ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………. | ||
Раздел I. Исторические типы философии……………………………………………… | ||
Тема 1. Основные понятия и предмет философии ……………………………………. | ||
1.1 | Становление философии из мифологии. …………………………………………… | |
1.2 | Мировоззрение и его формы…………………………………………………………. | |
1.3 | Философия как особый вид знания …………………………………………………. | |
1.4 | Возникновение и развитие философии ……..………………………………………. | |
1.5 | Определение философии, её предмет, характерные черты и структура философского знания ………………………………………………………………… | |
1.6 | Основной вопрос философии ……………………………………………………….. | |
1.7 | Функции философии …………………………………………………………………. | |
1.8 | Основные исторические типы философии …………………………………………. | |
Тема 2. Философия Древнего мира и средневековая философия …………………... | ||
2.1 | Философия Древнего Востока (Индия и Китай ) …………………………………... | |
2.2 | Периодизация и основные черты античной философии …………………………... | |
2.3 | Становление философии в Древней Греции. Философские школы .……………... | |
2.4 | Сократ, Платон, Аристотель…………………………………………………………. | |
2.5 | Эллинистически-римская философия ………………………………………………. | |
2.6 | Средневековая философия: патристика и схоластика …………………………….. | |
2.7 | Средневековая арабская философия ……………………………………………….. | |
Тема 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени …………………………. | ||
3.1 | Специфика и направления философии эпохи Возрождения ……………………… | |
3.2 | Специфика и направления философии XVII в. ……………………………………. | |
3.3 | Специфика философии французского просвещения XVIII в. ……………………. | |
3.4 | Уникальность немецкой классической философии………………………………… | |
Тема 4. Современная философия ………………………………………………………. | ||
4.1 | Специфика западной философии конца XIX-ХХ в. ………………………………. | |
4.2 | Основные направления и идеи западной философии……………………………… | |
4.3 | Общая характеристика, специфика и этапы развития русской философии …….. | |
4.4 | Начальный период развития русской философииIX-XVIII вв. ………………… | |
4.5 | Русская философия XIX в.…………………………………………………………. | |
4.6 | Русская философия XX в.…………………………………………………………… | |
Список учебной литературы для самостоятельной подготовки ………………………… |
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они - отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать своё собственное «Я», понять своё жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Изучать философию имеет смысл потому, что ее предмет, возможно, является самым главным из того, что нужно знать, чтобы быть настоящим Человеком.
Знание философии:
Во-первых, даёт возможность разобраться и найти наиболее приемлемые и адекватные ответы на вопросы о том, что есть мир, что такое человек, в чем смысл его жизни и каково его место в мире.
Во-вторых, философию следует знать потому, что она дает прочную основу для освоения всех других, особенно социально-гуманитарных дисциплин (психологии, социологии, истории, культурологи, естествознания и др.).
В-третьих, даже если большая часть информации курса философии в реальной деятельности будущего специалиста ему не пригодится, философские знания, тем не менее, чрезвычайно расширят эрудицию и сделают его мышление более гибким, разборчивым и критичным.
Таким образом, изучение философии способствует формированию:
- собственной мировоззренческой позиции;
- абстрактного (научного и философского) образа мышления;
- понимания фундаментальных проблем бытия человека;
- осознания места человека в мире;
- отношения к миру в рамках различных философских школ;
- отношения к общечеловеческим ценностям;
- исследовательской культуры и профессионализма;
- нравственных стимулов профессиональной деятельности;
- предпосылок осознанного самоопределения в жизни;
- ориентиров для поиска ответов на вечные вопросы бытия.
Данное учебно-методическое издание, написанное в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования, в краткой и доступной форме содержит все необходимые для изучения вопросы и проблемы, рассматриваемые в курсе «Основы философия». Курс лекций состоит из двух разделов: в первом разделе последовательно раскрываются вопросы историко-философского цикла, во втором — вечные и современные философские проблемы.
В предоставляемом первом разделе «Исторические типы философии» с кратким изложением наиболее важных проблем философии, построено таким образом, чтобы изучение философии могло быть адаптировано в соответствии с профилем учебного заведения и будущей специальностью студентов.
В учебно-методическом издании имеются структурно-логические схемы (1-120) и таблицы (1-36), способствующие пониманию и глубокому усвоению материала. В конце раздела даны контрольные задания, которые могут быть использованы как для самопроверки, так и для текущего контроля усвоения курса философии.
При составлении данного учебно-методического издания в основном использовались материалы учебного пособия Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах (Ростов н/Д, 2012) и учебник Гриненко Г.В. История философии (М., 2009).
В силу краткости изложения данное учебно-методическое издание не может рассматриваться в качестве единственного источника изучения философии. Оно должно быть дополнено, прежде всего, изучением первоисточников, а также соответствующей учебной и научной литературы (список литературы размешен в конце раздела).