Повестка дня на XXI век Проблемы и возможности. Антропогенный след в глобальном масштабе.

Лекции 8 - 9

ЭКОЛОГИЯ и УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Повестка дня на XXI век — план действий

 

В 1992 году на первом Всемирном Саммите земли под эгидой Комиссии ООН по окружающей среде и развитию обсуждались проблемы устойчивого развития Планеты. Главами государств 179 стран мира была принята Повестка дня на XXI век, которая является беспрецедентным глобальным планом действий в интересах устойчивого развития и представляет собой крупнейшее достижение в плане обеспечения комплексного рассмотрения экологических, экономических и социальных проблем на основе единой стратегии. Повестка дня на XXI век содержит свыше 2500 рекомендаций, включая подробные предложения относительно методов преодоления неэффективных структур потребления, борьбы с нищетой, охраны атмосферы, океанов и биологического разнообразия и поощрения устойчивого сельского хозяйства.

Предложения, изложенные в Повестке дня на XXI век, были дополнены и доработаны на нескольких крупных конференциях ООН по проблемам народонаселения, социального развития, городов и продовольственной безопасности, в частности во время Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году.

Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы. Усилия по формированию устойчивого образа жизни предполагают комплексный подход к деятельности в трех ключевых областях:

Экономический рост и справедливость - применение комплексного подхода к стимулированию долгосрочного экономического роста.

Сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды – поиск экономически приемлемых решений проблемы сокращения потребления ресурсов, прекращения загрязнения окружающей среды и сохранения природной среды обитания.

Социальное развитие – удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, продовольствии, образовании, энергии, медицинской помощи, воде и санитарии; бережное отношение к богатому культурному и социальному разнообразию и соблюдение прав трудящихся; обеспечение возможностей всех членов общества участвовать в принятии решений, влияющих на их дальнейшую судьбу.

 

 

В Казахстане Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 2006 году. Предшествовавшие этому исследования показали всю остроту накопившихся экологических, социальных и природохозяйственных проблем, которые не позволяли развитию иметь характер устойчивости. Это проявлялось в том, что экономический рост до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. В основе многих социально-экономических проблем Республики Казахстан лежит исторически сложившийся дисбаланс, когда страна потребляет ресурсы непропорционально по сравнению с их производством.

Аспекты теории и истории формирования концепции устойчивого развития

Существующий подход к концепции устойчивого развития вырабатывался в течение нескольких десятилетий и основан на опыте работы в области развития, накопленном за это время. Отправной толчок в этом направлении был дан в докладе "Пределы роста" (1972 г.), продемонстрировавшего глобальные модели будущего. В 1983 году докладе международной комиссии по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд), где впервые сформулирован термин "устойчивое развитие"- как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»[1]. Известно, что до этого классические экономические теории не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии и лишь в 70-е годы XX века, когда во всем мире резко обострились экологические проблемы, перед наукой встала задача осмыслить сложившиеся тенденции эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

Современные исследователи Р. Костанца и К. Фольке выделяют три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие [1]. Они сводятся к поддержанию:

1) устойчивого масштаба экономики, который соответствовал бы ее экологической системе жизнеобеспечения;

2) справедливого распределения (distribution) ресурсов и возможностей не только в рамках нынешнего поколения людей, но также между нынешним и будущими поколениями, а также между человеком и другими биологическими видами;

3) эффективного распределения (allocation) ресурсов во времени, которое бы адекватно учитывало природный капитал.

Важными приближениями к концепции устойчивого развития были обсуждаемые в работах Римского клуба концепция динамического и органического роста, концепция динамического равновесия [2]. Главное место здесь принадлежит жизненной силе и способности к выживанию, т.е. качественному усовершенствованию и приспособлению к окружающей среде. Органический рост приводит к динамическому равновесию, потому что живой, зрелый организм постоянно обновляется. Обществом, достигшим состояния динамического или устойчивого равновесия, является такое общество, которое в ответ на изменение внутренних и внешних условий способно устанавливать новое, соответствующее этим изменениям равновесие как внутри себя, так и в пределах среды своего обитания.

