Становление философии из мифологии.

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

ПРДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИЯ

РАЗДЕЛ I

 

Рассматриваемые проблемы:

1.1 Становление философии из мифологии.

1.2 Мировоззрение и его формы.

1.3 Философия как особый вид знания.

1.4 Возникновение и развитие философии.

1.5 Определение философии, её предмет, характерные черты и структура философского знания.

1.6 Основной вопрос философии.

1.7 Функции философии.

1.8 Основные исторические типы философии.

 

 

Если верить преданию, Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) был первым, кто употребил слово «Философия», т.е. в переводе с греческого «любовь к мудрости» (или «любомудрие», как называли её ранее на Руси).

Пифагор говорил, что мудрость присуща только богам, а всё, что может человек, - это стремиться к мудрости, любить её.

Зародилась философия в середине I тысячелетия до н.э. в трёх древних цивилизациях: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, причём произошло это в данных странах независимо друг от друга. Во всех регионах философия возникла на базе мифологии.

Мифология это результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мифология являла собой образно-художественный способ, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через персонифицирование в образах богов и олицетворение сил природы, то есть уподобление их живым существам.

Мифология была ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого бытии, на гармонизацию человека, общества и природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру.

Мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость, по сей день.

Попытки рационального осмысления мира и человека привели к формированию сначала предфилософии, а затем и самой философии (см. схему 1).

 

 

 


Схема 1. Этапы формирования философии[1]

 

В других регионах философия возникла значительно позднее и развивалась на базе философских учений одной из этих стран.

ЭПОХА ДРЕВНЕГО МИРА (середина 1 тыс. до н.э. - 476 г.)  
Рассматривая развитие философии принято выделять следующие периоды:

 

 
 

 

 


Начало Нового времени (XVII в. – 1688 г.)

Эпоха Просвещения (1688-1789 гг.)

Немецкая классическая философия (ок. 1770-1850 гг.)

Современная философия (XIX – XXI вв.)

Схема 2. Основные периоды в развитии философии[2]

В период своего зарождения философия включала в себя все науч­ные знания; можно сказать, что она была наукой обо всем. Позднее на­чали формироваться в качестве самостоятельных отдельные научные дисциплины: уже в IV в. до н.э. в Древней Греции как теоретическая дисциплина сформировалась логика, ко II в. до н.э. сформировалась ма­тематика (геометрия Евклида и арифметика), астрономия (с астрологи­ей), позднее — филология и некоторые др. Тем самым начался процесс дифференциации наук: сначала выделения в рамках философии различ­ных дисциплин, а затем выделения их из философии как самостоятель­ных наук. В разные эпохи в разных философских учениях существова­ли различные точки зрения на структуру научного знания. Так, в эпоху эллинизма стоики и эпикурейцы выделяли в философии логику, физику и этику. При этом к логике относили все проблемы теории познания (включая связанные с языком), а к физике — связанные с изучением природы (т.е. астрономические, физические, биологические и т.д.). Эти­ка (наука о человеческом поведении) считалась «ядром» философии, так как должна была указать путь к счастью или к должному поведению.

В средневековой схоластике философия (метафизика) стала пони­маться как наука о высших принципах бытия и его первопричинах, при этом считаясь «служанкой богословия».

В эпоху Возрождения в качестве особой части философии выде­лилась натурфилософия (философия природы), на базе которой в Новое время сформировался комплекс естественных наук (физика, химия, биология и т.д.), не входящих более в область философии. В Новое же время окончательно отделились от философии и гума­нитарные науки (история, лингвистика, искусствоведение и т.д.). Но и после за философией сохранилась роль методологического фунда­мента всех наук.