Студия «Алхимия». Алессандро Гурьеро, Алессандро Мендини, Этторе Сотсасс.

Италия. Протест против «хорошего дизайна» и концепции «бель дизайн». Группа «Архизум». Андреа Бранци, Паоло Деганелло, Гильберто Коретти, Массимо Мороцци.

 

Группа "Архизум" возникла одной из первых во Флоренции в 1966 году.

«Мы хотим принести в дом все, что раньше оставалось снаружи: нарочитую банальность, сознательную вульгарность, урбанистические элементы и порок» (1967). Полностью антикоммерческая философия. Формы заимствовались из поп-арта, дизайн-утопий. Все превращалось в гротеск, открытое издевательство над модернизмомЕе лидерами стали Андреа Бранци (Andrea Branzi, 1941), Паоло Деганелло (Paolo Deganello, 1940), Гиль-берто Коретти (Gilberto Corretti, 1941), Масимо Мороци (Massimo Morozzi, 1941).

Само название происходит от бри­танской архитектурной группы "Архигрэм" и от одного из выпущенных ими журналов "Зум" (Zoom). "Архизум" извес­тен как создатель радикальных архитектурных проектов, таких как Wind City, no-Stop-City. Они пытались показать, что если идти по пути рационализма, то он становится алогичным и в конце концов антирационалистическим. "Архизум" пришел к выводу, что конечной целью совре­менной архитектуры является уничтожение архитектуры как таковой. В 1966 и 1967 гг. "Архизум" устроил две выс­тавки "Суперархитектура" совместно с "Суперстудио". Все их работы имели смысловую связь с поп-культурой и кит­чем и в тоже время выражали насмешку над претенциозно­стью "Хорошего дизайна".


«Жилые ландшафты», «Wind Sity», «no-stop-Sity». Пьеро Гатти и др. Кресло «Sacco» («Мешок», 1968). Джонатан де Пас, Донато д'Урбино, Паоло Ломацци. Кресло «Joe». Гаэтано Пеше, серия «UP». Группа «Суперстудио»: Адольфо Наталини, Кристиано Торальдо ди Франция. Группа «Струм». Жоржио Жиретти, Пьетро Деросси, Карло Жиамарко, Рикардо Россо, Маурицио Воглиацо. Мебель для сидения и лежания «Praton» («большой луг», 1966-70). Свободная школа-лаборатория дизайна «Global Tools».

 

Гаэтано Пеше. Представитель арт-дизайна. Серия кресел «Up». Сразу вошла в разряд классики итальянского дизайна. Акцентированно художественная установка в противовес рационализму и функционализму.

Кресло «Sit Down» из полиуретана. 1975

Серия кресел «Up». 1969. «Мебель превращений». Пеше отмечал, что стремился выразить в этой серии свой личный взгляд на женщин, их сущность. Каждое из кресел – образ определенной женщины. Кресло «Донна» - образ женщины с мячиком в ногах – образ, соответствующий традиционной картине узника.

 

После некоторого спада в конце 70-х возникает вторая волна антидизайна. Во многом это связано с появлением студии "Алхимия".

Студия "Алхимия" (Studio Alchimia) была создана в 1976 году архитектором Алессандро Гурьеро (Alessandro Guerriero, 1943) как галерея экспериментальных работ, не предназ­наченных для промышленного производства. Само назва­ние "алхимия" было дано как насмешка над научными фун­даментальными представлениями о стиле "модернизм". Ее коллекции 1978 и 1979 годов были иронично названы "Бау. Хауз 1и 2". Они представляли собой головокружительное соединение по­пулярной культуры и радикального китча. Постепенно студия "Алхимия" выросла в очень влиятель­ную творческую организацию. Ее лидеры ратовали за воз­вращение дизайну значимости и вместе с тем спонтаннос­ти.

В восьмидесятые годы творческим лидером "Алхимии" стал Алессандро Мендини. Его мебель в стиле "Ре-дизайн" (Re­design) - кресла "Суперлегера" (Superleggera) Жио Понти и "Василий" Марселя Бройера принесли веселое настроение в "надменность" "хорошего дизайна" и "хорошего вкуса". Серия Мендини "Бесконечная мебель" (Mobile Infinite, 1981) давала широкие возможности комбинаторики, позволяя по­требителю самому составлять различные комбинации и участвовать таким образом в общем творческом процессе. Дизайн Студии "Алхимия" был мотивирован политически, элитарен и осознан интеллектуально.

Коллекция «Бау. Хауз 1» и «Бау. Хауз 2». Мебель в стиле «Ре-дизайн», серия Мендини «Бесконечная мебель». Инго Маурер. Германия. Хартмут Эслингер, Андреас Хауг. Студия «Фрог-дизайн». «Форма следует эмоции».

Психоделический дизайн.Вернер Пантон считается революционером в области дизайна мебели. Он экспериментировал с такими материалами, как стекло, пластик, сталь и полипропилен и одним из первых стал рассматривать отдельные элементы интерьера как связанные общим пространством.

