Лицензии, договоры и лимиты на природопользование

 

Эффективными средствами охраны окружающей природ­ной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензии, договора и лимиты.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользова­ние — документ, удостоверяющий право его владельца на ис­пользование в фиксированный период времени природного ре­сурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отхо­дов, выбросы и сбросы.

В лицензию на комплексное природопользование включа­ют:

1) основные характеристики природного объекта, разрешен­ного к использованию;

2) сведения о природопользователе;

3) объем прав и ограничения в использовании объекта;

4) порядок и условия внесения платежей за право природо­пользования;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.

Лицензии могут иметь экономический характер — разре­шение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический — разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природополь­зование выдается природоохранительными органами России сро­ком на один год, но право пользования ею может быть досроч­но прекращено, если возникает угроза экологической безопас­ности населению.

Принципы неистощимости использования природных ре­сурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т.е. в тех случаях, ко­гда использование одного ресурса не оказывает вредного воз­действия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую хо­зяйственную или иную деятельность, природопользователь дол­жен заключить договор о комплексном природопользовании.

Договор предусматривает условия и порядок использова­ния природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресур­сами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законода­тельством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования: 1) договор об использовании отдельных видов ресурсов; 2) договор аренды природных ресурсов и 3) до­говор концессии.

Лимиты (ограничения) на природопользование — предель­ные доступные объемы изъятия и потребления природных ре­сурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняю­щих веществ, размещения отходов производства, которые ус­танавливаются для предприятий-природопользователей на оп­ределенный срок. Так, например, устанавливают лимиты по­требления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову живот­ных, расчетную лесосеку и т.д. Лимиты на природопользова­ние устанавливаются с учетом состояния природного объекта.

За сверхнормативное потребление природных ресурсов пре­дусматривается дополнительная плата. Таким образом, лими­ты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отноше­нию к природной среде. Поэтому понятно, что лимиты, а так­же лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранитель­ные функции.

 

5. Плата за использование природных ресурсов и негатив­ное воздействие на окружающую среду

Платность природных ресурсов способствует повышению материальной заинтересованности природопользователя в со­хранении, эффективном использовании и воспроизводстве при­родного ресурса, а также дает возможность хотя бы частично компенсировать ущерб, наносимый загрязнением и другими вредными воздействиями. Платность природопользования — важнейший принцип экономического регулирования лицензи­руемых видов природопользования. Общее природопользова­ние осуществляется гражданами бесплатно.

Плата за использование природных ресурсов. Плата за зем­лю, воду, леса и др. взимается: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использова­ние природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану. Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки при­родных ресурсов, а при ее отсутствии — используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, землей — в виде земельного налога, арендной платы. Посту­пают платежи в местный бюджет (города или района), в фон­ды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти плате­жи повышают материальную заинтересованность природополь­зователя в сохранении ресурсов и их рациональном использо­вании.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей сре­ды» (2002 г.) предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загряз­няющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, заг­рязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий. Платежи за выбро­сы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимости продукции предприятия, а в случае превышения лимитов заг­рязнений — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Сущ­ность этого вида платы имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экономическое.

Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости про­дукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь, которым можно сде­лать охрану окружающей среды экономически выгодным де­лом.

Эколого-экономическое планирование особенно актуально для зон (территорий) экологического бедствия и чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера. Планиро­вание в общенациональном масштабе пока не реализовано ни в одной стране мира.

Система платежей. Подразделяют систему платежей на плату за:

• право пользованием природными ресурсами;

• загрязнение природной среды.

Цель платного природопользования:

• рациональное и комплексное использование природных ресурсов;

• стимулирование деятельности по охране окружающей среды;

• выравнивание социально-экономических условий хо­зяйствования при использовании природных ресурсов;

• формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.

Помимо экономической оценки ресурсов должны быть оценены и возникающие экологические издержки или экологи­ческий вред, структура и состав которых показаны на рисунке 1.

Платежи за природные ресурсы (таблица 1). Они являются издержками предприятия, связанными с ис­пользованием ресурсов и рассчитанными в соответствии с дей­ствующей в стране методикой.

Таблица 1 – Платежи за природные ресурсы

Объект Вид платежа
Земля Земельный налог Арендная плата Нормативная цена земли
Недра Платежи за пользование недрами Отчисления на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы Акцизы Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выда­чу лицензий Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств
Вода Плата за пользование водными объектами (вод­ный налог) Плата, направляемая на восстановление и ох­рану водных объектов Сбор за выдачу лицензий на водопользование
Лес Лесные подати Арендная плата
Растительные ресурсы За сбор лекарственных трав и сырья За сбор недревесных ресурсов За заготовку технического сырья
Ресурсы живот­ного мира Плата за право пользования животным миром Арендная плата за пользование охотничьими угодьями

 

 

Под экономическим ущербом от загрязнения ОС понима­ется денежная оценка фактических и возможных убытков (по­терь), обусловленных воздействием загрязнения, и именно по­этому определить его наиболее сложно. Оценка экономическо­го ущерба может быть выполнена как прямым счетом, так и укрупненно, с использованием обобщенных косвенных оце­нок (эмпирически). Механизм возникновения ущерба от за­грязнения описывается следующей последовательностью:

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ (АНТРОПОГЕННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА (ПОТРЕБЛЕНИЕ) СОЗДАЮТ ОТХОДЫ

I

ОТХОДЫ ПОСТУПАЮТ В ОС (ЗАГРЯЗНЯЮТ ЕЕ)

I

КАЧЕСТВО ОС ИЗМЕНЯЕТСЯ (УХУДШАЕТСЯ)

I

ИЗМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ОС МЕНЯЕТ (УХУДШАЕТ) УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

I

УХУДШАЕТСЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

ПРОИЗВОДСТВА

I

УХУДШАЮЩЕЕСЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СНИЖАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Наиболее достоверные значения экономического ущерба позволяет получить метод прямого счета, но на прак­тике он применяется редко, поскольку требует детальной ин­формации об изменениях в окружающей среде, а также об ее исходном состоянии, по отношению к которому констатируют­ся изменения (ухудшение либо даже деградация).

Для упрощения метода прямого счета был разработан метод расчета по «монозагрязнителю», однако он снижает точность, поэтому на практике такой метод мало применяется.

В настоящее время считается наиболее целесообразным рассчитывать экономический ущерб раздельно по основным природным средам (воздуху, водным объектам, земельным ре­сурсам и недрам), что позволяет применить эмпирический ме­тод.