Основные представители и идеи гуманизма
Гуманистическое направление
Схема 58. Основные черты гуманизма
Таблица 19
№ | Представитель | Основные идеи |
Данте Алигьери (1265-1321) | Гуманист мирового значения, автор известной поэмы «Божественная комедия» (им самим названа просто «Комедия», так как в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). Фридрих Энгельс называл Данте последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени, Данте воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Он был противником мирской власти Церкви. Политическим идеалом Данте было единое светское государство, гарантирующее гражданам законность и мир. Он восхваляет человека и отходит от его трактовки исключительно как божественного создания: «из всех проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо». Данте признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом, и верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Философия для Данте — это прежде всего этиА. Смысл бытия Данте усматривает в любви, «что движет солнце и светила». Он верит, что человеческий разум дойдет до Правды, «иначе все стремления ничтожны». Этим духом пронизаны многие произведения Данте («Новая жизнь», «Пир» и т.д.) | |
Франческо Петрарка (1304-1374) | Выдающийся философ, моралист, историк, поэт, продолжатель гуманистической линии Данте, автор «Книги песен»,трактатов «О презрении к миру», «Письма без адреса», «Письма к потомкам» и иных трудов. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи о том, что человеческая жизнь дается один раз и |
Окончание таблицы 19
уникальна, что человек должен жить не для Бога, а для самого себя, что человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно. Он считает, что человеку принадлежат свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим. Петрарка утверждал: «Нет выше свободы, чем свобода суждения». По его мнению, человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал. Загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей. Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить, поскольку внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. | ||
Лоренцо Валла (1507-1557) | Крупнейший итальянский гуманист, автор трактата «О наслаждении как об истинном благе». Он также ниспровергал церковные авторитеты, критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность. В центр мироздания он ставил человеА и верил в возможности человека и его разум. Валла отвергал аскетизм и самоотрешение, призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира. Он был сторонником равенства мужчины и женщины. Был близок к эпикуреизму, так как считал, что высшим благом является наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Лоренцо Валла считал, что стремление к удовольствию заложено в человеческой природе, поэтому никакие чувственные удовольствия не являются безнравственными. Кроме того, интересы других людей нужно учитывать лишь постольку, поскольку они связаны с личными удовольствиями. |