Общество, государство, политическая власть

Список літератури, яка використовувалась

 

1. Корсаков В.С. Основы конструирования приспособлений – М., Машиностроение 1983 – 277 с., ил.

2 . Бигунов Л.А., Бабракова В.И. – Методические указания по разработке

конструторского раздела дипломного проекта для учащихся

специальностей 1504 и 2401 Киев РНМК по ССО 1989.

3. Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин: Учебник для машиностроит.

спец. техникумов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984.

255с., ил.

4. Ицкович Г.М. Сопротивление материалов: учебник для учащихся

машиностроит. техникумов. – 6-е изд., испр. – М.: Высшая школа,

1982.383 с., ил.

5. Мотовилин Г.В. и др. Автомобильные материалы: Справочник. – 3 – е

изд.перераб. и доп. / Г.В. Мотовилин, М.А. Масино, О.М. Суворов. –

Транспорт, 1989. – 464 с.: табл., библиогр.

6. Канарчук В.Є. Основи технічного обслуговування і ремонту автомобілів у 3-х кн., Кн.3 Ремонт автотранспортних засобів.К. Вища школа, 1994- 559с., іл..

7. Клебанов Б.В. Ремонт автомобилей – М. Транспорт, 1968 – 360 с., ил.

 

 

 

 

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество: оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею.

Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане. Гражданское общество - общество граждан, имеющих различные групповые интересы.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория - это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и не разделимая с кем-либо власть.

Основные концепции возникновения государства и права и их анализ.

Выделяются следующие теории происхождения государства: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л.Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер).

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Они считали государство обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Органическая теория считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.

Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, «действительным» правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина. Функции государства разделяются по следующим видам:

I. По субъектам:

функции законодательных органов власти;

исполнительные функции;

функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными государствами.

2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

III. По сфере деятельности:

1) правотворческую;

2) правоприменительную;

3) правоохранительную.

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальное устройство государства: характер взаимоотношений между государством и его частями, между частями государства, между центральными и местными органами власти.

Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные.

Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти управления.

Сложное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.

Империя - насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна.

Конфедерация - государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей.

Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).

Федерация - суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном государстве тем, что обычно имеют конституцию, высшие органы власти, а следовательно, и собственное законодательство. Однако государственное образование - это часть суверенного государства и поэтому государственным суверенитетом в классическом его понимании не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой она отличается рядом существенных признаков.

По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило - договором.

По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения ее субъектов с принадлежащей им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории.

Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство в каждом государстве, вступившем в союз.

В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы.

Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта, принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации.

Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.

Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию - власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия (Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, советская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.

Парламентская или президентская республики отличаются друг от друга ролью и местом парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если же исполнительная власть (правительство) формируется президентом и он обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей лишь от его личного усмотрения по отношению к членам правительства, то такая республика - президентская.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - Конгрессом, в России - Федеральным Собранием, во Франции - Национальным Собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Классические Парламентские республики - Италия, Австрия.

Президент - выборный Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Классические Президентские республики - США, Сирия.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе.

Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.

Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются:

1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества;

2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкие права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом;

3) наличие разделения власти на основе верховенства закона;

4) свобода деятельности политических партий и объединений.

Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства.

Авторитарный режим – абсолютно-монархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственный аппарат состоит из государственных органов (органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратура).

Государственный орган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

1. осуществляет от имени государства его функции;

1. имеет определенную компетенцию;

1) обладает властными полномочиями;

· характеризуется определенной структурой;

· имеет территориальный масштаб деятельности;

· образуется в порядке, установленном законом;

1) устанавливает правовые связи личного состава.

Виды государственных органов:

1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования либо в порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)

2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы)

3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст).

4) коллегиальные и единоличные.

· по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные.

Основные предпосылки возникновения и развития учения о правовом государстве.

Еще в самом начале развития цивилизации человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Теорию о разделении властей предложил Дж.Локк, Ш.Монтескье был его последователем. Философское обоснование учения о правовом государстве и его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х.Фрайхера фон Аретина.

К концу ХХ столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идем правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Признаками правового государства являются:

верховенство в обществе легитимного закона;

разделение власти;

взаимопроникновение прав человека и гражданина;

взаимная ответственность государства и гражданина;

справедливая и эффективная правозащитная деятельность и др.

Сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности, народности. К принципам правового государства относятся:

принцип приоритета права;

принцип правовой защищенности человека и гражданина;

принцип единства права и закона;

принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

принцип верховенства закона.

Принцип разделения властей и его сущность.

1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействия трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.

2) Юридическое ограничение пределов властных полномочии ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни одной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ограничиваются конституцией. Каждая ветвь власти наделяется правами воздействия на другую, если та становится на путь нарушения конституции и законодательства.

3) Взаимное участие в кадровом наполнении органов власти. Этот рычаг сводится к тому, что законодательная власть участвует в формировании высших должностных лиц исполнительной власти. Так, в парламентских республиках правительство формируется парламентом из числа представителей, той партии, которая одержала победу на выборах и имеет большее количество мест в нем.

4) Вотум доверия или недоверия. Вотум доверия или недоверия - это воля, выраженная большинством голосов в органе законодательной власти по поводу одобрения или неодобрения политической линии, определенной акции или законопроекта правительства. Вопрос о вотуме может поставить само правительство, орган законодательной власти, группа депутатов. Если орган законодательной власти выразил вотум недоверия, то правительство уходит в отставку или распускается парламент и объявляются выборы.

5) Право вето. Вето - это безусловный или отлагательный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого. Правом вето пользуется Глава государства, а также верхняя палата при двухпалатной системе по отношению к постановлениям нижней палаты.

Президенту принадлежит право отлагательного вето, которое парламент может преодолеть путем вторичного рассмотрения и принятия постановления квалифицированным большинством.

6) Конституционный надзор. Конституционный надзор означает наличие в государстве специального органа, призванного следить за тем, чтобы ни одна власть не нарушала требования конституции.

7) Политическая ответственность высших должностных лиц государства. Политическая ответственность - это предусмотренная конституцией ответственность за политическую деятельность. От уголовной, материальной, административной, дисциплинарной ответственности она отличается основанием наступления, процедурой привлечения к ответственности и мерой ответственности. Основанием политической ответственности являются поступки, характеризующие политическое лицо виновного, затрагивающие его политическую деятельность.

8) Судебный контроль. Любые органы государственной власти, управления, которые непосредственно и неблагоприятным образом затрагивают личность, имущество или права индивида, должны подлежать надзору судов с правом окончательного решения о конституционности.

 

Право: понятие, нормы, отрасли

Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Классификация социальных норм:

1. По сферам действия (в зависимости от содержания жизни общества, в которых они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования):

· политические

1) экономические

1) религиозные

· экологические

2. По механизму (регулятивным особенностям):

· нормы морали

· нормы права

· обычаи

· корпоративные нормы

Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных в конечном счете материальными и духовно-культурными условиями жизни общества. Сущность права заключается в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.

В современной юридической науке термин «право» использовался в нескольких значениях (понятия):

· Право – это социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народа на самоопределение и др. эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

· Право – система юридических норм. Это – право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл включается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «гражданское право» и др.

· Право – обозначает официальное признание возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и др. Здесь речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права. Т.е. государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.

Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества.

1. Право - это установленные государством и обеспеченные им в исполнении правила поведения. Производность права от государства - объективная реальность. Если нет связи с государством, то такое правило поведения не является правовой нормой. Эта связь в некоторых случаях проявляется через санкционированные государством правила поведения, установленные негосударственными структурами.

2. Право - это формально определенное правило поведения. Определенность - его важный признак. Право всегда есть противостояние произволу, бесправию, хаосу и т.д., а поэтому оно само должно иметь четко определенную форму, отличаться нормативностью. Сегодня и у нас приобретает важное значение принцип, согласно которому, если юридическое право соответствующим образом не оформлено и не доведено до сведения адресатов (т.е. не опубликовано), им нельзя руководствоваться при решении конкретных дел.

3. Право - это правило поведения общего характера. Оно отличается неконкретностью адресатов, рассчитано на неоднократное применение.

4. Право - это правило поведения общеобязательного характера. Оно распространяется на всех, начиная от президента и кончая рядовым гражданином. Общеобязательность права обеспечивается государственной гарантией.

5. Право представляет собой систему норм, что означает его внутреннюю непротиворечивость, согласованность и беспробельность.

6. Право - это система таких правил поведения, которые вызваны материальными и культурными условиями жизни общества. Если условия не позволяют реализовать содержащиеся в правилах поведения требования, то лучше воздержаться от установления таких правил, иначе будут приняты неработающие нормы.

7. Право - это система правил поведения, выражающих волю государства

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения.

