Экологический контроль и экспертиза.

Экологические нормативы и стандарты.

 

Экологическая экспертиза представляет собой комплексную оценку соответствия предпроектной и проектной документации на вновь создаваемые или реконструируемые объекты, а также намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям и правилам обеспечения экологической безопасности.

Экологическая безопасность формируется на стадии разработки изделия или объекта. В настоящее время применяется многоуровневая система экологического сопровождения процесса создания техники, включающая: 1) задание требований по экологической безопасности, 2) экологическую экспертизу проектов и 3) контроль выполнения заявленных экологических характеристик при испытаниях опытных образцов.

Задачей экологической экспертизыявляется предотвращение отрицательного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей техногенных объектов в период строительства, ввода в строй (испытаний) и эксплуатации, а также осуществление хозяйственных планов с наименьшими затратами природных ресурсов.

Экологическая экспертиза проектов относится к важнейшим предупредительным мероприятиям по обеспечению экологической безопасности различных видов антропогенной деятельности. Её осуществление позволяет избежать грубых ошибок в природопользовании ещё на стадии проектирования объекта, когда возможные промахи могут быть заблаговременно выявлены и устранены. Различают государственную и общественную экологические экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза включает комплекс мероприятий, проводимых государственными органами и экспертными комиссиями, по рассмотрению и оценке проектов, планов, предпроектной, проектно-сметной, нормативно-технической и иной документации, а также новой техники, технологий, материалов и веществ с позиций их соответствия экологическим нормам, правилам и нормативам. Она осуществляется на принципахпрезумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности, обязательности,научной обоснованности и законности,комплексности, независимости,широкойгласности и ответственности экспертовза достоверность её выводов.

Экологической экспертизе подлежат все предпроектные и проектные материалы (технические предложения, тактико-технические задания, эскизные и рабочие проекты и др.), а также эксплуатационная документация (инструкции, технические регламенты и др.) независимо от их сметной стоимости и принадлежности.

Научная обоснованность, законность экологической экспертизы достигаются безусловным выполнением экологических требований, действующих правил и норм обеспечения экологической безопасности всех видов деятельности, включая военную. Экологическая экспертиза проекта технического объекта или технологии предполагает оценку степени их экологической безопасности и планируемой ресурсоемкости в сравнении с выработанной нормативной базой или лучшими имеющимися образцами. Важно подчеркнуть многоаспектность экологической экспертизы, что означает комплексное исследование и анализ всех возможных экологических последствий осуществления того или иного технического или организационного решения за весь период существования объекта, включая ликвидацию и демонтаж.

Другой подход положен в основу экологической экспертизы нового химического вещества или материала. Здесь для оценки степени экологической безопасности требуется определить возможные воздействия нового химического агента на природные комплексы и установить безопасные для окружающей природной среды и людей предельно допустимые концентрации или ориентировочно безопасные уровни. Токсичность нового материала и его побочные действия обычно исследуются на лабораторных животных и растениях по стандартным форсированным методикам. Но и при этих условиях процедура экспертизы получается длительной, трудоемкой и не дает окончательных результатов. По мере накопления опыта применения нового вещества данные о его экологической роли дополняются и уточняются. Важное значение имеет экологическая экспертиза эксплуатационной документации, то есть проверка её содержания на правильность и полноту отражения экологических особенностей объекта и мероприятий по обеспечению экологической безопасности при его эксплуатации.

Для проведения государственной экологической экспертизы создается экспертная комиссия, руководитель и члены которой являются высококвалифицированными специалистами по рассматриваемым вопросам. Для обеспечения законности, научной обоснованности и ведомственной независимости результатов экспертизы в состав экспертной группы необходимо включать представителей всех заинтересованных сторон: заказчика, проектной и строительной организаций, эксплуатационников, местных органов управления, природоохранных и санитарных служб, научных учреждений по всем направлениям исследований и общественных организаций. Гласность предполагает информирование местных органов власти и населения в местах размещения объектов о принимаемых мерах по обеспечению экологической безопасности и выводах экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться по инициативе общественных объединений и научных коллективов. Её результаты и выводы носят рекомендательный характер и становятся юридически обязательными в случае утверждения государственными природоохранными органами.

Процедура государственной экологической экспертизы состоит из трех этапов.

 

Рис. 1. Содержание экологической экспертизы

 

На первом проводится подготовка исходных данных и устанавливается полнота представляемых на экспертизу проектных материалов. Принятие экологи чески обоснованных решений о допускаемых видах и формах деятельности на проектируемых объектах должно базироваться на детальном анализе информации об особенностях природных условий на осваиваемой территории, в том числе характеристике климата, природных ресурсов, экологической обстановки, социально-демографической ситуации и т.д. Источниками такой информации могут быть территориальные органы управления и контроля за состоянием природной среды.

