Семь грехов» публичных ораторов

1. Плохое знание предмета. Оратор не видит всего содержатель­ного поля, на котором ему предстоит выступать. Он отправ­ляется в путешествие без карты, зная лишь какие-то приме­ты ландшафта.

2. Плохое знание аудитории. И здесь он не видит «поля», выступает без карты. Он не пытается посмотреть на себя и свою речь со стороны, не задается вопросом, как его речь будет восприниматься, когда аудитория удивится, когда обрадуется и проч.

3. Безразличие к аудитории и к предмету. Оратор не восприни­мает предмет эмоционально. Он не загорается желанием сде­лать свой взгляд на предмет всеобщим взглядом. От этого его речь становится вялой, а если он и вспоминает о риторичес­ких приемах, например о фигурах, то их употребление выг­лядит неуместно.

4. Неумение «вписать» свою речь в жизнь. Оратор не задумыва­ется над тем, что изменится после того, как он закончит свою речь, с чем уйдут слушатели, что запомнят.

5. Рыхлость композиции. Оратор не умеет выделить в своей речи главное, расставить смысловые вехи.

6. Неряшливость языка.

7. Плохая дикция.

Бумага в руках у выступающего

Чтение речи по бумажке производит плохое впечатление. Бу­мага в руках выступающего должна иметь вид документа. Но в этом случае на нее лучше указывать, чем читать по ней. Однако в отдельных случаях чтение цитаты может произвести сильное впечатление. Тогда это чтение должно быть еще и акцентиро­ванным.

И самое последнее

Речь нужно закончить раньше, чем слушатели этого захотят, тогда в следующий раз к вам придут с удовольствием.

Приложение II.

Примерные вопросы для анализа риторического текста

1. Тема. Какому событию посвящена речь? Если есть название, то определите его взаимосвязь с текстом. Если названия нет - попро­буйте дать своё.

2. Цели. Какие цели ставит перед собой автор? Достигает ли? Определите вид речи, исходя из целевой установки.

3. Тезис - основная мысль текста. Попробуйте найти тезис в дан­ном тексте или сформулируйте его сами.

4. Из каких частей состоит текст? Можно ли выделить вступле­ние (его вид), основную часть, заключение? Как эти части связаны между собой, пропорционально ли их деление?

5. По какому принципу выстроена основная часть?

6. Можно ли из текста узнать, какими источниками пользовался автор при подготовке?

7. Есть ли в тексте что-либо, указывающее на время его появле­ния или личность автора?

8. Словесное выражение. Какие слова использует автор (про­анализируйте их с точки зрения уместности). Есть ли в тексте синони­мы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, жаргонизмы, про­сторечные слова и выражения, термины и т.д. С какой целью они используются?

9. Украшение речи. Наличие в данном тексте риторических фи­гур и тропов.

10. Особенности текста. Ваше мнение о тексте и его эффективности.

 

Приложение III.

(статьи и речи известных ораторов)