Основные идеи философии индуизма

В основе периодизации философии индуизма лежат различные источники философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху.

 
 

 


Схема 12. Основные этапы индийской философии[11]

 
 

 


Схема 13. Признаки, характеризующие индийскую философию

Веды (дословно — «знания») — это религиозно-философ­ские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.  
Первоначально философия индуизма получила свое канони­ческое, ортодоксальное оформление в форме сборников, на­считывающих более тысячи гимнов, состоящих примерно из 10 000 стихов. Эти священные книги были основаны на тради­циях ариев и записаны в середине II тыс. до н. э. Однако перво­начальные четыре сборника со временем были объединены общим названием «Веды» (первые основополагающие четыре сборника — Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа — в литературе часто объединяются под названием Самхиты).

 

В наши дни сохранилось всего четыре Веды:

1. Ригведа -старей­ший и основополагающий сборник учения, оформленный к 1200 г. до н. э.;

2. Самаведа – сборник песен и священных заклинаний;

3. Яджурведа – сборник жертвенных формул-заклинаний;

4. Атхарваведа – сборник магических формул и заклинаний, сохранившихся с доарийских времён.

В дополнение к четырем основным книгам Вед (Самхитам) были написаны три другие, поясняющие их содержание (Брах­маны, Араньяки и Упанишады). Наибольший интерес у иссле­дователей древнеиндийской философии вызывают Упанишады (дословно с санскрита — «сидение у ног учителя») — заключи­тельная, самая философская часть Вед, в которых дается фило­софская трактовка содержания Вед. Какая же философская концепция содержится в Ведах? Попробуем ответить на этот вопрос, опираясь на ключевые понятия индуизма.

Таблица 5