АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, РЕМОНТ

Техническое состояние и эксплуатация оборудования и транспортных средств на предприятиях должны отвечать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил по охране труда на автомобильном транспорте (ПОТ РО-200-01-95) и СНиП 2.05.07.91.

Въезд автомобилей на территорию промышленных предприятий допускается только с разрешения ответственных лиц этих объектов с соблюдением установленных маршрутов движения.

Скорость и порядок движения автомашин и поездов на территории предприятия устанавливаются с учетом местных условий и регулируются дорожными знаками и правилами дорожного движения. Скорость движения не должна превышать 20 км/ч, а вблизи мест производства работ и пешеходных переходов более 10 км/ч.

В местах пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями должны устраиваться переезды, соответствующие требованиям СНиП 2.05.07-91, СНиП 32-01-85. Переезды и переходы через железнодорожные пути должны иметь настилы на уровне головок рельсов. Переход через пути в неустановленных местах запрещается.

Габариты приближений строений и автомобильных дорог должны соответствовать СНиП 11-89-80, ОНТП 01-91 Росавтотранса и ГОСТ 12.3.020-80.

Запрещается работа технологического оборудования и дорожной техники (автосамосвалы, бульдозеры, погрузчики, грейдеры, самоходные скреперы) на территории предприятия (дорогах, отвалах, перегрузочных складах и др.) без наряда-задания на выполнение работ.

Автосамосвалы, работающие вблизи линий электропередач, должны иметь устройство (сигнализатор) для блокировки поднятия кузова, исключающее касание провода.

Ремонтные цехи и работы на предприятиях должны отвечать Общесоюзным нормам технологического проектирования авторемонтных предприятий (ОНТП-АРП-82, Гипроавтотранс), помещения по обслуживанию автомобилей - Ведомственным строительным нормам Минавтотранса РСФСР ВСН-01-89 и Нормам технологического проектирования ремонтных хозяйств предприятий цветной металлургии.

Подъездные пути, проезды для транспортных средств, проходы для людей должны иметь твердое покрытие.

Автомобильные дороги должны соответствовать требованиям СНиП 2.05.02-85 (с изменениями 1,2,3 БСТ N 5-87, N 11-90).

Ширина проезжей части автомобильных дорог должна быть не менее:

для временных дорог:

- при одностороннем движении – 4,5 м;

- при двухстороннем движении – 8,0 м;

для дорог с твердым покрытием (асфальтобетонных, мощеных):

- при одностороннем движении – 3,0 м;

- при двухстороннем движении – 6,0 м.

Радиус закругления дорог от 10 до 15 м.

Ширина проездов и проходов, не менее:

- для рабочих без груза - 1 м;

- для рабочих с ручным грузом или для тачек при движении в одном направлении - 2 м;

- для тачек при движении в два направления – 2,5 м;

- для вагонеток в одну колею – 2,5 м;

- для вагонеток в две колеи – 3,6 м.

Ширина переездов и переходов через траншеи и канавы:

- для пешеходов – 1,0 м;

- для транспортных средств - от 2 до 5 м.

Ширина переходов через транспортеры, рольганги, лесотаски – 0,8 м.

Высота перил на переходных мостиках 1 м, высота бортовой доски по низу перил – 0,15 м.

Проходы для работающих, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20° должны быть оборудованы трапами или лестницами с односторонними перилами.

Открытые площадки для стоянки автомобилей должны иметь твердое покрытие с уклоном для стока воды.

На открытых стоянках запрещается:

- производить ремонтные работы;

- заправлять ГСМ и сливать масло;

- заряжать аккумуляторы;

- подогревать двигатели открытым огнем.

Гаражи и открытые стоянки автомашин должны быть укомплектованы штатными упорами под колеса и аварийными буксирами (из расчета 1 буксир на 10 единиц техники). Входы и проезды (ворота) в гаражах и закрытых автостоянках должны обеспечивать возможность эвакуации автотехники. При количестве машин больше 25 единиц должен быть разработан план расстановки с описанием очередности эвакуации в случае пожара. Открытые стоянки в районах со среднемесячной температурой (зимой) ниже –15°С должны оборудоваться средствами для подогрева двигателей при запуске.

Различные виды ремонтных работ: кузнечно-прессовые, аккумуляторные, кузовные, шиномонтажные, вулканизационные и др. должны выполняться на специально оборудованных постах с соблюдением требований, предусмотренных в технологических картах на производство ремонтов.

При кузовных работах правка деталей без предварительной их очистки и закрепления запрещается. Ремонтные посты должны иметь штатные подставки, соответствующие типу машин. Использование случайных подставок не допускается.

