Семь грехов» публичных ораторов
1. Плохое знание предмета. Оратор не видит всего содержательного поля, на котором ему предстоит выступать. Он отправляется в путешествие без карты, зная лишь какие-то приметы ландшафта.
2. Плохое знание аудитории. И здесь он не видит «поля», выступает без карты. Он не пытается посмотреть на себя и свою речь со стороны, не задается вопросом, как его речь будет восприниматься, когда аудитория удивится, когда обрадуется и проч.
3. Безразличие к аудитории и к предмету. Оратор не воспринимает предмет эмоционально. Он не загорается желанием сделать свой взгляд на предмет всеобщим взглядом. От этого его речь становится вялой, а если он и вспоминает о риторических приемах, например о фигурах, то их употребление выглядит неуместно.
4. Неумение «вписать» свою речь в жизнь. Оратор не задумывается над тем, что изменится после того, как он закончит свою речь, с чем уйдут слушатели, что запомнят.
5. Рыхлость композиции. Оратор не умеет выделить в своей речи главное, расставить смысловые вехи.
6. Неряшливость языка.
7. Плохая дикция.
Бумага в руках у выступающего
Чтение речи по бумажке производит плохое впечатление. Бумага в руках выступающего должна иметь вид документа. Но в этом случае на нее лучше указывать, чем читать по ней. Однако в отдельных случаях чтение цитаты может произвести сильное впечатление. Тогда это чтение должно быть еще и акцентированным.
И самое последнее
Речь нужно закончить раньше, чем слушатели этого захотят, тогда в следующий раз к вам придут с удовольствием.
Приложение II.
Примерные вопросы для анализа риторического текста
1. Тема. Какому событию посвящена речь? Если есть название, то определите его взаимосвязь с текстом. Если названия нет - попробуйте дать своё.
2. Цели. Какие цели ставит перед собой автор? Достигает ли? Определите вид речи, исходя из целевой установки.
3. Тезис - основная мысль текста. Попробуйте найти тезис в данном тексте или сформулируйте его сами.
4. Из каких частей состоит текст? Можно ли выделить вступление (его вид), основную часть, заключение? Как эти части связаны между собой, пропорционально ли их деление?
5. По какому принципу выстроена основная часть?
6. Можно ли из текста узнать, какими источниками пользовался автор при подготовке?
7. Есть ли в тексте что-либо, указывающее на время его появления или личность автора?
8. Словесное выражение. Какие слова использует автор (проанализируйте их с точки зрения уместности). Есть ли в тексте синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, неологизмы, жаргонизмы, просторечные слова и выражения, термины и т.д. С какой целью они используются?
9. Украшение речи. Наличие в данном тексте риторических фигур и тропов.
10. Особенности текста. Ваше мнение о тексте и его эффективности.
Приложение III.
(статьи и речи известных ораторов)