Внешнеторговые операции и государственный контроль за внешнеторговой деятельностью, таможенно-тарифное регулирование.

Основные направления совершенствования таможенной деятельности

Цель таможенных органов России и предпосылки дисбаланса экспортно-импортных операций во внешнеторговом товарообороте.

Внешнеторговые операции и государственный контроль за внешнеторговой деятельностью, таможенно-тарифное регулирование.

ПЛАН

Под внешнеторговыми операциями понимается предприни­мательская деятельность в области международного обмена това­рами, работами, услугами, информацией, результатами интеллек­туальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Различают экспортные и импортные внешнеторговые опе­рации.

Экспортными операциями считается вывоз товаров, работ, ус­луг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе ис­ключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. При этом факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (или предоставле­ния услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности). К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Россий­ской Федерации за границу {например, при закупке иностранным лицом товаров у российского лица и их передаче другому россий­скому лицу для переработки и последующего вывоза перерабо­танного товара за границу).

В свою очередь, под импортными операциями подразумева­ется ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на та­моженную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. При этом факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной грани­цы Российской Федерации (получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности}.

Государственный контроль за внешнеторговой деятельностью призван обеспечивать:

– единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

– единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

– единство таможенной территории Российской Федерации;

– приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

– защиту государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (операций экспорта и импорта), порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации в области внешнеторговой деятельности опреде­лены Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон о регулировании внешнеторговой деятельности).

Согласно ст. 4 Закона о регулировании внешнеторговой де­ятельности основными принципами государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности являются:

– защита государством прав и законных интересов участ­ников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

– равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

– единство таможенной территории Российской Федерации;

– взаимность в отношении другого государства (группы государств);

– обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

– выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

– обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

– единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

– единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, к полномочиям федеральных органов госу­дарственной власти в области внешнеторговой деятельности относятся (ст. 6 Закона о регулировании внешнеторговой дея­тельности):

– формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

– защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц;

– государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

– установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

– определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду;

– определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

– координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;

– установление показателей статистической отчетности внеш­неторговой деятельности, обязательных на всей территории Рос­сийской Федерации;

– заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

– учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

– участие в деятельности международных экономических, организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

– определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

– информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;

– создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

Таким образом, многие из вышеперечисленных функций го­сударства в области внешней торговли тесно связаны (либо пе­рекликаются) с аналогичными функциями государства в облас­ти внутренней торговли.

Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции (ст. 52 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности).

Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (например, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности в соответствии с действую­щим законодательством.

Так, таможенно-тарифное регулирование (установление импортных и экспортных таможенных пошлин) применяется в целях контроля операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стиму­лирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике, в соответствии с федеральными законами и междуна­родными договорами Российской Федерации.

Таможенно-тарифное регулирование представляет собой ме­тод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных та­моженных пошлин.

В части импорта в настоящее время действует Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 718, который представляет собой свод ставок ввозных (импортных) таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклату­рой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЗД), основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Ставки вывозных (экспортных) таможенных пошлин утверж­дены постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на то­вары, вывозимые с территории Российской Федерации за пре­делы государств – участников соглашений о Таможенном союзе и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Помимо тарифного регулирования применяются количест­венные ограничения экспорта и импорта (выдача лицензий, установление ограничений и квот и т.д.), которые вводятся в исключительных случаях Правительством РФ:

– для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (например, ограничения торговли оружием и боевой техникой);

– для выполнения международных обязательств Российской Федерации с учетом состояния на внутреннем товарном рынке (например, установление квоты на нефть);

– для защиты внутреннего рынка Российской Федерации (например, установление квоты на лов рыбы и морепродуктов и др.).

Распределение квот и выдача лицензий при установлении ко­личественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или аукциона (либо в порядке фактическо­го проведения операций по экспорту и/или импорту) до суммар­ного исполнения квоты.

Порядок проведения конкурсов или аукционов установлен Положением о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 N? 1299. При этом не допускаются ограничение числа участников такого конкурса или аукциона, а также их дискриминация по при­знакам формы собственности, места регистрации, положения на рынке.

В этих же целях применяется система экспортного контроля, представляющая собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении вывоза за пределы таможенной территории Россий­ской Федерации товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использова­ны при создании оружия массового поражения, средств его до­ставки, иных видов вооружения и военной техники [Федеральный закон от 18.07.1999 .№ 183-ФЗ «06 экспортном контроле» (с последующими изменениями)].