ШРИФТОГРАФИЯ. ШРИФТ КАК ОСНОВА ПЕЧАТНОГО ДИЗАЙНА

ЛЕКЦИЯ 5

 

Более восьмидесяти процентов информации человек получает с помощью шрифта. Письменная информация воспринимается значительно быстрее, чем любая другая, к тому же человек может тренировать скорость чтения без ущерба для понимания смысла, произвольно замедлять чтение с тем, чтобы сосредоточиться на отдельных моментах текста, вернуться к прочитанному, подчеркнуть, записать, то есть видеть, воспринимать, размышлять…

Коммуникативные и эстетические свойства шрифтов. В связи с вышеизложенным вполне резонно под газетно-журнальным оформлением понимать прежде всего шрифтографию. Ведь большую часть запечатываемой площади занимают шрифты: текстовые и заголовочные, наборные и рисованные.

Шрифты различаются по рисунку, начертанию, размеру (кегль и толщина – величины переменные). При помощи полиграфического алфавита, или комплекта знаков, текст материализуется на каком-либо языке.

Из истории шрифта. У русского и латинского алфавита единая графическая основа, поскольку они произошли от шрифта древнегреческих надписей, которые бы мы сегодня отнесли к рубленой группе (четкие основные штрихи равномерной толщины при отсутствии засечек). Первоначальный латинский шрифт – это римский маюскул («несколько больший»), особенность которого заключалась в том, что он состоял лишь из прописных букв, причем все буквы по высоте были строго одинаковыми.

Но шрифт эволюционировал. Со временем его рисунок становился все более похож на вычерченный, а не на написанный (рукописные шрифты также использовались – Рустика, Квадрата, Курсив); возникли засечки; основные и соединительные штрихи стали различаться по толщине. С появлением шрифта унциала и особенно – полуунциала (элементы некоторых букв выходили за пределы основной строки вверх или вниз) завершился переход от маюскульного, прописного письма к минускульному («очень маленький»), строчному.

От наиболее совершенного каролингского минускула (VIII-XII в.в.) – прямой путь к готическому шрифту. Хотя его воцарение в эпоху средневековья некоторые исследователи считают знаковым явлением, связанным с всеобщим уходом от гуманистических традиций античности. «…Готический шрифт выразил это со всей очевидностью, утрачивая ясность и простоту каролингского минускула. При всей красоте готического шрифта, он оказался боковой ветвью в развитии латинского шрифта, и с той же закономерностью стал терять позиции в эпоху Возрождения. Еще недавно господствовавший во всей Европе, он сохранился лишь в Германии (да и то лишь наряду с латинским и искусственно поддерживаемый), а окончательно вышел из употребления лишь к концу второй мировой войны» .

Интерес к античности в эпоху Возрождения проявился и в шрифтографии. Но обращение к античным текстам, переписывавшимся во времена Каролингов, привел к тому, что шрифт, вошедший в употребление, скорее напоминал каролингский – вот почему его до сих пор иногда называют новокаролингским или гуманистическим. Антиква прежде всего возродилась в Италии (6)

В XV-XVI веках самые известные художники, а также теоретики и типографы-практики (Лука Пачоли, Альбрехт Дюрер, Жофруа Тори, Альд Мануций, Клод Гарамон) сделали многое для развития шрифта. Затем – XVIII-XIX вв. – произошел переход от гуманистической к классической антикве, что было связано с возникновением и развитием классицизма, и имена создателей великолепнейших образцов шрифтографии Вильяма Кезлона, Джона Баскервиля, Фурнье Младшего, Франсуа Дидо, Джамбатисты Бодони вошли в историю мировой культуры.

