Основы экономики природопользования.

В силу того, что в основе любого экологического развития краеугольными камнями являются ресурсная база (трудовые и природные ресурсы), а также искусственно созданные средства производства, экономический механизм природопользования должен быть ориентирован на:

- создание экологически безопасных условий, определяющих качество жизни людей и существенно влияющих на воспроизводство трудовых ресурсов;

- сохранение необходимого качества природных ресурсов, в т.ч. непосредственно вовлеченных в экономические процессы;

- снижение воздействия на окружающую среду искусственно созданных средств производства;

- стимулирование экологизации хозяйственной деятельности отдельных ее субъектов.

В указанном контексте следует различать общие теоретические подходы, рассматриваемые в макроэкономике и конкретные подходы, осуществляемые в отдельных государствах, формирующих собственные экономические механизмы.

В изданном Институтом экономического развития Всемирного банка практическом руководстве «Экономическая оценка проектов и направлений политики в области окружающей среды» (1995 г.) подчеркивалось, что существует несколько основных источников недостаточной развитости рынков, на которых наблюдается недостаточно эффективное использование природных ресурсов:

1. Внешние эффекты (экстерналии) – негативные эколого-эконо-мические последствия деятельности конкретного ее субъекта, которые оказывают воздействие на деятельность других субъектов хозяйственной деятельности, а также на качество жизни и благосостояние отдельных людей. При отсутствии законодательно регламентированных ограничений на экстерналии, у субъекта экологически значимой хозяйственной деятельности, а также обратной реакции рынка, выраженной в стоимости экстерналий для нарушителя, у последнего отсутствуют стимулы к экологизации хозяйственной деятельности.

2. Отсутствие цен на экологические блага, вследствие чего отсутствуют их рынки. Общество должно экономически стимулировать поддержание достаточного качества природных ресурсов, которые не обращаются на рынке (воздух, ландшафты, биологические ресурсы и др.), а также объемы их использования.

3. Во многих случаях ресурсы не имеют установленной цены, так как они являются общественными благами (товарами, которые доступны для всех и права пользования которыми никто не может быть лишен), поэтому взимание за них платы представляется невозможным. Поэтому необходимо создать стимулы для бережного отношения к общественным благам, в т.ч. за счет установления правил их использования, штрафных санкций, регламентации компенсационных мероприятий.

4. На различных уровнях хозяйственной деятельности необходимо достигать соглашения по снижению трансакционных издержек, представляющих собой затраты и трудности, связанные с обеспечением соблюдения договоров и выполнения условий, затраты времени и сил для того, чтобы собрать вместе многочисленные стороны, расходы, связанные с получением информации и т.д.

5. Для эффективного функционирования рынков (в т.ч. и рынка природных ресурсов) необходимо модернизировать институт права собственности на природные ресурсы. Создание системы, основанной на сбалансированном соотношении частной и государственной собственности на природные ресурсы, позволит создать дополнительные стимулы для частного собственника, вкладывающего средства в поддержание качества принадлежащего ему природного ресурса (наиболее яркий пример – земельные ресурсы, водные ресурсы в пределах участка и др.).

6. Отсутствие достаточного уровня экологического просвещения и информации. При плохом понимании характеристик воздействия хозяйственной деятельности на экосистемы, даже при наличии желания улучшить экологические показатели своей деятельности, многие предприятия не имеют обратной реакции рынков, сигнализирующих о дефиците природных ресурсов или критическом изменении состояния окружающей природной среды.

7. Малый период планирования экологически значимой хозяйственной деятельности. Если предприятие предполагает окупить свои затраты в среднесрочной перспективе (например, за 3-5 лет), оно не заинтересовано в долгосрочных капиталовложениях в охрану окружающей природной среды. К сожалению, правительства многих государств, руководствуясь предвыборными или частными интересами, также проявляют недальновидность, не вырабатывая и не формируя программ по осуществлению долговременных концепций и стратегий в области природопользования и охраны окружающей среды.

8. Отсутствие понимания необратимости происходящих в природе процессов. Например, поворот течения рек, преследующий исключительно экономические цели (продажа «избыточных» водных ресурсов), приведет к природно-климатическим изменениям, которые по своим экономической оценке негативного влияния на несколько порядков превзойдут доходы от продажи.

