Тема 11. Массовая культура и поп-дизайн. Дизайн-эксперименты и дизайн-утопии. Футуристический и антидизайн. 60-70-е гг.

Поп-культура, попдизайн и оп-арт.

Поп-арт. Оптимизм и раскрепощенность попкультуры. Шелкографии Энди Уорхола. Р. Раушенберг, Р. Лихтенштейн, Дж. Джонс, Дж. Розенквист, Р. Хамилтон (коллаж «Что же делает наши современные дома такими особенными, такими привлекательными?»). Яркие радужные цвета, необычные смелые формы, ориентация на массовое потребление. Символы поп-культуры.

Несмотря на то, что в поп-культуре мастера отталкива­лись от т.н. "низменного искусства", это совсем не означа­ло, что стиль "поп" был стилем товаров повседневного по­требления. В отличие от приверженцев "хорошего дизай­на" дизайнеры стиля "поп" искали менее серьезный смысл в своих произведениях. Стиль "поп" был стилем для моло­дых. К 60-м годам идея производства добротных и долго­вечных товаров уходит на второй план, уступая место ло­зунгу "сегодня использовал - завтра выбросил". Это был настоящий прорыв в философии промышленного производ­ства и дизайна. Пятнистый детский стул Петера Мурдока из гофрокартона, Детский стул из ламинированного гофрокартона с рисунком «в горох» (1963). Икона эпохи «поп». Низкая стоимость изготовления, недолговечность.

Цветное пневматическое кресло из поливинилхлорида Ди Паса, Д'Урбино стали одними из выдаю­щихся представителей легкодоступной и широкораспрос­траняющейся "культуры недолговечности". В сверкающих глянцем обложках модных журналов рекламировались ори­гинальные идеи платьев из бумаги.

Дж. де Пас, Донато д'Урбино, П. Ломацци. Пневматическое кресло. П. Мердок. Детский стул из гофрокартона (1963). А. Джонс. «Стол, кресло и вешалка» из женских фигур. Теренс Конран.

Открытие магазина «Habitat» в Лондоне (1964). Продажа «стиля жизни», «целостного интерьера» по каталогу.

Ив Сен-Лоран. Коллекция «Мондриан» (1965). Джанни Версаче. «Платье Уорхола», «Боб Дилан» (1967).

Оп-арт – оптическое искусство. Виктор Вазарелли. Бриджит Рейли. Людовико де Сантиллана. Ваза из стекла для фирмы «Филипс» (1965). Пирелли Чинтурато. Оп-арт в рекламе, 1966-67 гг. Гае Ауленти. Мери Каунт. Уильям Клейн. Стиль оп-арт для фильма «Qui est-vous Polly Maggoo?».

Поп-дизайн вместе с другими течениями антидизайнерс-кой направленности противостоял "современному движе­нию", заявлявшему "меньше - значит лучше", и привел к радикальному дизайну 70-х. Он черпал свое вдохновение из многочисленных источников; Арт-нову, Оп-арт, Арт-Деко, "Футуризм", "Сюрреализм", "Психоделическое искус­ство", "Восточный мистицизм", "Кич", "Космических поле­тов". Средства массовой информации способствовали по­пуляризации поп-дизайна. Нефтяной кризис начала 70-х годов снова вернул дизайн к рациональным принципам фор­мообразования. Поп-дизайн сменили возрождающиеся ре­месла, с одной стороны, и стиль "хай-тек", с другой, тем самым был положен фундамент для нарождающегося сти­ля "Постмодерн".

Эксперименты, футуродизайн и дизайн-утопии.

Футуристический дизайн. Интерес к «космическому» формообразованию. 60-е – эра космических полетов. Цвета – белый и серебряный. От «космического» дизайна – к «футуристическому» и «дизайн-утопиям».«Космическая» мода. Коллекция Андре Куррежа «Зима 1968/69». Мебель для фильма по эскизма Оливера Мурга.

Эпоха космических полетов стала объектом визуальной фантазии в вышедших в конце 60-х двух совершенно про­тивоположных по жанру фильмах - "Барбарелла" (Roger Vadim, 1967) и "2001: Космическая одиссея" Стенли Кубрика (1968). В эротической комедии "Барба­релла" главную роль играет юная Джен Фонда в костю­мах от Пако Рабанна. Она жила в мире фантазий, полном чувственных, осязаемых поверхностей из синтетического материала и меха.
Непонятный фильм "2001: Космическая одиссея" вызыва­ет скорее философские размышления, но представляет собой, тем не менее, грандиозную усладу для глаз. Во всех сценах фильма космическая станция - белое помеще­ние, оборудованное плавной округлой мебелью по эски­зам Оливера Морга . В стилизованном кос­мическом корабле, в психоделических ландшафтных кар­тинах оживали представления о Вселенной, о космичес­ком полете с точки зрения поздних 60-х гг.