Паять, лудить и зачищать детали следует на рабочих местах, оборудованных вытяжной вентиляцией. Паять радиаторы, топливные баки и др. детали необходимо на стендах, оборудованных поддонами для стекания припоя.

Перед ремонтом и пайкой емкости из-под легковоспламеняющихся жидкостей необходимо промывать, пропаривать, просушивать горячим воздухом или заполнять нейтральным газом.

Ремонтные посты должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию и газоотводные устройства для выхлопных газов при прогреве двигателей.

Окрасочные работы, размещение и эксплуатация оборудования должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.035-84, Работы антикоррозийные - ГОСТ 12.3.016-87, соответствующих разделов Правил пожарной безопасности ПМБ-01-93 и Правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РО-200-01-95.

При техническом обслуживании или ремонте машину следует затормозить стояночным (ручным) тормозом, заглушить двигатель и под колеса подложить упоры.

Места проведения технического обслуживания, разборочно-сборочных и ремонтных работ подвижного состава должны быть оборудованы осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками. Длина, ширина и глубина смотровых канав и эстакад определяются в зависимости от конструкции подвижного состава и технологического оборудования. Грузоподъемность подъемников должна соответствовать массе оборудования.

Одиночная тупиковая осмотровая канава должна иметь ступенчатый вход, а с противоположной стороны – скобы, заделанные в стене канавы, для запасного выхода. Полы в канавах должны иметь уклон не менее 2% в сторону грязесборника для стока жидкостей и переносные деревянные решетки. Для перехода через осмотровые канавы должны быть предусмотрены съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.

Освещение осмотровой канавы светильниками, питаемыми напряжением 127-220 В, допускается при соблюдении следующих условий:

- проводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;

- осветительная арматура и выключатели также должны иметь электро- и гидроизоляцию (светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой). Конструкция светильников должна исключать доступ к лампе без применения инструмента;

- металлический корпус светильника должен заземляться (зануляться);

- в особо опасных местах должны применяться стандартные переносные светильники напряжением 42 или 12 В.

На осмотровых канавах и эстакадах должны быть установлены направляющие, предохранительные реборды (контррельсы) для предотвращения падения машин в канаву во время передвижения. На осмотровых эстакадах по всей длине с обеих сторон должны быть устроены ремонтные площадки с перилами высотой не менее 0,9 м.

Работы, связанные с мойкой, очисткой, техническим обслуживанием и ремонтом машин и оборудования, должны выполняться при неработающем двигателе.

Расстояние между машинами на постах разборки, а также между ними и элементами зданий или стационарным технологическим оборудованием должно обеспечивать свободный проход к любой части механизма. Проходы и проезды должны соответствовать габаритам перемещаемых вручную или подъемно-транспортными средствами деталей и узлов и иметь ширину не менее 1 м.

При разборке машин и оборудования снимать, транспортировать и устанавливать тяжелые и громоздкие узлы и детали (двигатель, коробку передач, задний и передний мосты, колеса, кузов, раму и т.п.) следует при помощи подъемно-транспортного оборудования, устройств и приспособлений (тележек-подъемников, подставок, цепей, схваток), гарантирующих полную безопасность работ.

Поднимать оборудование, агрегаты и узлы следует за специально предназначенные для этой цели места и устройства согласно инструкции и схемам по безопасным способам строповки, обвязки и кантовки грузов с указанием применяемых при этом приспособлений. Схемы и инструкции должны быть вывешены на рабочих местах.

Подъем груза, на который не разработана схема строповки, должен производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

При спуске груза по наклонной плоскости необходимо применять задерживающие приспособления, препятствующие опрокидыванию груза.

До снятия узлов и агрегатов с наличием смазки, воды и других жидкостей необходимо предварительно слить жидкость в специальную тару.

При техническом обслуживании и ремонте грузоподъемного оборудования, расположенного на высоте свыше 1,5 м от земли, ремонтные рабочие должны работать в спецодежде, каске и с предохранительным поясом. Ослаблять грузовой канат, удерживающий узел или элемент конструкции, до полного закрепления его на месте установки не разрешается.

Узлы и детали, демонтаж которых связан с неудобством и опасностью (тормозные, амортизационные и клапанные пружины и др.), необходимо выполнять специальными съемниками и приспособлениями. При этом размеры и конструкции съемников должны соответствовать размерам снимаемых деталей.

