Вопрос.

Источники.

Педагогическая антропология черпает свой материал извсех областей человекознания, а также из религии, искусства и практики. Философская антропология выступает как один из главных источниковпедагогической антропологии, поскольку представляет собой не только системное и целостное, но и всеобъемлющее знание о человеке имире человека в их единстве. Философско-антропологический подходосуществляет интеграцию педагогического знания, на основе котороговырабатывает собственное представление о человеке и является, такимобразом, методологией педагогической антропологии.

Культурная антропология для педагогической важна тем, что занимается, в частности, воспитанием, образованием, обучением, передачей опыта от поколения к поколению. Биологическая (естественнонаучная) антропология дает педагогической антропологии материал обиологических аспектах роста детей, о физическом развитии и морфологии человека. Биологическая антропология включает в себя также проблематику антропогенеза и расоведения. В значительной мерепедагогическая антропология опирается на материалы иметоды социальной, когнитивной и других антропологии.

 

Методы, которые использует педагогическая антропология, носят,прежде всего общенаучный характер.

Один из методов педагогической антропологии — исторический. Использование педагогической антропологией данных ирезультатовистории облегчается, в частности, с помощью их сопоставительногоанализа. В мировом процессе развития воспитательных систем и идейпедагогика не может не увидеть объяснений множества видов воспитательной и учебной практики и огромного резерва для целесообразных и полезных заимствований. Одновременно педагогика приобретает в результате сравнительно-исторических исследований прочныеоснования для использования национальных традиций, опыта всегопредшествующего хода общественного развития.

Метод интерпретации данных «неантропологических» педагогик,в частности традиционной педагогики, основан на естественнонаучной парадигме. Этот метод заключается в истолковании компонентовпедагогического процесса с позиций сущностных характеристик человека, раскрываемых философской антропологией, с позиции гуманистической и описательной психологии и методологии воспитывающего понимания.

Синтез педагогическая антропология осуществляет, в частности, спомощью герменевтики (интерпретации). Интерпретироватьзначит раскрыть смысл, содержание чего-либо. Педагогическое толкование — это объяснение того, чем ипочему данное явление или процессзначимы для педагогики. В работе интерпретатора большим помощником выступает семиотика. Это наука, исследующая свойства самыхразных знаков и знаковых систем. В педагогике это учение о признаках (симптомах) явлений культуры и характерных их сочетаниях (синдромах).

Метод идентификации представляет собой взгляд с позиций философско-антропологического подхода на данные других человековедческих наук и форм общественного сознания (искусство, философия,мораль) с целью выделения и синтеза апробированных источниковпознания и методов воспитания.В педагогической антропологии широко используются: анализ, синтез, сравнение, аналогии, индукция, дедукция и пр.

Все методы, как правило, используются в комплексе. Основная задача перечисленных методов — осуществлять собственно педагогический синтез человекознания (Б.М. Бим-Бад).Конкретные методы исследования:

Биографический (автобиографический), изучение дневников, продуктов творчества, интроспекция и анализ воспоминаний. Используется педагогической антропологией для изучения развития личностив единстве с социальной историей.Особое значение для философско-антропологического подходаимеет художественный метод, представляющий интерпретацию произведений искусства, особенно посвященных детству, образованию.Казусный метод (изучение отдельных случаев) полезен при исследовании нетипичных и типичных конкретных судеб, характеров, педагогических ситуаций. Рассмотрение отдельных случаев производится вих связи с общими принципами педагогической антропологии. Частоказусы берутся из клинической практики.

В ходе непосредственного изучения особое значение приобретаютнаблюдения — массовые и одиночные, как с применением опросныхлистов, так и без них.Применяется также составление характеристик, психограмм и т.п. Экспериментальные исследованияв области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели модернизированного содержания образования, модели воспитывающей и обучающей среды, а также системыпрофилактики и коррекции отклоняющегося поведения.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»— это положение К.Д. Ушинского является базовым для педагогической антропологии.