Элейская школа: формулировка проблемы бытия
Элеаты— представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Ксенофан, Парменид и Зенон.
Имя философа, время жизни | Краткие биографические данные и основные труды | Данный философ считал, что: | Вклад данного философа в том, что он: |
Ксенофан (ок. 565-473гг. до н. э.) | Был родом из г. Колофона в Ионии, но после захвата его родины персами скитался, затем осел в г. Элея, где и стал основателем Элейской школы. Прожил почти сто лет, был очень бедным, но находил в самом себе неистощимые сокровища, поглощенный в созерцание великих идей и окрыленный рвением к знаниям и мудрости. Свое философское учение изложил стихами. Сохранилось несколько стихотворений из его сборника «Силлы» («Сатиры») | 1) первоосновой всего сущего является Земля, которая появилась из моря (воды). Это доказывается тем, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях — отпечатки рыб и растений; 2) не боги творят людей, а люди — богов, причем по своему образу и подобию. Это доказывается тем, что у эфиопов боги черные и плосконосые, у фракийцев — голубоглазые и рыжие, у Гомера и Гесиода — безнравственные и аморальные; 3) истинный бог не подобен смертным ни телом, ни мыслью; является всевидящим, всеслышащим и всемыслящим; 4) бог и космос (бытие) едины; 5) мир является неизменным; 6) ощущения, чувства часто обманывают; постичь мир можно только с помощью разума, который иногда нас тоже подводит, но постепенно люди могут приблизиться к познанию истины | 1) его идеи о единении бога с космосом стали предтечей пантеизма; 2) утверждения о неизменности мира легли в основу метафизики; 3) идеи относительно ограниченности познания были предтечей скептицизма; 4) идеи об антропоморфности греческих богов стали предтечей христианского монотеизма |
Продолжение таблицы 11
Парменид (конец VII - VIв. до н. э.) | Центральная фигура Элейской школы. Родился и жил в г. Элея в знатной семье, провел молодость в забавах ироскоши. Но пресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, и он стал созерцать ясный лик истины. Учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия. Принимал активное участие в политических делах города и в последствии был признан согражданами мудрейшим политическим деятелем Элей. Плутарх отмечал, что Парменид привел свое отечество в порядок отличнейшими законами, отчего власти ежегодно заставляли граждан давать клятву на верность его законам. Сохранилась значительная часть его поэмы «О природе» | 1) сторонники Гераклита — «пустоголовые о двух головах», поскольку противоречие — это не одна из движущих сил, а ошибка в логике, ибо в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего; 2)невозможно единовременное существование противоположных начал; 3) реально существует лишь то, чтоумопостигаемо, чтоможет мыслиться, поэтому бытие и мышление тождественны («одно и то же — мысль о предмете и предмет мысли»); 4) есть лишь бытие (существование), небытия нет потому, что его невозможно «ни познать, ни в слове выразить», как только мы пытаемся о нем мыслить, небытие становится бытием; 5)бытие представляет собой сплошной неподвижный шар (Единое), который не имеет никаких пустот и в котором отсутствует всякое движение и изменение: единое потому, что бытие могло бы разделить только небытие (а его нет), а неподвижное потому, что всякое движение предполагает изменение, появление и исчезновение чего-либо, но появиться нечто может из небытия, а его нет; | 1) Парменид впервые в истории философии четко сформулировал проблему бытия и стал основоположником ключевого философского раздела — отологии; 2) выступил как первый теоретик важнейшего философского метода — метафизики (в противоположность диалектике Гераклита); 3) стал первым, кто перенес логические законы из области математики в область философии применительно к обоснованию бытия |
Окончание таблицы 11
6) изменчивость, движение и множественность – характеристики неистинного, чувственного мира | |||
Зенон (ок. 490- 430 до н. э.) | Древнегреческий фило-соф, любимый ученик и последователь Пармени-да. Сам пользовался славой талантливого учителя и оратора. Молодость провел в тихом уединенном учении. Ценил ум, презирал роскошь. Всю жизнь боролся за истину и справедливость. Трагичес-ки погиб в результате неудавшегося заговора против тирана Неарха. Сохранилось несколько фрагменте в его трудов: «Споры», «Против философов» и «О природе» | 1) большинство идей Парменида являются истинными: учение о Едином и особенно идея о невозможности движения; 2) доказательством невозможности движения могут служить так называемые апории (противоречия); 1) среди них особенно знаменита апория «Ахиллес и черепаха»: для того чтобы догнать черепаху, быстроногий Ахиллес должен преодолеть сначала половину пути до нее, потом половину половины пути и т.д. до бесконечности. Следовательно, Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху (Зенону не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он понял бы, что бесконечное число слагаемых дает всё же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за определенное время) | 1) сформулировал 45 апорий (из которых до нас дошло только девять), при помощи которых проиллюст-рировал представ-ления элеатов о бытии; 3)несмотря на ошибочность апорий, в своих размышлениях поднялся на высо-кий уровень фило-софского поиска тайны движения |
Таким образом, заслуга элеатов в истории философии велика: они не только сделали серьезный шаг в изучении проблем познания, жестко разделив познание на чувственное и идеалистическое, но и внесли большой вклад в становление понятия бытия. Именно в данной философской школе впервые прозвучала идея о том, что бытие есть полнота всего сущего, а небытие не может существовать. И поскольку элеаты выводили всю множественность явлений из единого первоначала, считая всё сущее материальным выражением идей, их можно считать предвестниками идеализма.
Плюрализм и органицизм Эмпедокла
Схема 31. Плюрализм и органицизм Эмпедокла
На третьей стадии космогенеза, по Эмпедоклу, возникает органический мир. Этот процесс также проходит несколько стадий:
1. Возникают отдельные части животных.
2. Процесс случайного сочетания отдельных частей животных приводит к возникновению как жизнеспособных организмов, так и нежизнеспособных чудовищ.
3. Жизнеспособные организмы выживают, а нежизнеспособные чудовища погибают (идея естественного отбора).
4. Путем размножения появляются животные, а затем и человек, который познает прежде всего то, что наиболее близко и подобно ему, ибо подобное всегда познается подобным.
Несмотря на то, что у Эмпедокла в объяснении мира присутствует органицизм, т.е. космос уподобляется живому организму, и он еще не переходит на уровень понятийно-категориального мышления, он явился новаторским философом, «спасшим» идею о движении и всеобщем изменении мира, в чем усомнились в свое время представители Элейскои школы. Он поэтически обрисовал не только механизм движения, но и его причины и источники.