Специфические черты философии Древнего Востока

Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Рассматриваемые проблемы:

 

2.1 Философия Древнего Востока (Индия и Китай).

2.2 Периодизация и основные черты античной философии

2.3 Становление философии в Древней Греции. Философские школы.

2.4 Сократ, Платон и Аристотель.

2.5 Эллинистически-римская философия.

2.6 Средневековая философия: патристика и схоластика.

2.7 Средневековая арабская философия.

 

Философия Древнего Востока — это не только древнейший кладезь человеческой мудрости, но и уникальный источник для поиска истины, очень своеобразный пласт духовной культуры человечества. Особенности культурно-исторических условий определили глубокое своеобразие восточного и западного типов философии и стилей мышления. И несмотря на то, что русско­му человеку более близка по духу западная философия, ибо Россия на протяжении столетий испытывала и продолжает испы­тывать влияние Запада, восточная философская традиция, исто­рически возникшая раньше западной, во все времена служила и продолжает служить источником мудрости и вдохновлять лучшие умы человечества. Она многому может научить и совре­менного читателя.

В чем же специфика философского знания, стиля мышления стран Востока? Практически во всех философских учениях Вос­тока можно выделить некоторые общие специфические черты.

Таблица 4

Черта Её характеристика
Жизненная ориентация Если для западной традиции свойственно че­редование эссенциальной философии (фило­софии сущности) и экзистенциальной филосо­фии (философии существования), то для вос­точной традиции характерно преобладание философии второго типа. Философия существу­ет для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, обще­ственной, международной и т.д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. При этом если мудрецы Древней Ин­дии делились с учениками знанием о том, как уйти из этого мира, то китайские мыслители учили тому, как выжить в существующей реальности

Продолжение таблицы 4

Синтез природно­го, духовного и те­лесного Если для европейской традиции характерен ярко выраженный антропоцентризм, кореня­щийся уже в христианстве и трансформировав­шийся в энергетизм в новоевропейской фило­софии, то в восточной философии только в со­гласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно реше­ние основных проблем человеческого бытия
Целостность познавательной установки Если для западного мышления традиционен принцип двойственности — «одно и другое», то для восточного мышления — принцип не­двойственности: «одно в другом», «одно во всем и всё в одном». Этот целостный взгляд на мир — первый и главный признак «просветления». Познание людьми истины основывается не толь­ко на интеллекте. Оно опирается на целост­ный опыт, в основе которого лежат чувства
Особенности язы­ка (целостность иероглифического знака) Для Запада присущи атомарный характер ал­фавитного языка, аналитическая структура сло­ва, где самостоятельную семантическую нагруз­ку несут отдельные его части (корень, суффикс, приставка и т.д.), которые сообщают грамматический смысл целому, механически собран­ному из этих частей. Для восточной культуры характерна целостность иероглифического зна­ка, заданная самой графической структурой иероглифа. Понятие слито в восприятии со своим образом, запечатленным символически-гра­фически, и раскрывается через целостную об­разность знака. При этом в западной культуре языку отведена роль средства выражения, фиксации и трансляции смысла. В восточной тра­диции иероглиф не просто транслирует смысл, а содержит его в себе, в том числе в своем внешнем виде
Многогранность истины Если в классической европейской философии преобладал рационализм, ориентированный на поиски объективной общезначимой истины, то мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выра­жена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. По­этому имеются разные пути к совершенству и любой из них может быть принят в соответ­ствии с внутренней склонностью индивида

Окончание таблицы 4

Антропологиче­ский перфекционизм На Востоке господствует представление о том, что конечной целью каждого индивида долж­но быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенство­вание можно поднять мир до совершенства, а также приблизиться к Абсолюту. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае
Конкретность Учения Востока создавались как моральные, на­учные или религиозные. Статус философских учений они приобретают только с точки зре­ния европейского сознания. Однако можно счи­тать такое рассмотрение этих учений вполне оправданным, поскольку основная черта фи­лософии — это попытка ответить на вопросы, которые касаются наиболее значимых сторон бытия человека как особого существа
Отсутствие целостности На Востоке существовало две культуры, в кото­рых практически одновременно с Древней Гре­цией зародилась философия: Индия и Китай. Эти культуры крайне самобытны, а потому их объединение под именем восточной философии достаточно условно. В частности, некоторые исследователи считают Индию тем местом, где жили племена, которые переместились на тер­риторию современной Европы и стали прароди­телями для европейских народов. С этой точки зрения индийская культура гораздо ближе для европейцев, чем китайская. Их объединяют общее происхождение и общий языковой и культурный фон, определяющий взгляд на мир. Это подтверждается тем, что индийцев, как и греков, всегда интересовали вопросы, связан­ные с сущностью материи, первоэлементом, который лежит в основе всего мира: в основе первых философских концепций лежали преображенные мифы

Философия в подлинном смысле этого слова появилась в Ин­дии и Китае позже создания этих памятников и, в значитель­ной степени, в результате полемики с их традиционным пони­манием. Другими словами, ее возникновение было связано с противостоянием традиционным устоям и представлениям, отражавшим нужды общинной жизни. Самостоятельные фило­софские школы в Индии и Китае формируются приблизитель­но в VI в. до н. э.

Ниже обзорно рассмотрим основные индийские и китайские философские течения, зародившиеся в Индостане и на Дальнем Востоке.


Схема 11. Философия Древнего Востока[10]