Определение философии, её предмет, характерные черты и структура философского знания.

Философия способствовала (и продолжает способствовать) раз­витию у человека абстрактного мышления (см.).

Абстрактное мышление — это обобщенное, отвлеченное мышление, которое выражается в формах понятий, суждений и умозаключений.  

 

 

Понятие — форма мыс­ли, в которой происходит обобщение и отделение предметов данного клас­са по их специфическим признакам, т.е. это логи­ческая схема (конструк­ция), созданная разумом человека с целью отделе­ния одной группы объек­тов от другой.

         
 
   
Суждение — фор­ма мысли, в которой происходит утверж­дение или отрица­ние чего-либо о свойствах явлений и процессов. Суж­дения представля­ют собой связи двух или нескольких по­нятий.
 
 
   
Умозаключение — форма мысли, в ко­торой из несколь­ких исходных суж­дений (посылок) выводится новое суждение по прави­лам логического вы­вода (логическое следствие или заключение).
 
 

 


Схема 7. Абстрактное мышление

Отсюда характерными чертами философии являются:

· Понятийность -это способность к осознанию смысловых соответствий между идеей и действием.

· Логичность -закономерное, разумное, последовательное и правильное понимание предмета.

· Дискурсивность– рассудочность, понятийность и логичность в рассуждениях и доводах.

Поэтому можно вывести понятие, что такое философия?

ФИЛОСОФИЯ– это совокупность знаний и духовных поисков человека, позволяющих составить общее воззрение на мир и объясняющих происходящие в нём процессы и события в их взаимосвязи и целостности.

Главная задача философии: изучение человека и мира.

Философию всегда интересовал не мир сам по себе, а в связи с человеком. Поэтому в определённом смысле философию можно назвать наукой о человеке и его месте в мире, о том, как он познаёт этот мир, как относится к обществу и другим людям.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ – это наиболее общие законы бытия и развивающаяся на их основе практическая и познавательная деятельность людей.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание, не стоит над ним.

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Но наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир человек». Данная сис­тема включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Данные типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Иммануилом Кантом (1724—1804) в сформулиро­ванных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии:

ü «Что я могу знать?», - то есть, каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).

ü «Что я должен знать?», - то есть, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).

ü «На что я смею надеяться?», - вопрос о ценностях и идеалах (ценностной тип отношения человека к миру)

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

 

Философия в своём развитии прошла три основные стадии эволюции:

КОСМОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, объясняющее все явления природы черезмогущественное влияние Космоса и его циклов.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - в основе мировоззрения объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – в центре философского мировоззрения стоит проблема человека.

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из нескольких основных областей.


Схема 8. Структура философского знания