Архитектура Древней Греции

 

Культура греков, а позднее римлян, занимает важное мести и исш-рии развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, возникшего на европейском континенте. Своего наивысшего расцвета в форме рабовладельче­ской демократии (Афины при Перикле в V в. до н, э.) это общество достигает постепенным развитием из форм первобытно-общинного строя.»

Интерес к искусству Греции и Рима возник еще в период италь­янского ренессанса, но только в начале XVIII в. были начаты пер­вые археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях, скрытых под лавой вулкана Везувия.

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера, и в начале первого ты­сячелетия племена скотоводов и земледельцев проникают в южную часть Балканского полуострова. Так, племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, ви­димо, знание железа.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселя­ет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На террито­рии Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой. Обширность тер­ритории, высокие горы, разделяющие прибрежные долины, препят­ствовали объединению страны в единое государство. Однако искус­ство оказалось сферой интересов всех греков, и поэтому многие творческие достижения в этой области быстро становились общим достоянием.

Периоды развития греческой архитектуры. Ранний период раз­вития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаичес­кого.

В бронзовом веке храмы еще не строились. Только в первой по­ловине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу после­дующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развива­лось в рамках нескольких характерных стилей. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения, «Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии,



 


Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Ма­лой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э После окончания гре­ко-персидских войн восстанавливаются Афины. Начинается широ­кое развитие различных типов сооружений, архитектурные стили которых получают законченное выражение. На афинском Акрополе, проект реконструкции которого был создан по инициативе Перикла, возводится целый ряд сооружений. Работы были начаты в 447 г. до н. э. со строительства Парфенона, периптерального дорического храма, архитекторами которого были Иктин и Калликрат. Следую­щей постройкой стали Пропилеи (архит. Мнесикл) — парадные во­рота Акрополя. Позднее в западной части Акрополя недалеко от Пропилеи сооружается маленький ионический храм, посвященный бескрылой богине победы — Нике. Последним было начато строи­тельство Эрехтейона — храма с очень сложным необычным планом, что до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. В IV в. до н. э. на южном склоне Акрополя перестраивается в камне ранее существовавший деревянный театр Диониса.

Наиболее значительные сооружения этого периода возникают на Пелопоннесе. Например, в Эпидавре в 380—375 гг. архитектор Поликлет младший построил один из самых больших и великолеп­ных греческих театров13.

Строительная техника. Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период бо­лее мягкий, легко поддающийся обработке. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк. Но­вый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора. Из камня возводились прежде всего об­щественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцо­вого кирпича, но применялся также и обожженный. Кирпич исполь­зовался и при кладке стен, которые, например, в культовых соору­жениях затем облицовывались каменными плитами. Для сооруже­ния кровли и перекрытий применяли дерево. В ранний период де­ревянными были и колонны храмов, о чем свидетельствует храм Геры в Олимпии, где их со временем заменяли на каменные.

Каменную кладку возводили сухим способом без раствора, уси­ление конструкции осуществлялось с помощью шипов или деревян­ных шпонок. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, и поэтому каменные блоки сцеплялись множе­ством металлических скоб.

Процесс установки сложных архитектурных элементов был очень трудоемким. Только некоторые из них, например капители и плиты со скульптурным рельефом, изготовлялись заранее. Осталь­ные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмости.

Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Эта система состояла из несущей (стены, колонны) и несомой ча­стей (перемычки, балки, плиты).

Ордерная система. Греческая архитектура развивалась прежде всего на основе-решений храмовых сооружений, первоначально воз­водимых из дерева, а затем из камня.

Используемая стоечно-балочная система (как называют упоря­доченную систему колонн и антаблементом) достигает в Греции вершины своего художественного осмысления. Каждая постройка решается как единое целое, создаваемое системой отдельных ар­хитектурных элементов. Основными при этом являются подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треуголь­ным фронтоном.

С развитием стиля устанавливаются соразмерность частей и це­лого, соответствующие пропорции и композиционный ритм, совер­шенствуются формы, и греческая классика достигает своей верши­ны. Система выявления конструкции сооружения в определенной художественной форме называется ордером. В Греции использова­лись дорический, ионический, а несколько позже коринфский орде­ра. Планировочное и яространственное решение здания одинаково для каждого ордера, различие заключается в форме колонн и антаблементов, в разных пропорциях и архитектурных деталях.

