Главные представители экзистенциализма XX в.
№ | Представитель | Основные идеи |
Карл Ясперс (1883-1969) | Одним из первых поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. в работе «Психология мировоззрений» (1919). Согласно Ясперсу, человек обычно живет заброшенной, не имеющей большого смысла жизнью — как все. При этом он даже не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». Но в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. | |
Мартин Хайдеггер (1889-1976) | Занимался разработкой основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии. Экзистенция, по Хайдеггеру, есть бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом «бытие в мире»). В свою очередь, «бытие в мире» состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все». «Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Поэтому человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен. | |
Жан Поль Сартр (1905-1980) | Его основной проблемой является проблема выбора, а центральным понятием — «для-себя-быгие». «Для-себя-бытие» — высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». При этом важнейшим условием жизни человека, ее «стержнем» и основанием активности является свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном, а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь человека — это цепочка различных «маленьких жизней», отрезков Разного бытия, связанная экзистенциональными решениями. Например: выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д. По Сартру, свобода человека абсолютна, безотносительна. Человек ответствен за всё, что он совершает. |
Окончание таблицы 33
Альбер Камю (1913-1960) | В центре его внимания находилась проблема смысла жизни. Камю считал, что жизнь человека, в сущности, бессмысленна. Большинство людей живут мелкими заботами, радостями, от понедельника до воскресенья, из года в год и не придают своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняет жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Поэтому жизнь человека — абсурд (т.е. не имеет оснований). Камю приводит два главных доказательства абсурдности жизни: соприкосновение со смертью, при котором многое, ранее казавшееся важным для человека (увлечения, карьера, богатство) кажется бессмысленным, и соприкосновение с окружающим миром, природой, при котором происходит осознание того, что человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах и неудачах), а в самом существовании человека. |
Философская герменевтика
|
Таблица 34