья, топлива, энергии);

• количественные характеристики выпускаемой продукции;

• сведения о выбросах в атмосферу, сбросах в водоемы и использовании отходов по отдельным производствам;

• сведения о состоянии очистных сооружений и рекульти­вации нарушенных земель и др.

Отдельно, в виде справки с указанием времени, объемов и составов в экологическом паспорте, должны быть приведены данные о залповых и аварийных выбросах (сливах) загрязняю­щих веществ.

Экологические паспорта разрабатываются за счет собствен­ных средств предприятия и утверждаются его руководителем по согласованию с санэпиднадзором и с территориальным ор­ганом охраны природы, где он регистрируется. При отсутствии паспорта предприятие лишается права на хозяйственную дея­тельность либо подвергается крупному штрафу. На основании данных, содержащихся в экологическом паспорте, природоох­ранные органы определяют предприятию размер платы за при­родопользование, устанавливают предельно допустимые нор­мы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.