Дорический ордерявляется простым и строгим и из всех наибо­лее массивным. Размеры отдельных частей сооружения и их вза­имные отношения основаны на единой мере, модуле, который обыч­но равен радиусу колонны в ее нижней части. С появлением опыта строительства уменьшалась масса сооружений, колонны станови­лись более тонкими и высокими, увеличивалось расстояние между ними, уменьшалась высота антаблемента.

Дорический храм воз­водился на высоком, обычно трехступенчатом основании — крепиде. Ступени по своим размерам не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась исходя из общих размеров соору­жения. На крепиде устанавливались колонны (без базы), состоя­щие из трехчастной капители (гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, который имел незначительное утолщение, так называемый энтазис. Высота ствола колонны близка 11 модулям. Дорический антаблемент тоже трехчастный; на лежащем на ко­лоннах архитраве размещался фриз, состоящий из триглифов и ме­топ и несущий выступающий карниз. Двускатная крыша имела не­большой уклон. На треугольном фронтоне обычно размещались скульптуры. Большое значение для композиционной завершенно­сти дорического храма имел цвет, который использовался так, что подчеркивал работу конструкций сооружения—тектонику. Наибо­лее сохранившаяся из дорических построек — храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах. Наиболее значительным по своим архитектурным достоинствам является Парфе­нон на афинском Акрополе.



 


Ионический ордеримеет более легкий характер по сравнению с массивным дорическим. Общая композиция сооружения остается прежней, но ионические колонны значительно отличаются от дори­ческих. Они стройнее и имеют базу, ствол и капитель. Наиболее богатую форму имеет капитель с волютами. Колонны не связаны ритмом фриза, как в дорическом ордере. Поэтому ионический ан­таблемент часто имел вместо ритмичного фриза пояс, украшен­ный барельефом. Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку.

Ионический ордер преобладает в Малой Азии, где постройки в этом ордере достигают больших размеров. Так, храм Артемиды в Эфесе имел длину 126 м, а высоту колонн 18 м. По сравнению с ними ионические постройки в самой Греции более легкие, малень­кие и изящные (например, храм Ники-Аптерос- и Эрехтейон на афинском Акрополе).

И дорический, и ионический ордера использовались в строитель­стве сооружений как культового, так и светского характера.

Коринфский ордерразвился из ионического. Свои окончатель­ные формы он получил только в последующий, римский период. От ионического он отличается четырехсторонней капителью, в ко­торой в качестве декоративного мотива используются скульптур­ные изображения листьев аканта. Наиболее совершенной коринф­ской капителью в Греции считается капитель памятника Лисикра-та в Афинах периода римского господства. Другим примером ис­пользования коринфского ордера является недоконченный афин­ский Олимпейон того же периода.

Греческий храм и акрополь.Первоочередной задачей греческо­го строительного искусства было возведение храмов.

В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный пря­моугольный план, с внутренним пространством — святилищем (на­ос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колон­нами, расположенными или перед одним из фасадов (храм в ан­тах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими здание со всех сторон (периптер). По­следний тип был наиболее популярен в зрелой архитектуре храмов. Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей.

Внутренние помещения храма, которые считались местом пре­бывания бога, не использовались для собрания верующих, послед­ние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества. Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глуби­не больших храмов располагался меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые хра­мы, например круглые периптеры.


Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города. К наиболее значи­тельным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного ис­кусства, которое во времена Перикла возводили виднейшие мастеpa.


Акрополь стал композиционным центром города. Его характер­ная черта — свободное размещение отдельных сооружений. Посе­титель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они по­степенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини Ники-Аптерос.

Греческие города.В городах, начиная с VI столетия, строилось много общественных зданий. Ядром городов была крепость (укреп­ленный акрополь), «начале включавшая дворец царя (базилиа), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собира-



 



Храмовый комплекс в Олимпии, рекон­струкция генерального плана:1 — Пропилеи, 2подпорная стена; 5 - скульптура Зевса, 6— храм Геры,7- алтарь Зевса, 8 — храм Зевса, 9 — Мегроон, 11 — проход к стадиону, 12— со­кровищница, 13— стадион; 14— Филипвейон, 15-Экседра, 16— Пританей, 17Палестра, 18Леонидайон, 19— северные ворота, 20— южная колоннада, 21—Эхо, 22 — Кроиос.

Планировка храма: храм в антах, простиль, амфнпрвстиль


Где городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания (Афины, VI в. до н. э.).