Итак, для каждого времени характерны определенные шрифты: в средние века в западноевропейских странах доминировали шрифты готического типа, в России – церковнославянские. Затем, с XV века в Европе, с XVIII века – в России, стали применяться соответственно шрифты типа антиква и гражданский. На российскую шрифтовую школу оказывали влияние шрифты, разрабатываемые во французских, немецких словолитнях, что привело к некоторому сближению графики русского шрифта с латинским. К началу 90-х годов нашего века российская библиотека типографских шрифтов насчитывала более 300 гарнитуро-начертаний и содержала полный спектр шрифтов, предназначенных для набора всех типов печатных изданий (например, для газет рекомендовались такие гарнитуры, как «Новая газетная», «Газетная рубленая», «Газетная Трудовская», «Звездочка», «Норма» и др.). С переходом редакций на компьютерную технологию выпуска газет повысился спрос на компьютерные шрифты. К сожалению, появилось очень много русифицированных шрифтовых поделок. «Делается это просто: из каталога любой зарубежной фирмы выбирается приглянувшийся шрифт на основе латинского алфавита и к нему по собственному разумению добавляются рисунки знаков кириллицы. Полученный комплект знаков упаковывается в соответствующий формат (HP PCL или PostScript, True Type) и предлагается для продажи как новый шрифт. Для пущей значимости меняется название шрифта, хотя по своему графическому характеру и прочим признакам он мало отличается от первоисточника» (7). Естественно, при оформлении газет следует использовать профессионально разработанные шрифты, в которых заложен базовый интерлиньяж с учетом удобочитаемости, которые обеспечивают оптимальную плотность набора полосы и нормальное восприятие текста. Эти шрифты не только технологичны и экономичны, но просто красивы (их создатели, создавая оригинальные рисунки, научно рассчитывая пропорции букв и знаков, опирались на весь опыт шрифтового искусства).

В прежние времена работники секретариатов и типографий при обозначении кегля шрифта (прежде всего текстового) пользовались историческими наименованиями размеров шрифтов: бриллиант – 3 п., диамант – 4 п., перл – 5 п., нонпарель – 6 п., миньон – 7 п., петит – 8 п., боргес – 9 п., корпус – 10 п., цицеро – 12 п., миттель – 14 п., терция – 16 п. Следует отметить, что называя кегль определенного шрифта, мы всегда имеем в виду не высоту буквы на бумаге, а высоту ее отпечатка плюс небольшое расстояние над верхним и нижним выносными элементами – то, что в металлической литере обеспечивали заплечики – естественный пробел между строками. Этимология некоторых названий дошла до наших дней:

· нонпарель – от фр. «несравненный»;

· петит – от фр. «маленький»;

· боргес – от фр. «городской», «гражданский»;

· корпус – от лат. «corpus juris civilis» – свод гражданских законов византийского императора Юстиниана (название книги, напечатанной шрифтом такого размера);

· цицеро – от имени древнеримского политического деятеля, сборник писем которого была напечатан в 1467 г. шрифтом такого размера (создан учеником Гуттенберга Шеффером);

· миттель – от нем. «середина» – средний по размеру шрифт, существовавший в свое время; терция – от лат. «третий» – в свое время третий по размеру шрифт.

Все шрифты мелких кеглей (по 14 включительно) называются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно использовались шрифты, размеры которых измерялись четным количеством пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности дизайнеров: при наборе текста, элементов заголовочного комплекса можно применять шрифты в 11, 13, 19, 25 пунктов и даже 9,3; 18,8 и т.д.

Классификации шрифтов. Все шрифты можно просто разделить на две группы – с засечками и без засечек, можно добавить и группу шрифтов свободного стиля. Различение разновидностей, классификация шрифтов необходимы – чтобы знать, как применять те или иные шрифты сообразно со смыслом, с их образной природой.

В существующей исторической классификации все шрифты делятся на три типа – антикву, египетские и гротеск.

В антикве выделяются старая, или гуманистическая (контраст штрихов малозаметен, засечки утолщены и слегка закруглены); переходная (контраст умеренный, конфигурация засечек приближена к форме треугольника.); новая, или классическая (сильный контраст, тонкие, удлиненные засечки). Наиболее распространенная в свое время – и как текстовая, и как титульная – Литературная гарнитура относится к этому типу шрифтов. Исследователи отмечают четкость, предельную ясность структуры антиквы, дифференцированность графических форм; все шрифты антиквенной группы, можно сказать, монументальны, поэтому их с успехом используют в особо важных, торжественно-праздничных и мемориальных работах.(8).

