Основные идеи схоластической философии

Схоластическая философия

Августин Блаженный


Схема 52. Учения Августина Блаженного

 
 


Таблица 17

Период развития схоластики Основные представи­тели Философские воззрения
Предсхолас-тика (эпоха «темных веков») V-VIII вв.   Боэций (480-524)   Государственный деятель и философ, ко­торого называют «последним римляни­ном и первым схоластом». Его пере­вод с древнегреческого на латинский язык работ Аристотеля и комментарии к ним имели большое значение для средневековой философии. В своей работе «Об утешении философией» Боэций показал себя представителем философии неоплатонизма. В ней так­же видны едва заметные черты христи­анской философии. Он четко обозна­чил проблему «универсалий» (от лат. universalis — общий) — проблему при­роды общих понятий (т.е. где они суще­ствуют: в божественном разуме, в ве­щах или в разуме человека). А также ввел термины «субстанция», «эссен­ция», «акциденция», «атрибут» и «дефиниция» почти в том же значении, в каком они используются по сей день.
Аврелий Кассиодор (ок. 490-570)   Политический деятель, писатель и фи­лософ, который в работе «Институции» развил идею о системе образования — «семи свободных искусствах», делящихсяна тривиум (риторика, грамматика и логика) и квадривиум (арифметика, гео­метрия, музыка, астрономия). Данная система образования стала общепри­нятой в Европе вплоть до эпохи Воз­рождения.
Исидор Севильский (570-636)   Философ и богослов, автор сочинения под названием «Этимология» в 20-ти томах. Был сторонником природной тео­рии языка, согласно которой имя любого объекта соответствует его сущности.

Продолжение таблицы 17

Ранняя схоластика IX-XII вв.   Иоанн Скотт Эриугена (810-877)   Крупный западноевропейский философ IX в. («первый отец схоластики»), ут­верждавший, что истинный авторитет не противоречит правильному разуму, так же как правильный разум — истин­ному авторитету, поскольку оба они про­истекают из одного и того же источни­ка — божественной мудрости. Иными словами, в вопросе соотношения зна­ния и веры, он не видел противоречия. Однако первичным считал разум. По Эриугене, авторитет рождается из ра­зума, но не наоборот. В решении про­блемы универсалий стоял на позициях реализма, т.е. признавал реальное су­ществование общих понятий вне конк­ретных вещей. Основные работы — «О божественном предопределении» и «О разделении природы». В последней работе Эриугена делит природу на че­тыре ступени: 1) нетворимая, но творящая (Бог как творец всего сущего); 2) творимая и творящая (сын Бога, или Логос, посредник между Богом и ми­ром); 3) природа творимая и нетворящая (мир, существующий в пространстве и времени); 4) нетворимая и нетворящая (Бог как конец и цель всех вещей).
Ансельм Кентербе- рийский (1033-1109)   Философ, которого называют вторым (после Эриугены) отцом схоластики. Стоял на позициях крайнего реализма. В проблеме соотношения веры и зна­ния придерживался позиции Августина Блаженного: «Верю, чтобы пони­мать!». Одним из первых предпринял попытку рационального доказательства бытия Бога (в работах «Монологион» и «Прослогион»).
Пьер Абеляр (1079-1142)   Французский философ, теолог, писатель и поэт. Основные работы: «История моих бедствий», «Введение в теоло­гию», «О божественном единстве и троичности», «Да и нет», «Диалог меж­ду философом, иудеем и христианином» и др. В решении проблемы универса­лий сформулировал собственное уче­ние — концептуализм, согласно кото­рому реально существуют только еди­ничные вещи, но не универсалии. Но универсалии обладают существовани­ем как понятия (концепты) в уме чело­века. Исходным пунктом любого иссле­дования Абеляр считал сомнение, по­этому в вопросе о соотношении знания и веры он придерживался принципа: «Понимаю, чтобы верить!» Идеи Абе­ляра способствовали становлению ра­ционализма в европейской философии.

Продолжение таблицы 17

Зрелая, или высокая, схоластика XIII е.   Фома Аквинский (1225-1274) Центральная фигура средневековой фи­лософии, выдающийся философ и бого­слов, систематизатор схоластики (будет подробно рассмотрен в следующем па­раграфе)
Роджер Бэкон (1214-1292)   Английский философ, по духу и идеям являвшийся в какой-то степени пред­вестником своего однофамильца Фрэн­сиса Бэкона. Основные работы: «Боль­шое сочинение», «Малое сочинение» и «Третье сочинение». Роджер Бэкон считал, что истина — дитя времени, а наука — дочь всего человечества. Он был убежден, что существует четы­ре препятствия на пути постижения ис­тины: доверие к сомнительному авто­ритету, постоянство привычки, мнения несведущей толпы и прикрытие соб­ственного невежества показной мудростью.
Иоанн Дуне Скот (1270-1308)   Английский философ, который утверж­дал, что философия и теология — это совершенно разные дисциплины и что вера и разум — это разные пути, веду­щие к разным целям. Религиозные дог­маты он считал недоказуемыми с помо­щью разума. Верой и теологией пости­гается Бог, разумом и философией — окружающий мир. По проблеме универ­салий Дуне Скот был номиналистом, т.е. объективное существование общих понятий, считая конкретные индивидуаль­ные объекты вершиной и целью творе­ния. Он говорил, что «лошадность» есть только «лошадность» и ничего более. Основные труды: «Парижские сообще­ния», «Кембриджские чтения» и «Упо­рядочение»
Мейстер Экхарт (1260-1327) Немецкий теолог и философ, централь­ной идеей которого была идея един­ства человека и Бога, естественного и сверхъестественного миров. Мир суще­ствует потому, что Богу присуща идея творения и воля творить. Сущность че­ловека находится в Боге. Поэтому если человек хочет обрести себя, ему следу­ет за счет разума вернуться к Богу, ра­зумом углубиться в идею Бога, для чего требуется уйти от себя, своей тварной природы, очистить душу от всего вещ­ного, сделать ее «пустой», так как изго­няя естественное, мы наполним ее сверхъестественным. Быть «пустым» и значит быть «полным Бога». Таким об­разом, у Экхарта именно разум (а не вера) оказывается орудием приобщения к Богу. Основные работы: «Трехчастный труд», «Исследования» и др.

 

 

Окончание таблицы 17