ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

Рассматриваемые проблемы:

3.1 Специфика и направления философии эпохи Возрождения

3.2 Специфика и направления философии XVII в.

3.3 Специфика философии французского просвещения XVIII в.

3.4 Уникальность немецкой классической философии

3.1 Специфика и направления философии эпохи Возрождения

       
   
Философия эпохи Возрождения — совокупность философских на­правлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV—XVII вв., ко­торые объединяла антицерковная и антисхоластическая направлен­ность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический харак­тер. Под словом «Возрождение» (или «Ренессанс») понимается преж­де всего возрождение ценностей и культурных традиций античности.
 
 


Схема 55. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения

 
 


Схема 56. Специфика эпохи Возрождения

         
 
 
   
Гуманистическое (XIV-XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрар­ка, Лоренцо Валло и др.) — в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизирова­ло над догматами Церкви.  
 
   
Натурфилософское (XVI — нач. XVII вв., представители: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер) — пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опира­ясь на астрономические и научные открытия.  
 
   
Мистическое (XVI — нач. XVII вв., основной представитель Якоб Бёме) — было направлено на постижение Бога в особом состоянии, когда чело­века посещают мистические видения.  
 
   
Политическое (XV-XVI вв., представитель Никколо Макиавелли) — изучало про­блемы управления государством, поведение правителей.    
 
   
Утопическо-социалистическое (XV-XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) — искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной соб­ственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.  
 
   
Реформационное (XVI—XVII вв., представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.) — стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ния между верующими и Церковью.  
 
   
Скептическое (XVI в., представитель Мишель де Монтень) — разоблачало сует­ность людей и бесполезность человеческого разума.  
 
   
Неоплатоническое (сер. XV — XVI в., представители: Николай Кузанекий, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) — развивало учение Платона, пы­талось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеа­лизма.  


Схема 57. Основные направления философии эпохи Возрождения.