Древнейшие греческие города вырастали стихийно, без общей градостроительной идеи. Позднее они с размахом перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем подобной сис­темы в Греции считается Гипподам из Милета.

Пространство площади, обрамленное общественными зданиями, называлось «агора» и являлось естественным центром города.

Основной коммуникацией был портик, называемый «стоя». Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие «стоики») и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художе­ственные произведения, а колонный зал служил и убежищем в слу­чае непогоды. К наиболее значительным городским зданиям отно­сится «булевтерий», служивший для заседаний городского совета, а также «пританей», где постоянно поддерживался священный огонь. Скульптуры и памятники дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были непосредственно пред­назначены для торжественных процессий, поэтому здесь сооружа­лись памятники в честь одержанных побед. Города имели свой хра­мовый комплекс и театр. Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. К ним относится «гимнасий» — здание, которое включало лекционные залы, учеб­ные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты.

К спортивным сооружениям относятся также стадионы для со­ревнований по бегу и ипподромы.

Центральной частью греческого театра, который первоначаль­но сооружался для выполнения обрядов, связанных с культом бо­га Диониса, является круглая площадка с жертвенным алтарем — «орхестра». Для оборудования мест для зрителей, «театрона», ис­пользовались склоны холма. У орхестры напротив театрона разме­щалась «скена».

Греческий жилой дом раннего архаического периода представ­лял собой простое здание включавшее главное прямоугольное про­странство и входной вестибюль.

В классическом периоде, т. е. в V и IV вв. до н. э., мы встреча­емся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая — мужская часть служила для встреч и бесед.


 

 

Помещения этой группы располагались вокруг центрального дво­рика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая — женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяй­ственная часть с помещениями для рабов.

Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фаса­ды, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, глад­кими и без окон.

Города-колонии. Уже в VIII в. до н. э. благодаря своему выгод­ному географическому положению и хозяйственному развитию гре­ки начинают борьбу за господство на море и основывают города-колонии на побережье Черного моря, в южной Италии, на Сицилии и других местах14.

Эти города, первоначально строившиеся как торговые, посте­пенно приобретают не только хозяйственное, но и культурное, я политическое значение. Они религиозно и политически связаны с городами-государствами своих родных областей и становятся важ­ными опорными пунктами культурной и политической экспансии.

В поздний период истории Греции, при Александре Македон­ском и его преемниках, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Возникают процветающие крупные города. Новые хозяйст­венные, политические и культурные центры того периода (напри­мер Антиохия, Александрия и др.) возводятся и перестраиваются с большим размахом, всегда на основе прямоугольной системы улиц.

Эллинизм. В середине IV в. Греция попадает под власть маке­донского царя Филипа II, а позднее его сына Александра Велико­го. В течение нескольких лет его войска захватывают Малую Азию, Финикию, Египет, Вавилон и Персеполь и даже проникают в Ин­дию. В результате возникает огромная держава, которая, однако, после смерти Александра распадается на отдельные государства.

В связи с завоеваниями Александра Великого влияние гречес­кой культуры распространяется далеко на восток. Одновременно происходит процесс обратного воздействия местных культур на греческую, которая постепенно теряет стилистическую чистоту.

Вместе с тем в этот поздний период греческой культуры (от 330 до 33 г. до н. э.) было создано множество великолепных произведе­ний строительного искусства. Это и алтарь Зевса в Пергаме, решен­ный как самостоятельное сооружение, украшенное грандиозным рельефным фризом (в настоящее время он находится в Пергам-ском музее в Берлине), и знаменитый мавзолей в Галикарнасе, счи­тавшийся одним из семи чудес света.

В этот период искусство начинает утрачивать тесную связь с религией и политикой, становится и средством доставлять удоволь­ствие, развлечения. Художники, работающие при дворах правите­лей, получают возможность ездить по всей территории, где говорят по-гречески. Они ищут и разрабатывают новые идеи, но при этом их творчество в целом страдает от использования устоявшихся схем. Они опираются на высокие технические возможности и боль­шой накопленный опыт, которые, однако, служат в основном деко­ративным целям.



 


Этот хозяйственно-политический и культурный расцвет Гре­ции,15 однако, продолжался недолго, и Греция в конце I в. до н. э. попадает под господство Рима, могущество которого постоянно возрастало. Центр хозяйственной жизни перемещается на Апеннин­ский полуостров, где развивается римское искусство, вырастающее на греческой основе.