Основные термины и определения.

Лекция

Литература.

Заключительная часть

Напомнить студентам название темы, учебные, методические и воспитательные цели и пути их достижения.

Подвести итог занятия, объявить оценки за ответы студентов на поставленные вопросы в ходе занятия, отметить подготовленность взвода, указать недостатки, пути и способы их устранения.

Напомнить рекомендованную литературу для самостоятельной работы. Ответить на вопросы студентов. Довести название темы и занятия следующего занятия. Дать задание на самостоятельную работу.

Подать команду об окончании занятия.

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Принять доклад дежурного по взводу. Проверить наличие студентов на занятии, их внешний вид и готовность к занятию (наличие конспектов, ручек, цветных карандашей, офицерских линеек). Заполнить «Журнал учёта учебных занятий по военной подготовке учебной группы (взвода)».

 

Тема №1. «Основы организации связи в Сухопутных войсках».

Занятие №2. Связь - основное средство управления войс-ками.

 

Учебные, методические и воспитательные цели:

Изучить:

· основные термины и определения;

· основные и частные задачи связи, требования предъявляемые к связи;

· рода и виды связи.

Формировать методические навыки в докладе изучаемых учебных вопросов.

Развить способности в овладении новыми знаниями, концентрации внимания на основных вопросах занятия.

Воспитать у студентов любовь к войскам связи и чувство гордости за них.

 

Учебные вопросы.

1. Основные термины и определения.

2. Основные и частные задачи связи, требования, предъявляемые к связи.

3. Рода связи.

 

1.Наставление по связи .Соединений и частей Сухопутных войск.Москва.Воениздат.2006г. Секретно.Стр.5-12.

2. Основы организации связи в Сухопутных войсках. Часть 3. Учебник. Санкт-Петербург. Военный университет связи. 2003 г. ДСП. стр.11-30,110-125.

 

Высветить слайды №№ 1-4:

Тема №1. «Основы организации связи в Сухопутных войсках».

Занятие №2. Связь - основное средство управления войс-ками.

2. Учебные, методические и воспитательные цели.

3. Учебные вопросы.

4. Литература.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Введение.

На занятии №1 мы с Вами рассмотрели вопросы:

· дисциплина «Тактико-специальная подготовка», её роль и место в подготовке офицеров запаса войск связи;

· основные правила по соблюдению режима секретности в подразделениях и частях;

· роль и место военной связи в управлении войсками.

В целях контроля Вашей подготовленности по теме занятия №1 проведём письменный контрольный опрос по вопросам:

Вариант №1:

1. На чём базируется предмет «Тактико-специальная подготовка»?

2. Что запрещается лицам, допущенным к работе с секретными документами и изделиями.

Вариант №2:

1. Что должен знать студент в результате изучения дисциплины «Тактико-специальная подготовка»?

2. Обязанности лиц, допущенных к работе, связанной с секретными данными, документами и изделиями.

 

Вариант №3:

1. Место военной связи в системе управления войсками и оружием.

2. Что должен уметь студент в результате изучения дисциплины «Тактико-специальная подготовка»?

 

Рассматривая вопрос №3 занятия №1 «Роль и место военной связи в управлении войсками», встречались со словами и словосочетаниями, которыми пользуются специалисты связи в своей практической деятельности.

Остановимся более подробно на новых для Вас терминах и определениях применительно к военной системе управления войсками:

1. Управление - выработка и осуществление управляющих воздействий.

2. Система управления – совокупность органов управления, пунктов управления и средств управления (связи, автоматизации и других специальных средств).

3. Органы управления - должностное лицо или группа должностных лиц, наделённых правами и исполняющих обязанности по управлению.

4. Пункт управления – специально оборудованные и оснащённые техническими средствами связи и автоматизации рабочие места, на которых должностные лица органов управления исполняют свои обязанности.

5.Информация – сведения о состоянии, задачах, действиях войск (своих и противника), применении оружия и боевой техники(боевых средств), являющиеся объектом использования в процессе управления.

6. Сообщение – информация, представленная в форме, позволяющей осуществлять её передачу, прием, хранение и обработку.

7. Информационное направление – функциональная взаимосвязь двух органов(пунктов, объектов) управления, между которыми требуется обеспечение обмена информацией.

8. Связь – передача и прием с требуемым качеством различных видов информации в системах управления войсками(силами) и оружием. Связь является основным средством управления войсками и боевыми средствами. (Наставление по связи в соединениях и частях сухопутных войск).

9. Связь – совокупность технических средств связи и способов, позволяющих осуществлять обмен информацией в процессе управления войсками и оружием.

10.Военная связь – отрасль военного дела, обеспечивающая обмен информацией и автоматизацию в системах управления войсками (силами) и оружием.

11.Канал связи – совокупность средств связи и среды распространения, обеспечивающая передачу сигналов электросвязи между узлами связи в определённой полосе частот или определённой скоростью (Слайды 8,9,10).

 

Рис. 1. Структура радиоканала.

 

Рис. 2. Структура канала проводной связи.

 

Рис. 3. Структура телефонного канала связи.

 

12. Абонент – должностное лицо органа (пункта) управления и (или) техническое средство осуществляющее обмен информацией посредством связи.

13. Корреспондент – абонент, который работает по каналам радиосвязи.

14. Источник сообщения – абонент формирующий сообщение.

15. Получатель сообщения – абонент, получающий сообщение для последующего использования.

16. Направление связи – совокупность каналов и линий связи, предназначенная для обмена информацией на одном информационном направлении.

17. Поток сообщений – это последовательность передаваемых или принимаемых сообщений, определяемая потребностями управления.

 

Способы обмена информацией.

 

Обмен информацией (приказами, распоряжениями, докладами, донесениями), т.е. связь между командирами (штабами), может осуществляться четырьмя способами:

· личным общением должностных лиц органов управления (командиров, офицеров штабов);

· обменом документами с помощью подвижных средств связи (БТР, БМП, автомобилей, мотоциклов связи);

· подачей сигналов управления с использованием сигнальных средств;

· передачей сообщений по техническим средствам электросвязи.

 

Личное общение позволяет командиру более детально выяснить обстановку, лично довести до подчинённых своё решение, оказать им помощь, проконтролировать их действия.

Обмен документами, секретными и почтовыми отправлениями с помощью подвижных средств возможен во всех видах боевых действий. Существенным недостатком такого способа обеспечения связи является значительное время доставки документов и отправлений адресатам.

Сигнальными средствами передаются заранее установленные команды и сигналы. Такие средства по своей природе мало информативны и применяются в основном для целеуказания при боевом применении артиллерии, авиации, а так же обозначения местоположения подразделений и оповещения войск.

Обмен информацией по техническим средствам связи в наибольшей степени обеспечивает выполнение всех требований к управлению – устойчивости, скрытности, непрерывности и оперативности.

Управление войсками с помощью технических средств связи в сложной боевой обстановке часто является единственно возможным. Современные средства связи имеют возможность передавать сообщения скрытно от противника. В настоящее время способ организации и обеспечения связи с использованием технических средств является основным. Вместе с тем этот способ организации и обеспечения связи является и наиболее сложным. Для его реализации необходимо выполнить два условия:

· должностные лица органов управления и пункты управления должны иметь технические средства связи;

· технические средства связи должны быть однотипными и иметь возможность передавать и принимать сообщения на информационных направлениях.