Вопрос.

Педагогическая антропология — «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К.Д. Ушинский); философское течение, претендующее на создание целостного и всестороннего взгляда на воспитание (В.Б. Куликов); педагогически интерпретированное знание о природе и сущности развития личности, общества и познания (Б.М. Бим-Бад); наука о человеке в образовательном пространстве; философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; система педагогических взглядов, основанных на данных наук, изучающих человека.

Цель педагогической антропологиивскрытие антропологическихзакономерностей протекания процесса взаимодействия в системе«человек — человек» в ситуации передачи накопленного человечеством опыта последующим поколениям, определение принциповфункционирования этого процесса, формирование категориальногоаппарата.

Объектотношения «человек — человек» в системе образования.

Предмет педагогической антропологии целостный человек в его становлении в процессе социализации и воспитания, механизмы, этапы этого становления, источники самодвижения и развития, рассматриваемые через призму педагогического целеполагания, т.е. научного обоснования целей педагогической деятельности.

Задачи педагогической антропологии:

• понять, как очеловечивается, социализируется человек и как люди разного возраста влияют друг на друга;

• определить законы, пути, формы и методы организации гуманистически ориентированного образовательного процесса;

• узнать и понять человека как воспитателя и воспитуемого;

• выяснить, насколько человек воспитуем и обучаем на разных этапах жизни;

• разобраться, как человек осознает свой рассудочный процесс, контролирует его логичность, истинность, проверяет его результат в процессе педагогического взаимодействия;

• обосновать условия развития человеческой креативности в образовательной системе;

• разработать критерии антропологических образовательных систем и путей их реализации.

Ведущие идеи педагогической антропологии:

• целостность и неделимость духовной и биологической природы человека;

• субъектность человека как его сущностная характеристика;

• единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке;

• взаимосвязь индивидуального и социального в человеке;

• совокупность умственного, нравственного и физического в раз-

витии человека;

• воспитуемость и обучаемость человека;

• пластичность всех личностных свойств.

Сущность антропологического подхода в педагогике, его основное содержание Б.М. Бим-Бад, один из современных исследователей проблематики педагогической антропологии, раскрывает следующим образом: антропологический подход в педагогике это соотношение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека. Это также: получение педагогического знания методом, обеспечивающим органическую интеграцию человека в педагогику; понимание антропологических оснований теории и практики образования; антропологический характер аксиоматики, предпосылаемой теории, проблематики и методологии разработки и решения проблем становления и развития личности в ходе и результате образовательных процессов.

Бим-Бад развивает тезис о том, что педагогико-антропологический подход позволяет получить новую классификацию педагогических тенденций в мировой науке и практике образования XX в. На конкретном локализованном во времени и пространстве материале он показал один из возможных вариантов применения антропологического подхода к рассмотрению педагогических феноменов прошлого, их конкретному осмыслению и интерпретации. Он считает, что, например, история педагогики призвана выявить закономерности стихийной социализации индивидов в их взаимоотношениях с преднамеренным и целенаправленным образованием. При решении проблем, определении целей, сущности и путей воспитания и обучения педагоги исходят из природы ребенка. Поэтому содержание и структура антропологического фундамента педагогики являются важнейшим моментом дифференциации педагогических течений.

Так, в основе естественнонаучного течения всегда находилось и находится понимание человека как части природы, как по преимуществу биологического существа.

Опытническое течение берет за основу руссоистско-толстовскую трактовку человека как носителя изнутри разворачивающихся спонтанных сущностных сил.

Социологическое течение природу человека считает почти целиком производной от общества, индивидуальное сознание — от коллективного сознания.

Теологическая педагогика базируется на учении о человеке как образе и подобии Божьем или же исходит из других догматов провиденциальной направленности. Воспитание в педагогической антропологии понимается как атрибут человеческого бытия.

Педагогическая антропология обостряет понимание сложности педагогической деятельности, так как понимание субъектности как воспитателя, так и воспитуемого в педагогическом взаимодействии меняет педагогическое мышление коренным образом. Законы индивидуального и группового развития, изучаемые педагогической антропологией, являются базой педагогической практики.