Пантон много экспериментировал и утверждал, что мебель не обязательно должна иметь традиционную форму. Его знаменитые проекты стульев — Tivoli, Bachelor и Cone — считались в своё время самыми необычными стульями в мире. Вернер считал, что стулья должны быть не только удобны, но и интересны. Самый знаменитый стул дизайнера — Panton Chair был сделан из единого куска формованного пластика[1]. Дизайн стула был настолько необычен, что производство началось только в 1967 году немецкой фирмой «Herman Miller&Fehibaum» и до сих пор производится фирмой «Vitra». Кроме стульев, дизайнер придумал более 25 различных форм для ламп.

 

Концептуальные поиски советских дизайнеров.

Всесоюзный институт технической эстетики (ВНИИТЭ, 1962). Журнал «Техническая эстетика» (1964). Региональный стайлинг. Проект специализированного автомобиля-такси (1963-65, Ю. Долматовский, А. Ольшанецкий, А. Черняев).

Дизайн-программы. Фирменный стиль «Союзэлектроприбор» (Д. Азрикан, Д. Щелкунов).

Эксперименты и утопии. Сенежская студия. «Бумажное проектирование». Макеты городской среды. III Всесоюзный конкурс бытовой мебели (1975). И.И. Лучкова, А.В. Сикачев. Система мобильных щитовых элементов «Мебар». Кинетические композиции 70-х. В. Колейчук, группа кинетического искусства «Движение», к/б «Прометей».


В 1962 году специальным постановлением Совета Министров СССР был создан Всесоюзный научно-исследо­вательский институт технической эстетики- (ВНИИТЭ). На Институт возлагалась разработка и внедрение методов художественного конструирования, координация научно-исследовательских работ в этой области, методическое руководство работой специальных художественно-конст­рукторских бюро, обобщение и распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта в дизайне, а также разработка проектов отдельных видов массовых и наибо­лее сложных изделий машиностроения и товаров культур­но-бытового назначения. С 1964 года стал издаваться специальный журнал "Техническая эстетика". Таким образом, с начала 60-х дизайн в СССР начал разви­ваться на государственном уровне. При этом необходимо отметить, что на первом плане "государственного дизайна" стояла продукция машиностроения и удобство эксплу­атации, а не эстетические принципы и не товары непос­редственно для людей. Тем самым было задано на много лет вперед и направление дизайна в СССР. Вслед за ВНИИТЭ в течение пяти лет было создано более полутора десятка крупных дизайнерских организаций (фи­лиалы ВНИИТЭ и специальные художественно-конструк­торские бюро) и около 200 художественно-конструкторс­ких групп, отделов, лабораторий и т.д. на различных пред­приятиях, в проектных и исследовательских институтах. Кроме того, увеличилось значительно число и свободных дизайнеров, работающих по договорам. К середине 1960-х годов в стране в различных дизайнерских органи­зациях работало более 10 000 человек.


Рациональный стайлинг.ВНИИТЭ занимался пропагандой дизайна, дизайнерским образованием и проектированием. Причем для проектиро­вания выбирались темы, позволявшие сделать вещи, об­разцовые во всех отношениях - с точки зрения стиля, моды, принципов графической подачи проекта, методики проек­тирования.

Одним из наиболее ярких для б0-х годов был проект спе­циализированного автомобиля-такси (1963-1965), выпол­ненный в реальном материале как действующая модель, в которой в реальной ситуации можно было увидеть все вы­годы или просчеты дизайнерского решения. Автомобиль-такси был построен в опытных мастерских ВНИИТЭ. Когда директор института докладывал о новой машине в Министерстве автомобильной промышлен­ности, то скептики сказали, что такая машина вообще не сможет ездить. Здесь директор сделал театральный жест и сказал, что собственно они и приехали на этом автомоби­ле и он стоит во дворе. Все собрание ринулось на улицу...

В автомобиле-такси было все необычно: и внешний вид, до сих пор сохраняющий привлекательность, гармоничность, современность; и вагонная компоновка, широкая сдвиж­ная дверь; и перемещение двигателя назад; и его попе­речное расположение; и материал корпуса - стеклоплас­тик.

Автомобиль-такси в сравнении с обычным серийным авто­мобилем "Волга", который использовался в качестве такси в те годы, показал удобство посадки пассажира и загруз­ки багажа, удобство работы водителя, удобство обслужи­вания, заметность автомобиля на улице, его компактность и маневренность в городе. Несмотря на то, что специали­зированный автомобиль-такси показал себя более пригод­ным и экономичным ему, как и многим другим прогрессив­ным проектам того времени, так и не суждено было реали­зоваться в промышленности в условиях планового социа­листического хозяйствования.

 

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 16

Дополнительная литература: 25, 28, 34, 36, 38, 39, 43, 46, 48, 54, 55, 57, 62, 64, 67, 70, 72, 74, 75