Истинные пределы материального роста человечества определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного и психологического характера [2]. В современной науке устойчивое развитие рассматривается в контексте «природного» и «произведенного» капитала, что предусматривает обязательное возобновление и восстановление природных ресурсов, добытых или потраченных на производство. Концепция устойчивого развития позволила по-новому взглянуть на само понятие "экономическая эффективность". Сегодня, очевидно, что долгосрочные экономические проекты, при осуществлении которых принимаются во внимание природные закономерности, оказываются экономически более эффективными, а осуществляемые без учета этих факторов - убыточными. Расчеты показывают, что экономически и энергетически выгоднее сохранить нетронутыми «зеленые зоны», чем производить большие затраты на искусственное обеспечение комфортной среды для людей в городе. Многие страны уже поставили своей целью перевод экономики на экологически-сберегающие технологии уже в ближайшем будущем. К таким странам относятся, Швеция, Нидерланды, Япония и др.

Сегодняшняя казахстанская экономика представляет собой ярчайшую иллюстрацию традиционной экономической науки непрерывного экономического роста без достаточного использования механизмов равновесного развития.

Потенциал экономического прогресса, базирующегося на устойчивом развитии, предполагает усовершенствования качественных показателей на долгосрочный период, чем экономический рост, основанный только на увеличении количественных показателей. Подлинным экономическим прогрессом является только такой прогресс, который осуществляется не за счет окружающей среды, а, напротив, за счет согласования экономической деятельности и всего поведения людей с биогеохимическими циклами различного уровня и полного включения экономической системы в структуру глобальной замкнутой жизнеобеспечивающей среды [3].

Модель развития, применявшаяся развивающимися странами в 50-60-е годы, ориентировалась на достижение, прежде всего, экономической эффективности [2]. Считалось, что только эффективность экономической системы способна проложить путь ко всеобщему процветанию и покончить с неравенством как в рамках отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. Однако к началу 70-х годов возрастающая численность бедных слоев населения в развивающихся странах и отсутствие преимуществ экономического развития привели к росту числа попыток непосредственно исправить ситуацию с распределением доходов. Парадигма развития переместилась в сторону уравновешенного роста, который в явной форме учитывал социальные цели, особенно задачу сокращения численности бедных слоев населения.

Исходя из новых парадигм последний Саммит в Йоханнесбурге в 2003 году определил следующие приоритетные области устойчивого развития: Бедность; Вода и санитария; Энергетика; Изменение климата; Природные ресурсы и биоразнообразие; Торговля и глобализация; Загрязняющие вещества.

Таким образом, концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической [2, З]. В соответствии с этим часто говорят о трех целях устойчивого развития: экологической целостности, экоэффективности и экосправедливости.

Концепция устойчивого развития Казахстана

В Казахстане Концепция перехода к устойчивому развитию была принята в 2006 году. Предшествовавшие этому исследования показали всю остроту накопившихся экологических, социальных и природохозяйственных проблем, которые не позволяли развитию иметь характер устойчивости. Это проявлялось в том, что экономический рост до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. В основе многих социально-экономических проблем Республики Казахстан лежит исторически сложившийся дисбаланс, когда страна потребляет ресурсы непропорционально по сравнению с их производством. Это говорит о том, что в Республике Казахстан относительно низок показатель эффективности использования ресурсов (ЭИР), который в настоящее время равен 31 проценту. Это больше среднемирового уровня, равного 24 процентам, но меньше, чем в наиболее технологически развитых странах мира: Япония - 36 %, США - 34 %, Германия - 33 %. Именно таким параметрам, согласно прогнозу, будут соответствовать пятьдесят наиболее конкурентоспособных стран мира в этот период.

При ЭИР, равном 53 %, обеспечивается выход на траекторию «устойчивого развития» и рост экономики происходит за счет более эффективных, «прорывных» технологий »[4].

Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 процентов территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. «Исторические загрязнения», накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды и здоровью населения. Потенциальными угрозами стабильности экономики страны являются существенная зависимость от сырьевого сектора, слабый уровень подготовленности отдельных отраслей к вступлению во ВТО, рост внешнего долга, проблемы «теневой» экономики.

Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, недостаточного уровня его правовой, экономической, экологической грамотности. Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной задачей на пути перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.

Какие же пути преодоления существующих острых проблем роста предлагаются с широким использованием принципов устойчивого развития?

Во-первых, это повышение экономической устойчивости. Согласно концепции, экономическая устойчивость должна достигаться за счет более эффективного использования ресурсов — природных, человеческих, финансовых.