Египетские шрифты (в русском варианте – брусковые) получили такое название потому, что похожи на древнеегипетские письмена. Штрихи у них малоконтрастны, утолщенные засечки напоминают по форме брусочки. Хотя у части шрифтов этой группы

соединительные штрихи и засечки имеют более утонченный вид. И те шрифты, которые

по пропорциям, соотношению штрихов, светлоте приближаются к классическим образцам антиквы (антиква-гротеск, ленточная антиква и др.), также обладают монументальностью и торжественностью.

Первые ручные и наборные шрифты всегда имели засечки, и когда появились шрифты неконтрастные, беззасечковые, они получили название гротескных (от франц. grotesque – причудливый, комичный). Эти жирные шрифты были слишком необычны по рисунку, и поначалу использовали лишь для оформления рекламы.

В России и Украине ориентируются на классификацию, состоящую из шести основных и одной дополнительной группы. Это – классификация типографских шрифтов, обозначенная в государственном стандарте 1972 г., учитывает два графических признака – засечки и контраст. Три разновидности антиквы получили свои названия: к старой антикве восходят новые малоконстрастные; к переходной – медиевальные; к классической – обыкновенные. Ленточная антиква со слабо выраженным контрастом и засечками стала основой для шрифтов с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов напоминает о египетской группе; группа рубленых – о гротескной.

В каждой группе шрифтов представлены гарнитуры шрифтов, то есть комплекты шрифтов одного рисунка в разных начертаниях и кеглях. К важнейшим графическим элементам, из которых строятся буквы, относятся основные и соединительные штрихи, концевые элементы.

К основным штрихам относятся вертикальные штрихи и косые, направленные сверху вниз (слева направо). В большинстве шрифтов (но не во всех) эти штрихи толще остальных. Соединительные штрихи – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх (как правило, они тоньше основных). О связи типографских шрифтов с рукописными напоминает нажимное (основные штрихи) и безнажимное (соединительные) написание, а также своеобразные наплывы, или утолщения, расположенные посередине высоты букв или несколько смещенные. И наконец – концевые элементы – засечки (отсечки, сериф), представляющие собой небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; а также точки и «хвостики», которыми заканчиваются некоторые штрихи.

Приведем более конкретное описание групп шрифтов типографской классификации и перечень наиболее частотных в газетно-журнальном деле гарнитур (9):

· Группа рубленых шрифтов. Имеют равное соотношение ширин основных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют (гарнитуры: Древняя, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Московская, Советская, Спутник).

· Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Примерно равное соотношение ширин соединительных и основных штрихов с едва наметившимися засечками в виде некоторого утолщения концов вертикальных штрихов (Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская).

· Группа медиевальных шрифтов. Характеризуются умеренным контрастом основных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся по своей форме к треугольнику, и преимущественно наклонным расположением оси симметрии округлых букв (Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога).

· Группа обыкновенных шрифтов. Гарнитуры с контрастными штрихами, с длинными тонкими заческами, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением; оси округлых букв вертикальные (Обыкновенная, Обыкновенная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур).

· Группа брусковых шрифтов. Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с длинными утолщенными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением (Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама).

· Группа новых малоконтрастных шрифтов. Шрифты с малым контрастом штрихов и длинными утолщенными засечками с округленными концами. Засечки соединены с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением (Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Академическая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса).

· Дополнительная группа. Шрифты, не имеющие ярко выраженных графических признаков. Сюда же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв (Рерберга, Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова).

В связи с внедрением в практику газетно-журнального дела компьютерных технологий дизайнеры обращаются к классификациям компьютерных шрифтов (11).