Норма права содержит в себе государственное веление, она рассчитана на регулирование не какого-то отдельного, единоличного отношения, а на неоднократное применение к заранее не определенным лицам, вступающим в определенные виды общественных отношений.

Любая логически завершенная правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это та часть нормы, где речь идет о том, когда, при каких обстоятельствах данная норма действует.

Диспозиция - часть нормы, где излагается ее требование, то есть что запрещается, что дозволяется и т.д.

Санкция - часть нормы, где речь идет о неблагоприятных последствиях, которые наступят в отношении нарушителя требований этой нормы.

Система права - это обусловленное состоянием общественных отношений целостное строение действующих правовых норм, которое выражается в их единстве, согласованности и дифференциации на отрасли и институты. Система права - это юридическая категория, означающая внутреннее строение правовых норм любой страны.

Отрасль права - обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующая однородные общественные отношения (например, нормы права, регулирующие земельные отношения – отрасль земельного права). Отрасли права делятся на отдельные взаимосвязанные элементы – институты права.

Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующая общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт гражданства – в конституционном праве).

Основные отрасли права:

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право – регулирует отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право – представляет совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Земельное право - представляет совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регулируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы.

Трудовое право – регулируют общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

Семейное право - регулируют брачно-семейные отношения. Нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей, детей.

Гражданско-процессуальное право - регулируют общественные отношения возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых, семейных споров.

Уголовное право – комплекс норм, устанавливающих какое общественно-опасное деяние – преступление и какое наказание применяется. Нормы определяют понятие преступления, устанавливают виды преступлений, виды и размеры наказаний.

Источник права - это специальная юридическая категория, которая используется для обозначения формы внешнего выражения правовых норм, формы их бытия, объективирования.

Выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы между народного права.

Нормативно-правовые акты - это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы. Нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам:

Санкционированные обычаи и деловые обыкновения. Эти источники в российской правовой системе используются в очень редких случаях.

Судебный и административный прецеденты как источники права широко используются в странах с англосаксонской правовой системой.

Нормы международного права.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права.

Классификация нормативно-правовых актов

По юридической силе:

1) законы (акты, обладающие высшей юридической силой);

2) подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения и др.

По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты:

акты референдума (непосредственного народного волеизъявления);

акты органов государственной власти

акты органов местного самоуправления

акты Президента

акты органов управления

акты должностных лиц государственных и негосударственных органов.

При этом могут быть акты:

принятые одним органом (по вопросам общего ведения)

совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения)

По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.)

По сфере действия:

акты внешнего действия (общеобязательны для всех - охватывают всех субъекты (например, федеральные законы, федеральные конституционные законы).

внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности)

Различают действие нормативно-правовых актов:

по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт)

по времени (вступление в силу - как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы)

в пространстве (как правило, на всю территорию)

В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные нормативно-правовые акты (нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ) - действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.

Закон: понятие и разновидности.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов:

1) по значимости и юридической силе: конституционные федеральные законы и обыкновенные (текущие) федеральные законы. Главный конституционный закон - сама Конституция. Федеральные конституционные законы - это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции (Федеральный конституционный закон о: Конституционном суде, референдуме, правительстве).

Все остальные законы - обыкновенные (текущие).

2) по органу, принимающему закон: законы общефедеральные и законы субъектов РФ (действуют только на территории субъекта и не могут противоречить общефедеральным).

3) по объему и объекту регулирования: общие (посвящены целой сфере общественных отношений - например - кодекс) и специальные (регулируют узкую область общественных отношений).

 

Правоотношения и их участники

Правоотношение - это общественное отношение, складывающееся между его участниками на основе действия правовых норм. Правоотношениям присущи следующие признаки:

стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности;

правоотношение - это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения;

правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной.

Содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности.

Правоотношения делятся:

По отраслям: конституционные (отношение гражданства), гражданско-правовые (купля-продажа), административные (по уплате налога), уголовно-правовые (ответственность за кражу), трудовые (трудовой договор), семейные (алименты) и т.д.

По содержанию: общерегулятивные (конституционное право на труд конкретного лица), регулятивные (трудовые права и обязанности по договору), охранительные (уголовная ответственность за преступление).

По степени определенности сторон: абсолютные (правоотношение собственности), относительные (правоотношение купли-продажи).

По характеру обязанности: пассивного типа (правоотношение собственности), активного типа (налоговое отношение).

Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения – это субъект права, который использует свою праводееспособность.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся:

граждане;

лица с двойным гражданством;

лица без гражданства;

иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане Российской Федерации, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных силах и т.п.

К коллективным субъектам относятся:

государство в целом (когда оно, например в ступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые – с субъектами федерации, в гражданско-правовые – по поводу федеральной государственной собственности и т.п.);

государственные организации;

негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.)

Коллективные субъекты, участвующие в области частно-правовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно части 1 ст. 48 Гражданского Кодекса РФ «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по свои обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для того чтобы стать субъектом правоотношения, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это способность индивида иметь права и обязанности.

Дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них.

Выделяют следующие виды дееспособности:

полную (с 18 лет);

частичную (с 14 до 18 лет);

В ст. 27 Гражданского Кодекса РФ («Эмансипация») установлено следующее:

«1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.

2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда».

Правоспособность и дееспособность обычно неразделимы и наступают одновременно. Таким образом обстоит дело в большинстве отраслей права, кроме гражданского.

Разрыв между правоспособностью и дееспособностью в гражданском праве объясняется тем, что:

имущественные права необходимы всем гражданам независимо от возраста, состояния их воли;

в области имущественных правоотношений вместо правоспособного, но недееспособного лица может выступать его законный представитель.

Дееспособность может быть ограничена. В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В соответствии со статей 30 ГК РФ «гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности…».

 

Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объект авторского права - созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.).

Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Юридический факт - это предусмотренное в законодательстве жизненное обстоятельство или ситуация, с наступлением (которой) у одних лиц возникают права, а у других - обязанности. Например, рождение, смерть, заключение договора, поступление в вуз. Юридический факт является элементом механизма правового регулирования.

Фактический состав - это система юридических фактов.

С наступлением юридического факта у одного из участников общественного отношения возникает субъективное право (мера и объем возможного поведения или требования), а у другого - корреспондирующая субъективному праву юридическая обязанность (мера должностного поведения). Через субъективное право одного и юридическую обязанность другого между этими участниками общественного отношения складывается отношение, которое обычно называется правоотношением.

 

Правонарушения и юридическая ответственность

Правонарушение характеризуется рядом признаков, которые образуют в совокупности состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

В зависимости от отраслевого признака юридической ответственности основанием могут быть:

· в уголовном праве - преступление,

1) в административном - административный проступок,

1) в гражданском - гражданско-правовой деликт,

· в трудовом - дисциплинарный проступок или материальный ущерб.

Само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновение юридической ответственности, не влечет за собой применение государственно- принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт - решение компетентного органа (приговор суда, решение суда, приказ администрации и т.д.), которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу.

Причины правонарушений. Пути и средства предотвращения правонарушений.

При анализе причин правонарушений нужно исходить из признания их социальной природы. Правонарушения как массовое явление появились лишь в определенных социальных условиях, а именно в связи с расколом общества на классы, возникновение государства и права, когда родовой строй превратился в организацию для грабежа и угнетения соседей, а органы государства из органов народной воли превратились в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против своего же народа.

Марксистская позиция считала причинами, порождающих правонарушения эксплуатацию масс, нужду и нищету. И их исчезновением должны неизбежно уйти причины правонарушений, а с ними отомрет и государство.

Вообще существование правонарушений неизбежно. Но нужно стремиться свести к минимуму.

Наиболее важной проблемой борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные и опасные для общества деяния или способствующие их совершению.

Юридическая ответственность - это претерпевание лицом, нарушившим требования правовых норм, определенных неблагоприятных последствий.

Юридическая ответственность подразделяется на: уголовную ответственность, административную ответственность, гражданско-правовую ответственность, дисциплинарную ответственность, материальную ответственность.

Основания юридической ответственности - это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной, а отсутствие их ее исключает.

Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение.

Понятие законности. Ее принципы и требования.

Законность - юридическая категория, которая означает сложившееся отношение в том или ином государствообразующем обществе к законам и к претворению требований законов в жизнь.

