Вопрос.

Лекция №2. Педагогическая антропология.

ЛІТЕРАТУРА ДО ТЕМИ.

 

1. Гимнастика. Под ред. А. Т. Брыкина. М., 1971, с. 3–17.

2. Спортивная гимнастика. Под ред. М. Л. Украна. М., Физ­культура и спорт, 1971, с. 3–6.

3. Теория и методика гимнастики. Под ред. В. И. Филиппови­ча. М., 1971, с. 7–19.

4. Теория физического воспитания. Под ред. А. Д. Новикова и Л. П. Матвеева. М., 1967, т. I, с. 5–30.

5. Гимнастика. Под ред. А. М. Шлемина, А. Т. Брыкина. М., 1979, с. 2–10.

6. Спортивная гимнастика. Под ред. Ю. К. Гавердовского, В. М. Смолевского. М., 1979.

 

 

1 вопрос: Педагогическая антропология как методология педагогики.

2 вопрос: Общая характеристика педагогической антропологии (общее понятие, предмет, цели, задачи, принципы, общая характеристика).

3 вопрос: Место в системе наук о человеке педагогической антропологии.

4 вопрос: Методы исследования в педагогической антропологии.

 

XX век предъявил новые требования к человеку, к его личностным качествам, и необходимо было получить более полное знание о ребенке и способах подготовки его к жизни, чтобы подготовить здорового, интеллектуально развитого человека, способного справиться с огромными психическими и физическими нагрузками. Отдельные науки — психология, физиология, экология, педиатрия, педагогика — подходят к растущему человеку со своих позиций. Однако не интегрированные в единое целое фрагменты знаний трудно использовать в решении сложных задач изучения, обучения и воспитания личности, поэтому педологическое направление, делавшее попытку исследовать человека целостно, на разных этапах онтогенеза, и получило такое активное развитие в первые десятилетия XX в. в виде педологии, а затем в конце XX и начале XXI в. в возрождающейся педагогической антропологии.

Идеи антропологизации педагогики, как известно, нашли отражение начиная с трудов Я.А. Коменского. Активно разрабатывали антропологический подход в педагогике К.Д. Ушинский, целая плеяда педагогов педологического направления: А.Ф. Чемберлен, С. Холл, Д.М. Болдуин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.П. Пинкевич и многие другие. Последовательно исповедовали и активно отстаивали эти идеи Р. Штайнер, М. Монтессори, С.И. Гессен и др. А во второй половине XX в. свой вклад внесли советские ученые Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и ряд других.

Антропологический подход к образовательной деятельности может быть понимаем как мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация его на человека как свою главную цель и ценность.

Однако человек стал изучаться, как было показано выше, отдельными научными областями. В результате теряется человек. Педагогику ужедавно обвиняют в бездетности, можно добавить — в безлюдности, таккак потерялся на долгий период не только ребенок, но и сам педагог. Напервое место выделились педагогический процесс в различных педагогических системах, его организация и реализация. Основное вниманиеученых было направлено на изучение сущности, структуры, функцийпедагогических систем, способы их конструирования и управления. Человек же как предмет и цель педагогической системы не получал должного осмысления в теоретической педагогике, а сама система все больше теряла черты человекосообразности. Развитие антропологическихзнаний привело к необходимости возвращения к антропологическомупринципу в сфере образования и появлению в XIX в. в отечественной и зарубежной философско-педагогической мысли термина педагогическая антропология. Ушинский, который ввел в отечественную педагогику эту категорию, считал необходимым представить педагогическую антропологию как интегративную науку, обобщающую различныенаучные знания о человеке с позиции развития и воспитания. Знания очеловеке должны выступать своеобразной теорией педагогической деятельности, а вытекающий из нее образ человека, по мнению Ушинского, должен стать ориентиром-опорой в определении целей, содержанияи инструментов деятельности педагога.

С того момента, как Ушинский в своем «Опыте педагогической антропологии» рассмотрел педагогику «в обширном смысле», т.е. в тесной связи с другими науками, изучающими человека, педагогика методологически, содержательно и фактически перестала быть мононаукой. В иерархии существующих антропологии педагогической отводится роль опосредующего звена, переходного мостика от узкоспециальных теорий к всеобщему учению о человеке, к интегральнойантропологии.

Для педагогической антропологии основным является не только вопрос осущности человека, но и его решение, которое должно определять пути и средства формирования личности, условия протекания этого процесса.

Одним из таких условий является образование как всеобщая форма человеческого способа жизнедеятельности. Человек целостен, любое педагогическое воздействие на него вызывает сложный эффект, производя изменение в физическом состоянии, эмоционально-нравственном настрое, когнитивных процессах идругих характеристиках личности. Поэтому знание о сложных последствиях педагогического воздействия и планирование образовательного процесса с учетом его комплексных характеристик являютсяважнейшим условием эффективного педагогического труда.

В настоящее время педагогическая антропология имеет много разных толкований. Наиболее четко выделяются два подхода:

педагогическая антропология рассматривается как самостоятельная отрасль науки об образовании, как целостное и системное знание о человеке воспитывающемся, воспитываемом и воспитывающим, человеке как субъекте и объекте образования, как интегративная наука,обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания, чтопредполагает определение ее предмета, объекта, методов, целей, задач, специфических закономерностей и содержания, места в системенаук, прежде всего в системе педагогического и антропологическогознания;

педагогическая антропология интерпретируется как основание педагогической теории и практики, как методология наук о воспитании, не как отдельная дисциплина, а своеобразное ядро общей педагогики,которое вбирает в себя научные результаты знаний о человеке в процессе воспитания.

В данной лекции педагогическая антропология представлена всоединении обоих подходов: как самостоятельная наука в системе философско-педагогическо-антропологического знания, выступающая методологией антропоориентированной педагогики.