Следующий блок исходных данных для экспертизы представляется в составе проектных материалов в виде экологических и технологических особенностей объекта, обоснования требуемых объемов ресурсопотребления, характеристики вредных воздействий. И, наконец, представляются справочные материалы по фоновым и допустимым уровням вредных воздействий на различные природные среды. В ходе подготовительного этапа формулируются задачи и способы проведения экспертизы, распределяются обязанности между членами экспертной комиссии.

Основным мероприятием второго этапа экологической экспертизы является оценка воздействия объекта на окружающую природную среду (ОВОС), в ходе которого эксперты изучают представленные материалы, устанавливают их соответствие требованиям природоохранительного законодательства, оптимальность принятых решений по вопросам природопользования и охраны окружающей природной среды. Процедура подготовки ОВОС предусматривает моделирование и расчет показателей воздействий объекта на природные объекты, оценку эффективности природозащитных мероприятий и прогноз отдаленных последствий. В основе любой ОВОС лежат элементы экологического прогнозирования.

Прогнозом называют вероятностное суждение о состоянии чего-либо или о проявлении какого-либо события в будущем. Любой прогноз по определению поливариантен, так как основан на выборе наиболее вероятных из ряда возможных событий. Иногда научно-технический прогноз подменяют экстраполированием того или иного показателя во времени. Например, пытаются судить о содержании диоксида углерода в атмосфере через какое-то количество лет, основываясь только на данных об его приросте за прошедшие годы. Такие выводы не являются прогнозом в чистом виде. Они только указывают на обязательность перемен (при высокой степени вероятности) в случае, если процесс того же увеличения концентрации указанного газа останется без изменений.

Существует несколько разновидностей экологического прогнозирования.

Прогноз использования природных ресурсов есть предсказание динамики изменения природно-ресурсного потенциала, определение объема ресурсов, которые можно будет вовлечь в оборот с учетом экономических, технических, экологических и социальных ограничений и возможностей общества. Полная ресурсная проработка предполагает анализ всего периода использования ресурсов от их изъятия из природной среды до возвращения с учетом сопутствующих мероприятий, таких как сооружение транспортных путей, энергозатраты на переработку и т.д.

Прогноз воздействия на окружающую среду включает моделирование и определение наиболее вероятных значений показателей вредных воздействий (например, концентрации токсикантов, уровней радиации, количества отходов и т.п.). Модели воздействий объекта могут быть графическими, математическими, физическими, но чаще – комбинированными и зависят от конкретного характера анализируемой деятельности. Из числа методов экологического моделирования, применяемых в военной области, наиболее распространены натурные эксперименты, обследование экологической обстановки в позиционных районах действующих военных объектов, расчетный метод и экспертный анализ. Методы экспертных исследований для различных военных объектов, например, радиолокационных станций и ракетных баз, имеют свои особенности. Их учитывают в соответствующих нормативно-методических разработках. Прогноз воздействий обычно составляют на момент окончания строительства и ввода объекта в строй и на глубину по времени до 30 лет с интервалом в 5–10 лет.

Прогноз изменения окружающей среды – суть предсказание устойчивых перемен в природной среде в результате прямого воздействия антропогенных факторов и отдаленных косвенных последствий такого воздействия. Очевидно, это наиболее трудный вид экологического прогноза, требующий специальных естественнонаучных знаний.

К особенностям проведения экологической экспертизы техногенных объектов следует отнести необходимость обобщения опыта эксплуатации аналогичных объектов, проработки альтернативных вариантов, изучение общественного мнения. При проведении экологической экспертизы важных государственных объектов, к числу которых относятся и военные, эксперты должны руководствоваться приоритетом интересов обеспечения безопасности страны по отношению к региональным.

Экспертиза материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, завершается составлением заключения экспертной комиссии. В нем должна быть дана оценка обоснованности и достаточности мероприятий по снижению вредных воздействий проектируемого объекта на окружающую природную среду, включая процедуры контроля экологической обстановки и технологии ликвидации последствий возможных аварий. В заключении делают выводы о степени экологической безопасности и допустимости осуществления проекта. Председатель и члены экспертной комиссии несут персональную ответственность за правильность иобоснованность своих заключений независимо от срока давности. Положительное заключение экологической экспертизы является необходимымусловием для дальнейших финансирования и реализации проекта. В случае вынесения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны и представлены на повторное рассмотрение. Заключение государственной экологической экспертизы является обязательным для всех должностных лиц и граждан.

Экологическая сертификация – подтверждение соответствия объектов требованиям природоохранительного законодательства, обеспечения экологически безопасного осуществления ими хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.

Экологическая сертификация является важным предупредительным мероприятием по обеспечению экологической безопасности деятельности объекта и осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рационального использования природных ресурсов.

Экологическая сертификация на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (рис. 2). Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых устанавливаются требования стандартами, системами добровольной сертификации и договорами.

Система добровольной сертификации представляет собой совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования всей системы в целом. Она может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Они устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, правила выполнения предусмотренных работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации.

Рис. 2. Формы экологической сертификации

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Для этого необходимо представить свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, правила функционирования системы добровольной сертификации, изображение и применение знака соответствия данной системы, если они предусмотрены и документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации. Регистрация осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов. Порядок регистрации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия проводится на соответствие требованиям только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом. Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.