В середине 60-х годов коллекция французского кутюрье Андре Куррежа, вышедшая в на­чале 1965 года, в корне изменяет моду. Коротко подстри­женные модели, одетые в белое или черно-белое, в узких прямых брюках, коротких юбках и коротких белых сапо­гах, белых очках с прорезью для глаз, произвели сенса­цию. Это была мода для молодежи, которая должна была сознательно выделиться из общепринятой моды. Она была составной частью нового красивого мира, в котором фан­тазии будущего с помощью технического прогресса пере­носятся в реальность. Андре считал, что в будущем все будут одеваться подобным образом - в платья обтекае­мых форм, носить плоскую обувь или комбинезоны астро­навтов. Возник футуристический стильвмоде.

Футуристический стиль Пако Рабанна (1966). За успехом Куррежа годом спустя следовал триумф испан­ского законодателя мод Пако Рабанна, который в 1966 году стал известным благодаря личной интерпретации моды для молодых эмансипированных амазонок эпохи кос­монавтики. Его космические наряды, представленные в виде кольчуги из пластиковых пластин и пластин из легко­го металла, превосходно поддержали футуристические настроения.

Пьер Карден, коллекция «Мода будущего» (1967). Одновременно известный парижский кутюрье Пьер Кар­ден создал свой вариант космической коллекции. Его мо­дели отличались шляпами в форме стилизованных косми­ческих шлемов или шлемоподобными кепи в сочетании с простой скромной одеждой свободного покроя. В начале 60-х появляется и первая униформа. Для многих люди будущего, одетые в одинаковую одежду, ассоции­ровались с серыми безликими массами в духе тоталитар­ных кошмаров, подробно описанных писателями-фантас­тами. Для других же - униформа была прекрасным футури­стическим символом, чем-то из утопической мечты. Тем более, форменная одежда совершила переворот в поп-культуре, бесполая униформа представлялась очень сек­суальной, а также демонстрировала равенство людей в духе "потому что мы - банда". К примеру, весь экипаж из культового сериала Star Trek носил униформу, отличавшуюся только по цвету, который указывал на специфическую сферу деятельности челове­ка. Здесь выражено главное достоинство формы — она свя­зывала людей с космосом и авиацией, в то время диктовав­шими моду практически на всё. Астронавты в их одинако­вых серебристых скафандрах излучали доверие. Они были новой породой людей, кем-то вроде наших собственных инопланетян. И на Земле люди хотели подражать им. К этому времени относится и появление в фотографии бе­лого фона, на котором снимаемые модели как бы парили в невесомости. С помощью света фотографы создавали в своих студиях космическую атмосферу: светло освещен­ные стены создавали целостный белый фон, в ослепляю­щих световых камерах не было больше точек соприкосно­вения с фотографирующимся человеком. «Космическая» фотография – Ричард Эведон. «Космическая Одиссея» в кинематографе.

 

Мебель и предметный дизайн. Еэро Арнио (кресло «Шар»), Вальтер Пихлер (кресло «Galaxy I»). Луиджи Колани. Бионическое формообразование.

Джо Коломбо. Проекты мобильных многофункциональных микропространств – агрегатов для жилья. Будущее жилой среды он видел в высокотехнологизированных многофункциональных блоках-«агрегатах» («островах»), свободно перемещающихся по единому пространству интерьера без внутренних перегородок. В зависимости от потребностей – разные конфигурации.

Обитаемая структура, состоящая из серии функциональных блоков (выставка «Визионе-69», Кёльн)

Оборудованная жилая ячейка – обитаемый контейнер для жилья. Структурная единица города будущего (выставка «Италия: новый домашний ландшафт», Нью-Йорк, 1972).

 

Аэродинамический грузовик «Мерседес» (1960-е), фотоаппарат «Canon», прибор для сидения «Colani» (1972).

Архитектурные утопии. После полных лишений послевоенных лет программы мас­сового обеспечения жильем в целом были решены, к людям вернулось благосостояние. Доминирующий в послевоен­ное время интернациональный стиль породил престижную архитектуру, которая нашла свое выражение в админист­ративных зданиях концернов и учреждений. Однако пла­нировка города означала значительно больше, чем просто проектирование отдельных башен из стекла и стали, фор­мирующих новые административные и торговые центры.

Соответственно их видению, тысячелетиями развивающи­еся города должны были измениться революционно - пре­вратиться в грандиозные строения, соответствующие но­вому стилю жизни людей эпохи космических полетов.

Проекты многофункциональных мобильных микропространств и мебель Джо Коломбо (Италия). Город Бразилия (группа архитекторов под руководством Люсиа Коста и Оскара Нимейера) - однин из материализованных памятников утопических идей 60-х.

