Вопрос.
Педагогическая антропология — «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного и всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад); наука о человеке в образовательном пространстве; философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.
Цель педагогической антропологии — вскрытие антропологическихзакономерностей протекания процесса взаимодействия в системе«человек — человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принциповфункционирования этого процесса, формирование категориальногоаппарата.
Объект — отношения «человек — человек» в системе образования.
Предмет педагогической антропологии — целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности.
Задачи педагогической антропологии:
• понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга;
• определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;
• узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;
• выяснить, насколько человек воспитуем и обучаем на разных этапах жизни;
• разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;
• обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе;
• разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.
Ведущие идеи педагогической антропологии:
• целостность и неделимость духовной и биологической природы человека;
• субъектность человека как его сущностная характеристика;
• единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке;
• взаимосвязь индивидуального и социального в человеке;
• совокупность умственного, нравственного и физического в раз-
витии человека;
• воспитуемость и обучаемость человека;
• пластичность всех личностных свойств.
Сущность антропологического подхода в педагогике, его основное содержание Б.М. Бим-Бад, один из современных исследователей проблематики педагогической антропологии, раскрывает следующим образом: антропологический подход в педагогике — это соотношение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека. Это также: получение педагогического знания методом, обеспечивающим органическую интеграцию человека в педагогику; понимание антропологических оснований теории и практики образования; антропологический характер аксиоматики, предпосылаемой теории, проблематики и методологии разработки и решения проблем становления и развития личности в ходе и результате образовательных процессов.
Бим-Бад развивает тезис о том, что педагогико-антропологический подход позволяет получить новую классификацию педагогических тенденций в мировой науке и практике образования XX в. На конкретном локализованном во времени и пространстве материале он показал один из возможных вариантов применения антропологического подхода к рассмотрению педагогических феноменов прошлого, их конкретному осмыслению и интерпретации. Он считает, что, например, история педагогики призвана выявить закономерности стихийной социализации индивидов в их взаимоотношениях с преднамеренным и целенаправленным образованием. При решении проблем, определении целей, сущности и путей воспитания и обучения педагоги исходят из природы ребенка. Поэтому содержание и структура антропологического фундамента педагогики являются важнейшим моментом дифференциации педагогических течений.
Так, в основе естественнонаучного течения всегда находилось и находится понимание человека как части природы, как по преимуществу биологического существа.
Опытническое течение берет за основу руссоистско-толстовскую трактовку человека как носителя изнутри разворачивающихся спонтанных сущностных сил.
Социологическое течение природу человека считает почти целиком производной от общества, индивидуальное сознание — от коллективного сознания.
Теологическая педагогика базируется на учении о человеке как образе и подобии Божьем или же исходит из других догматов провиденциальной направленности. Воспитание в педагогической антропологии понимается как атрибут человеческого бытия.
Педагогическая антропология обостряет понимание сложности педагогической деятельности, так как понимание субъектности как воспитателя, так и воспитуемого в педагогическом взаимодействии меняет педагогическое мышление коренным образом. Законы индивидуального и группового развития, изучаемые педагогической антропологией, являются базой педагогической практики.