Софисты и софистика
Классический период греческой философии приходится на V — первую половину IV в. до н. э. Наиболее значительными явлениями этого периода стала деятельность софистов, а также Сократа, Платона и Аристотеля.
Схема 39. Софисты
Несмотря на то, что Сократ не принадлежал к указанным группам, он разделял некоторые идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
Для софистов характерно:
- Отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании.
- Стремление доказать условность и несовершенство государства и права.
- Субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека («Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков»).
- Релятивизм, т. е. восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета для критики, стремление доказать, что всё относительно («Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей»).
- Неприятие основ традиционной цивилизации и критическое отношение к окружающей действительности.
- Стремление все проверить на практике и логически доказать правильность или неправильность того или иного суждения.
Представители данной школы свою правоту доказывали с помощью софизмов, т.е. логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Примером может служить следующий («рогатый») софизм:
«То, что ты не потерял, ты имеешь;
ты не потерял рога;
следовательно, ты рогат».
Подобный результат достигается не из-за логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдаётся за правильную.
Таблица 12
Тремя наиболее характерными представителем школы софистов являются:
Протагор из Абдер (ок. 480-410 до н.э.) | Горгий из Леонтии (ок. 483-375 до н.э.) | Продик из Кеоса (ок.465 - ок. 395 до н. э.) |
Заслуга данного философа в том, что он: | Прославился тем, что он: | Вошел в историю философии тем, что он: |
1) наиболее полно выразил суть воззрений софистов своим высказыванием: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». То есть в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого, софисты выдвинули субъективное мнение человека, ибо вне человеческого сознания ничего не существует. Нет ничего раз и навсегда данного и то, что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности. Если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности. Иными словами, вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека: то, что здоровому кажется сладким, больному покажется горьким. | 1) доказывал три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо; 2)пришел к выводу, что ни о чём нельзя сказать достоверно (например, мы считаем человека хорошим, но когда мы говорим о нем, он уже, возможно, сделал что-то плохое и уже таким не является, так как всё очень быстро меняется); 3) считал, что лучшим ответом на вопрос является молчание, так как только оно уберегает от ошибки, и лишь указание пальцем на то, о чем спрашивают | 1) проявлял исключительный интерес к языку (к номинативной функции слов, проблемам семантики и синонимии); 2)занимался изучением правильного употребления слов; 3) составил этимологические гроздья родственных по значению слов; 4)анализировал проблемы омонимии (различение смысла графически совпадающих слов в разных контекстах); 5) большое внимание уделил правилам спора (особенно приемам опровержения); |
Окончание таблицы 12
Следовательно, окружающий мир относителен, объективное познание недостижимо, а реально существует лишь мир мнений; 2) имел беспрецедентное для того времени отношение к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию — и вопрос темен, и людская жизнь коротка» | 6) оказал большое влияние на Сократа, который считал Продика своим учителем |
Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, к их главным заслугам можно отнести то, что они критически взглянули на окружающую действительность и распространили философские и иные знания среди граждан греческих полисов. Софисты считали, что окружающий мир относителен и существует лишь мир мнений. С этим не мог согласиться Сократ, который считал, что мнений, действительно, может быть много, но истина одна.