Во-вторых, это демографическая стабилизация. По многим объективным и субъективным причинам наша страна на протяжении долгих лет отставала от западных стран по показателям продолжительности жизни населения. И в концепции была поставлена четкая задача – преодолеть это отставание. Причем были намечены конкретные меры в здравоохранении, в обеспечении безопасности, во внедрении новых стандартов образа жизни.

В-третьих, это улучшение экологической ситуации. Нам следует вернуть природе ее главенствующее место в общественном сознании, в приоритетах экономической политики. Ведь чистая вода — это настоящая драгоценность, и стоит она дороже многих и многих ресурсов, на которых базировалась экономика прошлого века. Вот три основных «рецепта», которые предлагала концепция перехода к устойчивому развитию для нового «прорыва» нашей страны.

Глава Государства подчеркивал: «Сегодня наиболее развитые страны поставили задачу перехода к безопасному, чистому и неистощающему развитию. Мир ждет более активное внедрение инновационных технологий добычи, сокращения экологических последствий производства и использования нефти и газа»[5]. До последнего времени минеральные ресурсы в казахстанской экономике определяло: около 30 % доходной части бюджета, более 70 % экспорта и валютной выручки, 100 % национального фонда, около 60 % объемов производства промышленной продукции. Мировой кризис еще раз подтвердил уязвимость нашей экономики в силу, прежде всего, её исторически сложившейся моносырьевой зависимости.

Рост экономики Казахстана за годы независимости «привязан» к объемам добычи и экспорту минеральных ресурсов и их международной цене. Так, ВВП казахстанской экономики в с 2000 г. по 2007 г. (докризисный период) возрос в 4,4 раза. Однако начиная с 2003 года можно наблюдать быстрое повышение удельного веса ценового фактора на минеральные ресурсы, который составил в 2001г. – 48,8%, а в 2007 г. – 82,3%. При этом, удельный вес обрабатывающего сектора в ВВП не только не вырос, а даже снизился с до 13,0% в 2007 г. Таким образом, императивом последних лет стала тенденция – «рост без развития» (таблица 1).

Таблица 1. Социальные, экономические и экологические показатели развития РК

2000 г. 2010 г. 2000 г. к 2010 г.,

Численность населения, млн. чел 14, 883 16, 455 110%

ВВП, млрд.тенге 2600 21 513 8,3 раза

Доля добыв сектора, % ВВП 13,0 18,7 144,0 %

Добыча нефти и газового конденсата, млн.тонн 40.1 81 2 раза

Экспорт нефти, млн. т 27,7 73 2,6 раза

Номинальная оплата труда, тенге 14 374 77 374 5,4 раза

Минимальная заработная плата, тенге 2 680 15 000 5,6 раза

Расходы населения в среднем на душу, тенге 3954 21112 5,3 раза

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 31,8 8,2 - 26%

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. тонн 2429 2320 95%

Выбросы твердых загрязняющих веществ, тыс. тонн 668 639 97%

Выбросы жидких и газообразных загрязняющих веществ, тыс. тонн 1761 1681 95%

Источник: Агентство РК по статистике

Наблюдавшийся в Казахстане до последнего времени экономический бум сопровождался столь же стремительным ростом потребления электрической и тепловой энергии. По Программе форсированного развития за последующие 5 лет предусматривается реализация более 320 инвестиционных проектов, которые также требуется обеспечить необходимыми энергоресурсами. Электропотребление к 2015 году, составит 103,46 млрд. кВт/ч, а к 2020 году вырастет до 116 млрд. кВт/ч., с приростом на 40%. Поскольку более половины электроэнергии и весь объем тепловой энергетики вырабатывается за счет сжигания угля, нефти и газа, то такими же темпами необходимо увеличивать их добычу. Ученые из разных стран мира предлагают новую экономическую модель «Солнечной» или «Водородной экономики». Казахстан богат возобновляемыми энергоресурсами, однако, в настоящее время используется лишь незначительная часть гидропотенциала. Остальные виды возобновляемых энергоресурсов еще предстоит освоить. Если говорить в целом, то потенциал ветровой и солнечной энергии у нас практически не востребован. В нынешнем топливно-энергетическом балансе страны на долю ВИЭ приходится не более 2%. В специальной государственной программе до 2030г. предусмотрены возможности создания 564 новых ГЭС и восстановления 14 ГЭС с общей установленной мощностью 5700 МВт.