Одним из требований законности является строгое соблюдение законов. Истинное назначение законности проявляется лишь по отношению к действительно правовым законам. Основой подлинной законности является легитимность закона и всеобщая непререкаемость закона. Когда законы не имеют в обществе одинаковой силы для всех, то говорить о подлинной законности не приходится. Если, например, правила дорожного движения не будут соблюдать высокие чины или сами контролеры за дорожным движением, то требование их соблюдать, предъявляемое рядовым водителям, вряд ли свидетельствует о наличии законности в данном обществе. Люди о законах судят по тому, насколько они (законы) их защищают, выражают их интересы. Поэтому законность чаще всего употребляется наряду со слово справедливость. Законность - не метод государственного руководства обществом (как говорили в советское время), а принцип жизни общества, определяющий деятельность государства.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Объективные условия - экономические, политические, социальные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.

Субъективные факторы - состояние правовой науки, полнота и развитие в ней процессов гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций, концепций, эффективная деятельность политического руководства, правовое избрание лидеров приоритетов при принятии политических решений.

Специальные средства обеспечения законности - юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

1. юридические гарантии (средства) - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, осуществление и защиту прав и свобод:

1) средства выявления (обнаружения) правонарушений - деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда, могут быть граждане (например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностного лица в суд)

· средства предупреждения правонарушений - закрепленные в праве средства, позволяющие устранить возможные правонарушения (например, расторжение трудового договора по инициативе администрации возможно только с согласия профсоюза. Эта норма позволяет предотвратить возможное нарушение администрацией трудовых прав граждан, недопустить незаконное увольнение. Также сюда относится досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр)

· средства пресечения правонарушений - задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, отмена незаконных актов

· меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранение последствий правонарушений - принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), взыскания (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения)

· юридическая ответственность - наказание лица, виновного в совершении правонарушения

1) процессуальные гарантии - реальная жизнь формально закрепила права и свободы, их можно получить имея процессуальное закрепление. Недостаточно закрепить права и свободы в Конституции, необходимо подкрепить их текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации

1) правосудие - деятельность судов, осуществляемая в процессе рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью укрепления законности

2. организационные гарантии - различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Это кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и ПОО, образование в их структуре спец. подразделений.

Таким образом, - для обеспечения стабильной законности и устойчивости правопорядка необходима целенаправленная работа по совершенствованию объективных условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства.

 

Понятие правопорядка. Его соотношение с общественным порядком.

 

Правопорядок представляет собой результат (продукцию) воздействия всего механизма государства на общественную жизнь с помощью правовых средств.

В условиях функционирования механизма правового государства вырабатывается подлинно народный, справедливый правовой порядок. Он отличается от общественного порядка вообще и распространяется лишь на такую сферу общественной жизни, где без правового вмешательства государства невозможно организовать оптимальную общественную жизнь.

Таким образом, правопорядок складывается из многочисленных форм юридической деятельности граждан, их объединений, а также государственных органов. Между тем подлинно народное государство (правовое государство) больше внимания должно обращать не на борьбу с правонарушителями, а на созидание для своих граждан, сопутствующих условий правомерного поведения.

Общество и государство должны быть заинтересованы в том, чтобы было больше правомерного поведения. Это ведет к уменьшению числа противоправных действий, снижает расходы государства на организацию работы с правонарушениями.

 

Конституция Российской Федерации – Основной закон государства

Конституция (от лат. constitutio – установление) – это основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных (законодательных), исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Конституция - это юридический документ, наделенный высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с ее положениями, нарушение которых является серьезным правонарушением.

Конституция охватывает социально-экономическое устройство, культурную и политическую жизнь, отношения в сфере гражданского общества.

К основным чертам и юридическим свойствам конституции следует отнести: легитимность; итоговый характер предписаний; перспективность; преемственность; реальность; верховенство; стабильность и др.

Конституционную систему России составляют Конституция РФ, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Конституция РФ имеет прямое и непосредственное действие, что позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, опираясь только на конституционную формулировку. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции РФ.

Конституция РФ была принята путем всенародного голосования – референдума – 12 декабря 1993 года. В нем участвовало 54,8% избирателей. За Конституцию проголосовало 58,4% принявших участие в референдуме (или около 30% от общего числа избирателей). 25 декабря 1993 года Конституция РФ была официально опубликована и начала действовать.

Конституция РФ 1993 года заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах. Признается идеологическое многообразие, многопартийность.

Действующая Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, второй содержит заключительные и переходные положения.

Основы правового статуса человека и гражданина

Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных Законах: "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.); "О референдуме в Российской Федерации" (1995 г.); "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.); в законах: "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.); "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (1995 г.); "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.); а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.

В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г.

Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).

Правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:

социально-экономическим положением государства;

степенью развитости и демократичности политического режима;

нравственными и иными условиями жизни общества.

Государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме конституционного права) закрепляет права и обязанности индивида только в определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных и т.д.).

Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса (ст.64 Конституции). Без конституционных прав, свобод и обязанностей не может быть полного правового статуса гражданина и человека.

Конституционные права, свободы и обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам - членам общества, независимо от частного индивидуального положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, естественно, более узкие, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд соответствующих норм относит только к гражданину.

Конституционные права, свободы и обязанности предоставляются гражданам (также как и иностранцам и лицам без гражданства) на равном основании, независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции РФ не подлежат изменению ни со стороны Парламента, ни со стороны Президента РФ.

Конституционные (основные) права, свободы и обязанности неотделимы от личности, многие из них принадлежат человеку от рождения и выражают всю систему взаимоотношений человека и государства.

Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина, как перед государством, так и перед другими физическими лицами. Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства (ст. 55, 56).

Понятие гражданства Российской Федерации

Способы приобретения гражданства Российской Федерации

Важнейшей юридической предпосылкой наиболее полного правового положения личности является его принадлежность к гражданству данного государства. Это один из основных элементов правового статуса личности, главное условие полной правосубъектности лица.

Конституционно-правовой институт гражданства есть совокупность юридических норм, которые закрепляют устойчивую юридическую связь человека и государства.

Прежде всего, источниками данного института являются уже перечисленные статьи Конституции РФ и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г.

Состояние гражданства есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивой эта связь является потому, что она не зависит от времени и пространства и для подавляющего большинства граждан сохраняется от рождения до смерти, причем независимо от того, находится ли гражданин на территории своей страны или за ее пределами.

Правовой эта связь называется:

во-первых, потому что закреплена в нормативных актах;

во-вторых, потому что представляет совокупность взаимных прав и обязанностей человека и государства;

в-третьих, потому что эта связь закрепляется соответствующими личными документами граждан: свидетельством о рождении, паспортом или заменяющими его удостоверениями.

Для России, как федеративного государства очень важен принцип единого гражданства. На какой бы территории ни проживали его граждане, они, прежде всего, являются гражданами России. Важно также равенство граждан, независимо от основания его приобретения.

Гражданство является предпосылкой наиболее полного содержания право- и дееспособности личности, в частности, их политического аспекта. Именно гражданин имеет политическую правоспособность, т.е. способность быть субъектом данных конституционно-правовых отношений, обладать всеми правами и нести все обязанности, предусмотренные нормами конституционного права. Это совокупность возможностей, предоставленных государством гражданину.

Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, например, права человека на гражданство, запрета на лишение его гражданства, признания права на изменение гражданства, а в некоторых случаях права на двойное гражданство (бипатриды); запрета выдачи своего гражданина другому государству, кроме как на основании закона или международного договора; равенства прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства. Заключение или расторжение брака не влечет за собой обязательного изменения гражданства.

Способы приобретения гражданства Российской Федерации

Способы приобретения и утраты гражданства регламентированы федеральным законом о гражданстве Российской Федерации, а оформление конкретных случаев приобретения и утраты гражданства производится Указами Президента РФ или правовыми актами соответствующих министерств и ведомств. Основания и порядок приобретения гражданства закрепляются в нормах гл. 2 Закона о гражданстве России.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. устанавливает, что гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, состоящие в гражданстве России на день вступления в силу нового Закона;

б) лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с настоящим Законом.

Закон признает следующие способы приобретения Российского гражданства:

Приобретение гражданства по рождению.

Субъектами этого способа признаются:

Дети, оба родителя или единственный родитель которых являются гражданами Российской Федерации. Они получают гражданство независимо от места рождения (так называемый принцип крови). Это оформляется путем регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС) или консульских органах России за рубежом.

Дети, находящиеся на территории России, родители которых неизвестны, теми же органами ЗАГСа регистрируются в свидетельстве о рождении как граждане Российской Федерации, если родители не объявятся до истечения шести месяцев с даты обнаружения ребенка.

Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, либо признан безвестно отсутствующим, становятся гражданами РФ независимо от места рождения (по документу о регистрации рождения ребенка).

Дети, один из родителей которых является гражданином Российской Федерации, а другой - иностранец, становятся гражданами России при условии, что ребенок родился на территории России, либо если иначе он стал бы лицом без гражданства, что отмечается в свидетельстве о рождении. Спорные между родителями вопросы решаются судом.