При снятии и постановке рессор на автомобили необходимо предварительно их разгрузить путем поднятия кузова (рамы) подъемным механизмом с последующей установкой под вывешенную раму или кузов прочных металлических подставок (козелков) или клеток из брусьев длиной не менее 1 м. При подъеме одного конца автомобиля крайние противоположные колеса их должны быть подклинены башмаками с двух сторон. Использовать в качестве подставок диски колес, бочки, кирпичи и другие предметы не разрешается.

Находиться или выполнять какие-либо работы на оборудовании, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях, лебедках, кранах и т.п.), не разрешается.

При обслуживании оборудования на подъемнике (гидравлическом, механическом, электромеханическом) на механизме управления подъемником должен вывешиваться запрещающий плакат с надписью "Не включать - работают люди".

Стационарные и передвижные подъемники должны иметь устройства, обеспечивающие фиксацию груза в случаях неисправности или повреждения механизма подъема, а также концевые выключатели.

Проведение работ (даже кратковременных) под поднятым кузовом, щитом, стрелой и другим навесным технологическим оборудованием допускается только после укрепления их прочными металлическими упорами (штангами), исключающими самопроизвольное опускание поднятого оборудования.

Снимаемые с машин и оборудования узлы и детали должны размещаться в специально отведенных местах, на стеллажах, не занимая проходов и проездов. Снятые полуоси, рессоры, карданные валы и другие длинные детали должны укладываться на специальные подставки только горизонтально.

Разборка и сборка мелких узлов должна производиться на верстаках, а крупногабаритных (двигатели, коробки передач, задние мосты колеса и др.) - только на специальных стендах.

Выпрессовывать и запрессовывать втулки, полуоси, подшипники, шестерни и другие детали необходимо съемниками и прессами. В отдельных случаях допускается применять выколотки и молотки с наконечниками из цветного металла.

Газовая резка при разборке машин и оборудования допускается только в тех случаях, когда с машины, оборудования сняты топливные баки, детали системы питания, смазки и аккумуляторные батареи.

Перед ремонтом емкостей из-под ядовитых, токсичных и пожароопасных жидкостей, а также перед разборкой краскораспылителей, раздаточных пистолетов и другого оборудования должна быть проведена их пропарка, тщательная промывка и проветривание.

Шиномонтажные и вулканизационные работы. В цехах на участках, осуществляющих шиномонтажные и вулканизационные работы, должно быть обеспечено соблюдение требований действующих Правил техники безопасности для шиномонтажных предприятий.

На производство шиномонтажных работ должны быть разработаны и утверждены техническим руководством предприятия инструкции. Снятие, постановка и перемещение колес и шин массой более 20 кг должны быть механизированы. Шиномонтаж колес большегрузных машин следует выполнять на специально оборудованном участке. Монтировать и демонтировать шины следует на стенде или с использованием специальных инструментов и приспособлений. Монтировать покрышку на обод, имеющий повреждения, запрещается.

Перед демонтажом давление в колесах должно быть снято. Накачивать шины после монтажа следует с применением предохранительных ограждений или приспособлений, предотвращающих вылет замочного кольца. Исправлять положение шины постукиванием, ударять по замочному кольцу молотком запрещается.

Накачку шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кг/см2) с проверкой положения замочного кольца, а затем до давления, предписываемого инструкцией. Компрессорное оборудование должно отвечать требованиям безопасности, изложенные в ГОСТ12-2.016-81.

Помещение для производства вулканизационных работ должно быть изолированным, просторным, светлым и оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и местными отсосами. Помещение, в котором установлены вулканизационные аппараты с самостоятельной топкой, должно быть изолировано от помещений, где используется бензин или резиновый клей.

Вулканизационные аппараты и контрольно-измерительные приборы должны периодически (1 раз в год) проверяться и испытываться. Результаты испытаний заносятся в специальный журнал.

К работе с вредными материалами (этилированный бензин, тасол, антифриз, тормозная жидкость) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по безопасным приемам применения этих материалов.

Запрещается:

- использовать этилированный бензин в двигателях, работающих внутри помещений и при отсутствии приточно-вытяжной вентиляции;

- обезвреживать места, залитые этилированным бензином, сухой хлорной известью;

- производить сброс загрязненных этилированным бензином сточных вод в фекальную канализацию.

На предприятии должно быть назначено лицо, ответственное за хранение, перевозку и использование антифриза. На таре, в которой хранят антифриз должна быть несмываемая надпись крупными буквами "ЯД", а также знак, установленный для ядовитых веществ.

Запрещается допускать к работе с антифризом водителей и других лиц, не прошедших специальный инструктаж по мерам безопасности при его использовании.