Основные термины и определения.
Лекция
Литература.
Заключительная часть
Напомнить студентам название темы, учебные, методические и воспитательные цели и пути их достижения.
Подвести итог занятия, объявить оценки за ответы студентов на поставленные вопросы в ходе занятия, отметить подготовленность взвода, указать недостатки, пути и способы их устранения.
Напомнить рекомендованную литературу для самостоятельной работы. Ответить на вопросы студентов. Довести название темы и занятия следующего занятия. Дать задание на самостоятельную работу.
Подать команду об окончании занятия.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Принять доклад дежурного по взводу. Проверить наличие студентов на занятии, их внешний вид и готовность к занятию (наличие конспектов, ручек, цветных карандашей, офицерских линеек). Заполнить «Журнал учёта учебных занятий по военной подготовке учебной группы (взвода)».
Тема №1. «Основы организации связи в Сухопутных войсках».
Занятие №2. Связь - основное средство управления войс-ками.
Учебные, методические и воспитательные цели:
Изучить:
· основные термины и определения;
· основные и частные задачи связи, требования предъявляемые к связи;
· рода и виды связи.
Формировать методические навыки в докладе изучаемых учебных вопросов.
Развить способности в овладении новыми знаниями, концентрации внимания на основных вопросах занятия.
Воспитать у студентов любовь к войскам связи и чувство гордости за них.
Учебные вопросы.
1. Основные термины и определения.
2. Основные и частные задачи связи, требования, предъявляемые к связи.
3. Рода связи.
1.Наставление по связи .Соединений и частей Сухопутных войск.Москва.Воениздат.2006г. Секретно.Стр.5-12.
2. Основы организации связи в Сухопутных войсках. Часть 3. Учебник. Санкт-Петербург. Военный университет связи. 2003 г. ДСП. стр.11-30,110-125.
Высветить слайды №№ 1-4:
Тема №1. «Основы организации связи в Сухопутных войсках».
Занятие №2. Связь - основное средство управления войс-ками.
2. Учебные, методические и воспитательные цели.
3. Учебные вопросы.
4. Литература.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Введение.
На занятии №1 мы с Вами рассмотрели вопросы:
· дисциплина «Тактико-специальная подготовка», её роль и место в подготовке офицеров запаса войск связи;
· основные правила по соблюдению режима секретности в подразделениях и частях;
· роль и место военной связи в управлении войсками.
В целях контроля Вашей подготовленности по теме занятия №1 проведём письменный контрольный опрос по вопросам:
Вариант №1:
1. На чём базируется предмет «Тактико-специальная подготовка»?
2. Что запрещается лицам, допущенным к работе с секретными документами и изделиями.
Вариант №2:
1. Что должен знать студент в результате изучения дисциплины «Тактико-специальная подготовка»?
2. Обязанности лиц, допущенных к работе, связанной с секретными данными, документами и изделиями.
Вариант №3:
1. Место военной связи в системе управления войсками и оружием.
2. Что должен уметь студент в результате изучения дисциплины «Тактико-специальная подготовка»?
Рассматривая вопрос №3 занятия №1 «Роль и место военной связи в управлении войсками», встречались со словами и словосочетаниями, которыми пользуются специалисты связи в своей практической деятельности.
Остановимся более подробно на новых для Вас терминах и определениях применительно к военной системе управления войсками:
1. Управление - выработка и осуществление управляющих воздействий.
2. Система управления – совокупность органов управления, пунктов управления и средств управления (связи, автоматизации и других специальных средств).
3. Органы управления - должностное лицо или группа должностных лиц, наделённых правами и исполняющих обязанности по управлению.
4. Пункт управления – специально оборудованные и оснащённые техническими средствами связи и автоматизации рабочие места, на которых должностные лица органов управления исполняют свои обязанности.
5.Информация – сведения о состоянии, задачах, действиях войск (своих и противника), применении оружия и боевой техники(боевых средств), являющиеся объектом использования в процессе управления.
6. Сообщение – информация, представленная в форме, позволяющей осуществлять её передачу, прием, хранение и обработку.
7. Информационное направление – функциональная взаимосвязь двух органов(пунктов, объектов) управления, между которыми требуется обеспечение обмена информацией.
8. Связь – передача и прием с требуемым качеством различных видов информации в системах управления войсками(силами) и оружием. Связь является основным средством управления войсками и боевыми средствами. (Наставление по связи в соединениях и частях сухопутных войск).
9. Связь – совокупность технических средств связи и способов, позволяющих осуществлять обмен информацией в процессе управления войсками и оружием.
10.Военная связь – отрасль военного дела, обеспечивающая обмен информацией и автоматизацию в системах управления войсками (силами) и оружием.
11.Канал связи – совокупность средств связи и среды распространения, обеспечивающая передачу сигналов электросвязи между узлами связи в определённой полосе частот или определённой скоростью (Слайды 8,9,10).
Рис. 1. Структура радиоканала.
Рис. 2. Структура канала проводной связи.
Рис. 3. Структура телефонного канала связи.
12. Абонент – должностное лицо органа (пункта) управления и (или) техническое средство осуществляющее обмен информацией посредством связи.
13. Корреспондент – абонент, который работает по каналам радиосвязи.
14. Источник сообщения – абонент формирующий сообщение.
15. Получатель сообщения – абонент, получающий сообщение для последующего использования.
16. Направление связи – совокупность каналов и линий связи, предназначенная для обмена информацией на одном информационном направлении.
17. Поток сообщений – это последовательность передаваемых или принимаемых сообщений, определяемая потребностями управления.
Способы обмена информацией.
Обмен информацией (приказами, распоряжениями, докладами, донесениями), т.е. связь между командирами (штабами), может осуществляться четырьмя способами:
· личным общением должностных лиц органов управления (командиров, офицеров штабов);
· обменом документами с помощью подвижных средств связи (БТР, БМП, автомобилей, мотоциклов связи);
· подачей сигналов управления с использованием сигнальных средств;
· передачей сообщений по техническим средствам электросвязи.
Личное общение позволяет командиру более детально выяснить обстановку, лично довести до подчинённых своё решение, оказать им помощь, проконтролировать их действия.
Обмен документами, секретными и почтовыми отправлениями с помощью подвижных средств возможен во всех видах боевых действий. Существенным недостатком такого способа обеспечения связи является значительное время доставки документов и отправлений адресатам.
Сигнальными средствами передаются заранее установленные команды и сигналы. Такие средства по своей природе мало информативны и применяются в основном для целеуказания при боевом применении артиллерии, авиации, а так же обозначения местоположения подразделений и оповещения войск.
Обмен информацией по техническим средствам связи в наибольшей степени обеспечивает выполнение всех требований к управлению – устойчивости, скрытности, непрерывности и оперативности.
Управление войсками с помощью технических средств связи в сложной боевой обстановке часто является единственно возможным. Современные средства связи имеют возможность передавать сообщения скрытно от противника. В настоящее время способ организации и обеспечения связи с использованием технических средств является основным. Вместе с тем этот способ организации и обеспечения связи является и наиболее сложным. Для его реализации необходимо выполнить два условия:
· должностные лица органов управления и пункты управления должны иметь технические средства связи;
· технические средства связи должны быть однотипными и иметь возможность передавать и принимать сообщения на информационных направлениях.