В области энергосбережения поставлена задача к 2020 году по снижению энергоемкости внутреннего валового продукта не менее чем на 25%. Устаревшие неэкономичные технологии и оборудование, применяемые в промышленности Казахстана дают в результате высокую энергоемкость ВВП по сравнению с аналогичным показателем развитых стран. Оценка потенциала энергосбережения позволяет ранжировать сектора экономики по убыванию величины данного потенциала, что в целом соответствует приоритетности секторов в осуществлении энергоэффективной политики. Приоритетность распределяется следующим образом: а) электроэнергетика, б) цветная металлургия, в) черная металлургия, г) угольная промышленность, д) машиностроение и металлообработка, е) нефтегазовая и нефтеперерабатывающая промышленность, ж) транспорт и сельское хозяйство. Жилищно-коммунальное хозяйство и строительный сектор являются ключевыми отраслями способными повлиять на энергоэффективность массового потребления. Необходимо провести масштабную модернизацию систем водо-, тепло-, электро- и газоснабжения, а также обеспечить создание оптимальной модели жилищных отношений. В настоящее время 72 % коммуникаций требуют ремонта или замены, изношенность сетей водоснабжения в городах составляет 60 процентов.

В Казахстане, несмотря на значительные продвижения в последние периоды, требуется последовательно решать проблемы потребностей человека в чистой воде, рынка водоснабжения, санитарии и эффективного использования водных ресурсов. Пока еще 59% сельских населенных пунктов и 30% городских жителей не имеют доступа к централизованному водоснабжению. Это принципиальный вопрос здоровья и экологического благополучия большого количества людей. Выделение значительных государственных инвестиций на программы питьевой воды следует отметить как поворот к решению проблемы.

В социальном аспекте бедность - одна из наиболее актуальных и острых проблем современного мира, создающих реальную угрозу устойчивому развитию. Не ограничиваясь неравенством доходов, лауреат нобелевской премии Амартия Сен утверждает, что «важнейший вопрос связан с распределением потенциальных выгод от глобализации между богатыми и бедными странами и между разными группами стран» [6].

В Казахстане к категории бедных в 2006 г были отнесены 22,8% домохозяйств. По итогам 2009г. доля категории бедных уже составила только 8,2%, уровень безработицы достиг 6,3%, Среднедушевые номинальные денежные доходы населения составили 35140 тенге, среднемесячная номинальная заработная плата - 66890 тенге [7].

Здоровье населения - важнейший показатель экологического благополучия в окружающей человека среде. В Казахстане показатели уровня здоровья следующие. Общая смертность (на 100 тыс. населения) – 654 чел., младенческая смертность – 151 чел. Остается высоким уровень заболеваемости злокачественными образованиями, активным туберкулезом, сердечнососудистыми заболеваниями. По данным ПРООН за 2010 год республика находится в категории стран с высоким уровнем человеческого развития и занимает 66 место из 169 стран. В 2009 году ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане была 68,6 года. Поставлена стратегическая цель до 2020 года увеличения продолжительности жизни до72 года.

С экологической точки зрения устойчивое развитие должно обеспечивать стабильность биологических и физических систем. Особое значение имеет жизнеспособность локальных экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы в целом. Для количественных расчетов такого взаимодействия человека и природы в международной практике применяют особый индикатор – «Экологический след» [8]. Если сложить все эти показатели для отдельных стран и поделить их на население плане¬ты, можно определить естественную емкость биосферы, которая составляет 1,8 га на душу населения. Средний же экологический след землянина составляет 2,3 га, т.е. уже сейчас человечество живет в долг с дефицитом 0,5 га. В Казахстане при экологической нагрузке на одного жителя 6,0 га, емкость еще составляет 16,6 га, что свидетельствует об определенных экологических резервах.

Основные направления, позволяющие осуществить системный комплекс мер для обеспечения экологической безопасности Республики Казахстан в контексте перехода ее к устойчивому развитию содержатся в Государственных программах «Экология Казахстана» на 2010 – 2020 годы, а также «Концепции экологической безопасности РК на 2004-2015 годы».

Казахстан предложил инициативу «Зеленый Мост», основной целью которой является развитие партнерства между странами Европы, Азии и Тихого океана по разработке планов перехода от традиционных моделей экономики к концепциям «зеленого» роста.

В качестве обобщающего вывода по дальнейшему целенаправленному переходу к принципам Концепции устойчивого развития предлагается с широким участием научного, инженерного, общественного сообщества разработать Стратегию устойчивого развития Казахстана на длительную перспективу с последующим одобрением ее в Парламенте республики.