Декларирование соответствияосуществляется по одной из следующих схем:

• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

• принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств третьей стороны (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории).

Заявителем здесь может быть зарегистрированное юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо изготовитель или продавец.

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и содержит сведения о наименовании и местонахождении заявителя и изготовителя, результатах проведенных исследований, информацию об объекте, заявление заявителя о безопасности продукции и другую информацию.

Обязательная сертификацияосуществляется федеральным органом по сертификации на основании договора с заявителем. При этом схемы сертификации определенных видов продукции устанавливаются техническим регламентом. Орган по сертификации привлекает на договорной основе аккредитованные испытательные лаборатории для проведения исследований. Лаборатории оформляют результаты измерений соответствующими протоколами, на основании которых органом по сертификации принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Сертификат соответствия включает сведения о заявителе, производителе продукции, органе по сертификации, объекте сертификации, результатах проведенных исследований, сроке действия сертификата соответствия и другую необходимую информацию.

Орган по сертификации функционирует на основе принципа независимости от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей продукции. Он обязан:

– осуществлять контроль над объектами сертификации;

– вести реестр выданных им сертификатов;

– информировать соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

– приостанавливать или прекращать действие выданного им сертификата соответствия;

– обеспечивать предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

– устанавливать стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством Российской Федерации методики определения стоимости проведения таких работ.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.), экологический контроль проводится для решения следующих задач:

– контроля исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;

– проверки соблюдения требований, в том числе нормативных документов, в области охраны окружающей среды;

– обеспечения экологической безопасности.

Экологический контроль в области охраны окружающей среды включает:

государственный экологический контроль, который осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти ее субъектов;

производственный экологический контроль, который осуществляется субъектами хозяйственной и иной деятельности в целях соблюдения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения соответствующих требований, установленных природоохранительным законодательством;

муниципальный экологический контроль, который осуществляется органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами;

общественный экологический контроль, который осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.

Федеральный государственный экологический контроль

Федеральный государственный экологический контроль осуществляется федеральными государственными инспекторами; в субъектах Российской Федерации государственный экологический контроль осуществляется государственными инспекторами в области охраны окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный инспектор в рамках своих полномочий имеет право проводить экологический контроль организаций, объектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, объектов, подлежащих государственной охране, оборонных и военных объектов, а также объектов гражданской обороны с целью:

– проверки содержания документов и иных материалов, необходимых для осуществления государственного экологического контроля;

– проверки соблюдения нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

– проверки работы очистных сооружений и других обезвреживающих устройств;

– проверки выполнения природоохранных планов и мероприятий;

– проверки соблюдения требований норм и правил в области охраны природы при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

– проверки выполнения требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о её проведении;

– предъявления требований и выдачи предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны природы и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

– приостановления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими природоохранительного законодательства;

– привлечения к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны природы;

– осуществления иных определенных законодательством полномочий.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды обязан:

– предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны природы;

– разъяснять нарушителям законодательства в области охраны ОС их права и обязанности;

– соблюдать требования природоохранительного законодательства.

Решения государственных инспекторов могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственные инспектора подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативами в области охраны окружающей среды считаются установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Система нормативов основана на масштабном комплексе работ, включающем в себя:

- проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

- проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

- установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

- осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

- формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

- оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Каждый из нормативов имеет свое стоимостное выражение, которое проявляется в базовой ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Отметим, что воздействие на окружающую среду, даже в пределах научно-обоснованных нормативов, наносит вред экосистемам и отдельным их компонентам. Однако, это воздействие нормируется исходя из предпосылок, что оно должно ограничиваться объемами, которые экосистема может принять в себя (переработать), критически не меняя своего качества. Кроме того, предполагается, что денежные средства, взимаемые за воздействие в виде законной платы, должны идти на восстановление окружающей природной среды (компенсацию ущерба, нанесенного ей).

В настоящее время не сложилось устойчивой терминологии, связывающей понятия «вред» и «ущерб». Используя оба термина, мы подразумеваем, что понятие «вред» в общем виде более широкое. Оно включает в себя ущерб как прямые экономические потери и предстоящие затраты на восстановление, упущенную выгоду, нематериальные потери и т.д.

 

Темы докладов на семинар.

1. Механизмы финансирования охраны окружающей среды.

2. Экологический менеджмент и его составляющие.

3. Основные нормы экологического права.

Вопросы по плану семинара

1. Экономический механизм природопользования

2. Критерии устойчивости.

3. Лицензия

4. Договор о комплексном природопользовании

5. Лимиты на природопользование

6. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

7. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

8. Природоемкость.

9. Экологическое страхование

10. Концепция устойчивого развития.

11. Цели перехода к устойчивому развитию

12. Экологический менеджмент

13. Основы экономики природопользования.

14. Задачи экологической экспертизы.

15. Виды экологического контроля.