Экологическая политика любого государства должна быть направлена на устранение недостатков (сбоев) рынка. Для этого требуются активные действия – политика государственного вмешательства, например, в процесс естественного (рыночного) ценообразования. При этом процесс вмешательства не должен препятствовать дальнейшему поступательному экономическому развитию.

Таким образом, в экономике природопользования и охраны окружающей среды государство должно создать такой экономический механизм, который, с одной стороны, стимулировал развитие рынков, в т.ч. напрямую связанных с эксплуатацией природных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивал бы необходимые мероприятия по поддержанию качества природных ресурсов, достаточного для улучшения качества жизни людей. К сожалению, пока такого баланса добиться не удается. Это демонстрируют экологически несправедливые или субсидируемые цены на воду и электроэнергию, бюрократические препятствия в установлении прав на землю, половинчатая земельная реформа, порождающая необеспеченность владения землей, низкая плата за лесозаготовки и природные ресурсы и т.д.

Переход к устойчивому развитию предполагает, что эффективность любой экологически значимой хозяйственной деятельности не должна определяться только финансовыми и экономическими показателями. Если в деятельности широко используются природные ресурсы или функции окружающей среды как акцептора выбросов, сбросов и отходов, она может быть выгодной с точки зрения традиционных показателей, но неустойчивой с точки зрения изменения состояния окружающей среды.

Будущие поколения людей должны иметь возможность развития в нормальной по качеству окружающей среде. Как оценить это качество в экономических показателях?

В последнее время широко распространился подход, согласно которому окружающая среда рассматривается как одна из форм природного капитала, в чем-то аналогичная физическим или финансовым основным средствам. Поэтому нанесение ущерба окружающей среде аналогично уменьшению капитала, а задача сохранения экологического капитала будет связана с установлением определенных требований (ограничений) по использованию всех компонентов окружающей среды.

В неоклассической экономике природопользования различают три основные вида капитала:

1. Искусственно созданный (антропогенный) капитал, представляющий собой средства производства и другие искусственно созданные ценности. Он может увеличиваться или уменьшаться по воле общества, оказывая определенное воздействие на окружающую среду.

2. Критический природный капитал (озоновый слой, глобальный климат, биоразнообразие, незатронутые хозяйственной деятельностью и особо охраняемые природные территории и т.д.) включает в себя необходимые для жизни природные блага, которые не могут быть замещены или заменены антропогенным капиталом.

3. Прочий природный капитал – возобновляемые природные ресурсы и некоторые исчерпаемые минеральные ресурсы, которые могут быть полностью или частично восполнены или заменены антропогенным капиталом.

Экологические ограничения на хозяйственную деятельность должны в первую очередь поддерживать сохранение критического природного капитала, некоторые виды которого являются жизненно необходимыми, незаменимыми и не имеют цены. Другие виды некритического природного капитала следует по возможности оценить с использованием прогрессивных методов, употребляющихся в общемировой практике. Если та или иная деятельность приводит к уменьшению природного капитала (в результате потребления ресурсов при производстве или их уничтожения вследствие загрязнения или других внешних эффектов), эти «затраты» необходимо измерить и отнести на счет соответствующего вида деятельности, в том числе и в показателях причиненного экологического ущерба.

В связи с закреплением принципа устойчивого развития в экологическом законодательстве, его дальнейшее развитие будет проявляться, в т.ч. и в базовых критериях – критериях устойчивости. Основные критерии устойчивости указаны как в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, так и в международных документах:

- выгода от экологически значимой хозяйственной деятельности не должна быть меньше вызванного ею ущерба;

- экологические затраты и выгоды должны иметь свою стоимость;

- ущерб окружающей среде ( критическому капиталу ) должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов;

- предотвращение необратимых процессов;

- ограничение использования возобновляемых благ уровнем, при котором обеспечивается их устойчивость, или учет издержек замещения этих благ, например, с помощью «компенсационных проектов»;

- использование полученных в ходе экономического анализа реальных «зеленых» цен.

Таким образом, государство должно создать эффективный экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды, совместив в нем рыночную ориентацию и реализацию принципа устойчивого развития.