Лицензии, договоры и лимиты на природопользование
Эффективными средствами охраны окружающей природной среды и рационального природопользования служат такие экономические рычаги, как лицензии, договора и лимиты.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
В лицензию на комплексное природопользование включают:
1) основные характеристики природного объекта, разрешенного к использованию;
2) сведения о природопользователе;
3) объем прав и ограничения в использовании объекта;
4) порядок и условия внесения платежей за право природопользования;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.
Лицензии могут иметь экономический характер — разрешение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический — разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. Лицензия на комплексное природопользование выдается природоохранительными органами России сроком на один год, но право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населению.
Принципы неистощимости использования природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т.е. в тех случаях, когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Законодательством предусмотрены и другие виды договоров в сфере природопользования: 1) договор об использовании отдельных видов ресурсов; 2) договор аренды природных ресурсов и 3) договор концессии.
Лимиты (ограничения) на природопользование — предельные доступные объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок. Так, например, устанавливают лимиты потребления вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных дорог, лимиты по отлову животных, расчетную лесосеку и т.д. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом состояния природного объекта.
За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путем побуждают природопользователя к бережному отношению к природной среде. Поэтому понятно, что лимиты, а также лицензии и договора на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.
5. Плата за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду
Платность природных ресурсов способствует повышению материальной заинтересованности природопользователя в сохранении, эффективном использовании и воспроизводстве природного ресурса, а также дает возможность хотя бы частично компенсировать ущерб, наносимый загрязнением и другими вредными воздействиями. Платность природопользования — важнейший принцип экономического регулирования лицензируемых видов природопользования. Общее природопользование осуществляется гражданами бесплатно.
Плата за использование природных ресурсов. Плата за землю, воду, леса и др. взимается: а) в пределах установленных лимитов; б) за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; в) на их воспроизводство и охрану. Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов, а при ее отсутствии — используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.
Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами — в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, землей — в виде земельного налога, арендной платы. Поступают платежи в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов. Эти платежи повышают материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) предусмотрена плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий. Платежи за выбросы (сбросы) загрязнений производятся за счет себестоимости продукции предприятия, а в случае превышения лимитов загрязнений — за счет прибыли, которая получена предприятием-загрязнителем. В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые может быть обращено взыскание. Сущность этого вида платы имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экономическое.
Поскольку платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они должны стимулировать предприятие-загрязнитель к сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и отходов. Именно в этом главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь, которым можно сделать охрану окружающей среды экономически выгодным делом.
Эколого-экономическое планирование особенно актуально для зон (территорий) экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Планирование в общенациональном масштабе пока не реализовано ни в одной стране мира.
Система платежей. Подразделяют систему платежей на плату за:
• право пользованием природными ресурсами;
• загрязнение природной среды.
Цель платного природопользования:
• рациональное и комплексное использование природных ресурсов;
• стимулирование деятельности по охране окружающей среды;
• выравнивание социально-экономических условий хозяйствования при использовании природных ресурсов;
• формирование специальных фондов финансирования по охране и воспроизводству природных ресурсов.
Помимо экономической оценки ресурсов должны быть оценены и возникающие экологические издержки или экологический вред, структура и состав которых показаны на рисунке 1.
Платежи за природные ресурсы (таблица 1). Они являются издержками предприятия, связанными с использованием ресурсов и рассчитанными в соответствии с действующей в стране методикой.
Таблица 1 – Платежи за природные ресурсы
Объект | Вид платежа |
Земля | Земельный налог Арендная плата Нормативная цена земли |
Недра | Платежи за пользование недрами Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы Акцизы Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств |
Вода | Плата за пользование водными объектами (водный налог) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов Сбор за выдачу лицензий на водопользование |
Лес | Лесные подати Арендная плата |
Растительные ресурсы | За сбор лекарственных трав и сырья За сбор недревесных ресурсов За заготовку технического сырья |
Ресурсы животного мира | Плата за право пользования животным миром Арендная плата за пользование охотничьими угодьями |
Под экономическим ущербом от загрязнения ОС понимается денежная оценка фактических и возможных убытков (потерь), обусловленных воздействием загрязнения, и именно поэтому определить его наиболее сложно. Оценка экономического ущерба может быть выполнена как прямым счетом, так и укрупненно, с использованием обобщенных косвенных оценок (эмпирически). Механизм возникновения ущерба от загрязнения описывается следующей последовательностью:
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ (АНТРОПОГЕННАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА (ПОТРЕБЛЕНИЕ) СОЗДАЮТ ОТХОДЫ
I
ОТХОДЫ ПОСТУПАЮТ В ОС (ЗАГРЯЗНЯЮТ ЕЕ)
I
КАЧЕСТВО ОС ИЗМЕНЯЕТСЯ (УХУДШАЕТСЯ)
I
ИЗМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ОС МЕНЯЕТ (УХУДШАЕТ) УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
I
УХУДШАЕТСЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ПРОИЗВОДСТВА
I
УХУДШАЮЩЕЕСЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СНИЖАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА
Наиболее достоверные значения экономического ущерба позволяет получить метод прямого счета, но на практике он применяется редко, поскольку требует детальной информации об изменениях в окружающей среде, а также об ее исходном состоянии, по отношению к которому констатируются изменения (ухудшение либо даже деградация).
Для упрощения метода прямого счета был разработан метод расчета по «монозагрязнителю», однако он снижает точность, поэтому на практике такой метод мало применяется.
В настоящее время считается наиболее целесообразным рассчитывать экономический ущерб раздельно по основным природным средам (воздуху, водным объектам, земельным ресурсам и недрам), что позволяет применить эмпирический метод.