Так в Microsoft Windows различают: группу Roman (шрифты с засечками, например, Таймс и Бодони); Swiss (рубленые шрифты с переменной толщиной штрихов: Гельветика, Футура и др.); Modern (шрифты с постоянной толщиной штрихов, например, Курьер); Script (рукописные шрифты); Decorative (декоративные шрифты); Dont now (шрифты, о которых нет информации).

В IBM Classification находим группу Oldstyle Serifs (шрифты, основанные на латинской традиции XY-XYII веков – соотносятся с гуманистической антиквой, отличаются малой контрастностью и плавным переход штрихов к засечкам); Transitional Serifs (унаследовала признаки переходной антиквы); Modern (сохраняют признаки новой антиквы); Clarendon (объединяет признаки первых двух групп); Slab Serifs (брусковые шрифты); Freedom Serifs (шрифты с засечками неопределенной формы); San Serifs (беззасечковые шрифты); Ornamentals (декоративные шрифты); Scripts (рукописные шрифты); No Classification (вне классификации).

Все шрифты различаются по начертанию (основные графические признаки рисунка шрифта сохраняются).

По насыщенности (относительной толщине основных и соединительных штрихов):

- светлые (не более 23%), внутрибуквенный просвет в 2-4 раза больше толщины основного штриха;

- полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5;

- жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины основного штриха.

Это отношение толщины основного штриха знака к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.

По наклону (основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта):

- прямые – шрифты с вертикально расположенными основными штрихами;

- наклонные имеют, как правило, наклон в правую сторону на 15 градусов;

- курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.

По плотности очка (по относительной ширине, или расстоянию между основными штрихами):

- нормальные (свыше 60% до 85%);

- узкие (свыше 45% до 60%);

- сверхузкие (не более 45%);

- широкие (свыше 85% до 105%);

- сверхширокие (не менее 115%).

Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, проведенными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота знака).

По заполненности основных штрихов.

- контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что создает впечатление объемности шрифта,

- оттеночные (оттененные),

- штрихованные.

Кроме рисунка и начертания, шрифты отличаются друг от друга по размеру (кеглю). С 6 до 13 пунктов – текстовые шрифты, с 14-16 начинаются титульные. Их высшая градация может достигать двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов. На этом уровне они переходят в разряд афишно-плакатных. В размерной классификации шрифтов зафиксирован последний этап их художественно-технического формообразования.

Требования к шрифтам. К шрифтам предъявляются требования гигиенического, производственного, экономического и художественного характера. Особенно – к текстовым шрифты, которые и в мелких кеглях должны быть удобочитаемыми, экономичными, технологичными и т.д.

Удобочитаемость – одно из главных требований, предъявляемых к шрифту, общая оценка его пригодности. Специалисты определили условия удобочитаемости текста:

индивидуальность графем каждой буквы;

соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета (сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость);

оптимальность межбуквенных пробелов (чрезмерная разреженность букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов;

пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте (читаемость снижается в буквах сверхузких и сверхшироких);

контрастность основных и дополнительных штрихов (в длинных текстах сильный контраст штрихов утомляет зрение, в коротких, напротив, может повысить удобочитаемость);

размер шрифта, определяемый форматом издания, а также расстоянием между объектом – носителем шрифта и зрителем;

характер засечек и контурных элементов шрифта, степень наклона (не более 75-800 к линии строки) (12).

Есть и более частные рекомендации:

газетный шрифт в кеглях 6, 8, 9 не должен быть узким (4:5 или 5:6 – такова пропорция очка, а не 1:2, что характерно для узких шрифтов);

засечки повышают удобочитаемость, делают букву как бы рельефной, ее очертания выделяются на бумаге;

оптимальный кегль текстового шрифта – 8 или 9 пунктов.