Футуристические предложения о новых формах расселения, проекты «городов будущего». Париж, 1965 г.: Конгресс Международного союза архитекторов, выставка 12-ти проектов «городов будущего». Группа «Архигрэм» (Великобритания): Уоррен Чок, Деннис Кремптон, Питер Кук, Дэвид Грин, Майкл Уэбб, Рон Херрон, Питер Тэйлор, Бен Фитер. «Мувинг-сити» («Движущийся город», 1964). Б. Фуллер (США). Высокотехнологичное направление в дизайне и архитектуре: геодезические купола, безопорные оболочковые конструкции. Машина для жилья «Димаксион» («Вичита-хаус»).

Компьютерный дизайн 70-х. Стив Возняк, Стив Джоб. Первый Apple 1977 г. Великобритания. Дизайн-студия «Пентаграм». Алан Флетчер, Колин Форбс, Боб Гилл, Мервин Курлянский. Дизайн-студия «Аттик». Саймон Нидхем, Джеймс Соммервиль. Франция. Роже Таллон. Мультидисциплинарное дизайн-агентство «Дизайн-программы». Студия «Техне» в Париже.

Метаболизм – японская версия рационалистической архитектуры. Связь с культурными традициями Японии. 1960 г. Кисё Курокава, Киёнори Кикутакэ, Фимихико Маки, Масато Отака, Нобуру Кавадзоэ. Архитектурные структуры, открытые к дальнейшему развитию, росту и изменениям. Процесс обновления и развития – метаболизм - аналогия с растениями и живыми организмами. Кендзо Танге: «Токио-1960», центр коммуникаций префектуры Яманаси в Кофу (1962-67), административное здание «Джорнал Сидзуока» в Токио (1966-67), планировочная структура выставки ЭКСПО-70 в Осаке.К. Курокава: дом Накагин в Токио (1972) - идея «капсульной архитектуры».

«Архитектура больших пространств».США.Кевин Рош, Джон Дикнелу, Джон Портмен.

В 1970-е появилось желание создавать гигантские функционально организованные пустоты внутри одного архитектурного объема.

Основа структуры таких «сверхзданий» - громадные внутренние дворы со светопроницаемыми кровлями. Организация своего обособленного микромира. Генетически они восходят к архитектуре «чугуна и стекла» 19 века – оранжереям, выставочным павильонам, универмагам, торговым галереям

Принцип пространственной зрелищности интерьеров. Огромные масштабы атриумных пространств. Стеклянные лифты, целые скверы внутри, площади. Города в миниатюре.

Радикальный дизайн. Антидизайн.

С 1951 г. триеннале в Милане становится самой авторитетной европейской дизайн-выставкой под девизом «единство искусств».

***Концепция «Бель дизайн». Предметам давались имена, часто женские. Предметы понимались как индивидуальные личности и могли символизировать определенный статус. И дизайн понимался как область культуры.

***«Радость эксперимента» - еще одно явление итальянского дизайна. Пластмассы, полипропилен и т.д. предлагали новые, почти безграничные возможности формообразования. Италия стала лидером новых начинаний в Европе.

 

"Радикальный дизайн" возник в конце 60-х как своеобраз­ная реакция протеста на господствующий в это время "Хо­роший дизайн". Возникший одновременно и близкий ему по понятию "Антидизайн" отличался несколько большей экспрериментальной направленностью и политизацией. Он старался изменить общественное восприятие модернизма посредством утопических предложений и проектов.

Историю возникновения и развития движения "Антидизайн" обычно тесным образом связывают итальянским дизайном. Здесь в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров было недовольно уровнем образования и ус­ловиями работы, а также ориентированным на потребите­ля "белльдизайном" ("Bel-design") промышленных изделий. Желания проектировать элегантные изделия больше не было, старались думать концептуальное и глобальнее, по-новому смотреть на процесс предметного формообразова­ния, как и на политические предпосылки в потребительс­ком обществе.

Основными центрами "Радикального дизайна" в Италии были Милан, Флоренция, Турин, где объединенные в груп­пы дизайнеры занимались развитием кардинально нового направления в поисках "человеческого я". Протест против существующего дизайна, потребительского и предметно­го фетишизма выражался в рисунках, фотомонтажах и чер­тежах утопических проектов. Конкретные объекты созда­вались все реже, а если и создавались, то с политическим, ироничным, провокационным смысловым содержанием, так как философия "радикального дизайна" была полностью антикоммерческой. Формы заимствовались из поп-арта и дизайн-утопий, а руководящие принципы - из "Хепенинг" (Happenings), "Перформанс" (Perfomans) и др. направлений концепт-арта 60-х гг. Одним из основоположников движе­ния "Радикальный дизайн" считается Эторе Соттсасс, ко­торый уже раньше в своих мебельных проектах и керами­ческих изделиях использовал формы поп-арта и проекти­ровал утопические антимиры.