VI. Проблема принятия решений

Принятие решений является важной психологической проблемой не только по той причине, что занимает одно из ключевых мест в структуре деятельности. Ранее (см. лекцию 4) уже было показано, что она тесно связана с проблемой определения значений (фактически эти две проблемы являются зеркальными "отражениями" друг друга), а вместе они обусловлены наличием фундаментальной неопределенности и необходимостью ее непрерывного преодоления. Именно поэтому возникает необходимость принимать решения, а в условиях полной определенности такой необходимости просто не существует. Итак, любое решение направлено на достижение определенности. При этом происходит ограничение числа степеней свободы, и из множества возможных вариантов развития событий реализуется только один, наступает определенность.

Особенности процесса принятия решений (decision making) давно привлекают внимание психологов и стали отдельным направлением исследований. Как уже указывалось в первой лекции, особенно активно изучаются особенности этого процесса применительно к экономической сфере деятельности людей (принятие экономических решений), а американский психолог Д.Канеман получил Нобелевскую премию по экономике за исследования и разработки в данной области

Необходимо помнить, что невозможно отказаться от принятия решения и совершения выбора, потому что такой отказ уже является решением и выбором. Дело в том, что человек, ни во что не вмешивающийся и пускающий события на самотек, все равно столкнется с их развитием, ситуация все равно будет меняться. Иначе говоря, само "течение" времени непрерывно создает новую реальность, и тот, кто отказывается от решений, будет вынужден всего лишь пожинать плоды чужих, приспосабливаться к ним. Отсюда следует, что, хотя иногда действительно есть смысл удержаться от решения и подождать, нельзя возводить это в жизненный принцип.

Ученые уже давно пытаются формализовать процессы принятия решений и выразить их в виде математических формул. Для этого используются теория вероятности, теория игр, теория нечетких множеств и др. Основные математические модели принятие решений опираются на идею о том, что люди при принятии решений исходят из субъективных оценок вероятности успеха или выигрыша. Так сложилась особая область исследований, получившая название рациологии (теория рационального выбора).

Однако в реальной жизни люди при принятии решений часто ведут себя не рационально, потому что они опираются не только на расчеты выгод или потерь, но также на свои субъективные ценностные предпочтения. Кроме того, на решения, принимаемые людьми, влияет восприятие ими ситуации, связанные с этим восприятием эмоции и переживания, а в дополнение ко всему люди отличаются друг от друга по волевым качествам. Поэтому можно встретить немало случаев, когда каждый из нас отказывается от решения, сулящего несомненную экономическую выгоду, если оно противоречит нашим нравственным убеждениям (ценностям), вызывает эмоциональное отторжение или кажется слишком непредсказуемым и опасным по последствиям.

Более того, есть все основания утверждать, что не существует единой для всех людей модели самой рациональности. То решение и действие, которое один человек считает единственно рациональным, с точки зрения другого, может вовсе не быть таковым. В этом заключается главная причина того, что ни одна математическая модель не может с точностью описать, какое будет принимать решение в конкретной ситуации конкретный человек. Чаще всего такие модели позволяют определить только то, как будут себя вести в той или иной ситуации большинство людей.

Принято также отдельно рассматривать решения, принимаемые людьми, в ситуациях с так называемой измеримой и неизмеримой неопределенностью. Если мера неопределенности может быть каким-то образом измерена (типичным примером может служить человек, прикидывающий свои шансы на успех в каком-то начинании), это называют риском. В большинстве ситуаций принятия решений присутствует та или иная мера риска, а во многих случаях неопределенность вообще не поддается измерению. Для ситуаций последнего типа разработка более или менее надежных математических моделей принятия решений вообще невозможна.

Разными психологами (впервые Э.Френкель-Брунсвиком) было показано, что люди отличаются друг от друга по степени толерантности к неопределенности. Иначе говоря, одни люди достаточно спокойно чувствуют себя в условиях высокой неопределенности и способны к осмысленным решениям и действиям в них. Другие люди, попадая в такие условия, начинают испытывать сильную тревогу и беспокойство, что может привести к нарушениям в процессах рационального мышления, к возникновению хаотических реакций и т.п. В связи с этим можно вспомнить знаменитую притчу о буридановом осле, который умер от голода, находясь перед двумя совершенно одинаковыми охапками сена, потому что не мог выбрать одну из них. В реальности в столь простых ситуациях даже животные делают выбор достаточно быстро под влиянием различных мелких обстоятельств, а человек может сделать его произвольным путем (по принципу "я так хочу"), но в более сложных случаях принять решение при совершенно непредсказуемых последствиях действительно бывает очень и очень трудно. Наверно, нет человека, который бы не оказывался в такой ситуации.

Также люди отличаются друг от друга склонностью к риску и рискованным решениям. У одних она выражена сильно, у других – может отсутствовать вовсе. Выявлено, например, что склонность к риску более типична для мужчин и менее выражена у женщин. Такое различие частично обусловлено биологическими факторами (половые различия на гормональном уровне приводят к выработке в мужском и женском организмах разного количества тестостерона, адреналина и др.), а частично социокультурными (в данном случае влияют формировавшиеся веками культурные стандарты и шаблоны ролевого поведения мужчин и женщин).

Имеется также некоторая связь между уровнем интеллектуального развития человека и его склонностью к риску. В частности, у людей с более развитым интеллектом в среднем такая склонность выражена сильнее. Основная причина такого различия заключается в том, что мера субъективно воспринимаемого риска определяется количеством информации о будущем развитии событий, имеющейся у человека, и способностью его анализировать эту информацию. Поэтому решения, которые кажутся одним слишком рискованными, для других будут содержать в себе гораздо меньше риска. В целом, данная проблема сложнее, чем я ее кратко описал, но для подробного ее рассмотрения у нас, к сожалению, нет возможностей.

Резюме

1. Активность можно считать всеобщим свойством всего живого. Деятельность и поведение представляют собой практическую реализацию данного свойства. Отличие между ними состоит в том, что деятельность носит сознательный и целенаправленный характер и потому свойственна только человеку, а поведение характерно и для человека , и для животных.

2. В психологии приняты две классификации видов деятельности, каждая из которых имеет достоинства и недостатки. В первой выделяются следующие виды: игра, учение, труд, – которые, к тому же, считаются последовательно сменяющими друг друга в онтогенезе. Во второй классификации выделяются общение, познание и труд.

3. Процесс освоения любой деятельности можно обозначить общим понятием "научение". Оно осуществляется либо путем многократного повторения конкретных действий, либо путем предварительного получения и усвоения необходимой информации. Результатом научения становится формирование знаний, умений и навыков.

4. Существуют два подхода к структурированию деятельности: молярный и поэтапный. При использовании первого деятельность расчленяют до самой элементарной ее единицы, при использовании второго – на отдельные этапы.

5. Общая способность человека к структурированию своей деятельности и поведения, к управлению ими, а также индивидуальные особенности проявления этой способности называются саморегуляцией.

6. Одним из важнейших компонентов саморегуляции является целеполагание. Сама цель является субъективным образом конечного результата деятельности и обладает притягательностью, т.к. ее достижение позволяет удовлетворять потребности и мотивы.

7. Еще один важный психологический компонент саморегуляции деятельности – принятие решения. Этот процесс является обратной стороной процесса определения значения и представляет собой не что иное, как преодоление неопределенности.