Профессионально разработанные шрифты заведомо удобочитаемы. В них выбрана оптимальная величина очка знака (печатающая поверхность выпуклого изображения буквы или знака на литере) и его свисающих элементов, положения линии шрифта на кегельной площадке (условной линии, на которой стоят все знаки в строке набора), величина верхних и нижних пробелов от свисающих элементов знака до краев кегельной площадки, заложен оптимальный – базовый – интерлиньяж (расстояние между линиями шрифта расположенных одна под другой строк). Т.е. уже в процессе проектирования шрифта в него закладываются все требования, влияющие на интерлиньяж, что обеспечивает оптимальную плотность набора полосы, экономичность набора и нормальное восприятие текста. Такой интерлиньяж и называют базовым.

Опытами доказано, что для обеспечения хорошей удобочитаемости величина междустрочных пробелов (интерлиньяж) должна по крайней мере равняться величине пробелов между словами.

Наиболее удобочитаемым основным текстовым шрифтом в газете считается светлый, прямой, нормальный восьмого-девятого кегля.

Исследователи шрифта выделяют три основных признака организации шрифтов: «формальный (тектонический) признак выражает естественную и логически обусловленную связи элементов и частей буквы или более сложной графики, содержательный (предметный) – степень образности графики шрифта относительно содержания; функциональный – грамматические законы построения графики с целью обеспечения однозначности и максимальной доступности воспринимаемой шрифтами (выделено мной – В.Т.)» (13)

Мы уже говорили, что ассоциативность, образность – те самые аспекты шрифта, которые позволяют рассматривать его как предмет, объект своеобразного искусства, графики. «Образность их (шрифтов – В.Т.) заключается в том, что человек еще не прочитав надпись, уже понимает, о чем пойдет речь (14). Шрифт может указывать на соотнесенность содержания текста, его темы с определенной эпохой, поскольку те или иные гарнитуры создавались и активно использовались конкретными художниками и верстальщиками в конкретный исторический отрезок времени.

 

Ключевые понятия:

Алфавит (азбука) – совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, сложившаяся в определенный исторический период и используемая для фиксации и передачи на письме данного языка или языков.

Буква – графический знак, который сам по себе или в соответствии с другими знаками (как линейными, так и диакритическими) традиционно используется для обозначения на письме фонем, их основных вариантов или их типичных последовательностей.

Гарнитура шрифта – это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов.

Графема – единица системы письменности (буква, слоговой или словесно-слоговой знак, идеограмма – в зависимости от типа письма), отличающаяся по характеру и по передаваемому содержанию от любой другой единицы этой же письменности.

Засечки (отсечки, сериф) – различной формы и направленности штрихи на концах букв, имеющие большое значение в формообразовании рисунка шрифтов и их декоративных качеств. Будучи дополнительными и необязательными элементами, засечки вместе с тем способствуют связи букв в единое слово, повышают общую удобочитаемость шрифта. Бывают треугольными, прямоугольными, волосными, шипообразными и т.д., горизонтально и вертикально направленными, двусторонними и односторонними, простыми и декоративными.

Интерлиньяж – пробел между нижней и верхней линиями шрифта смежных строк.

Квадрат – единица длины в типографской системе мер (48 пунктов или 18,04 мм).

Кегль шрифта – расстояние между верхней и нижней гранями литеры.

Комплектность (комплект знаков; полиграфический алфавит) – определяется совокупностью всех необходимых для набора текста на одном или нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов.

Контрастность – это один из основных признаков шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине основных штрихов знаков. Эта характеристика изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.

Курсив – начертание типографского шрифта, характеризующегося наклоном букв примерно на 15 градусов (обычно вправо) и в некоторой степени имитирующее рукописный шрифт.

Насыщенность шрифта – определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной.

Начертание шрифта – это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужирное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Пропорции шрифта – это показатель изменения ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Соединительные штрихи шрифта – это горизонтальные штрихи и косые, направленные снизу вверх. Как правило, они тоньше основных.

Шрифт – комплект строчных и прописных литер (букв), цифр, знаков препинания, спецзнаков, символов, необходимых для воспроизведения какого-либо алфавита; независимо от техники его исполнения, он представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма.