Архитектура Древней Греции
Культура греков, а позднее римлян, занимает важное мести и исш-рии развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, возникшего на европейском континенте. Своего наивысшего расцвета в форме рабовладельческой демократии (Афины при Перикле в V в. до н, э.) это общество достигает постепенным развитием из форм первобытно-общинного строя.»
Интерес к искусству Греции и Рима возник еще в период итальянского ренессанса, но только в начале XVIII в. были начаты первые археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях, скрытых под лавой вулкана Везувия.
Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера, и в начале первого тысячелетия племена скотоводов и земледельцев проникают в южную часть Балканского полуострова. Так, племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа.
Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой. Обширность территории, высокие горы, разделяющие прибрежные долины, препятствовали объединению страны в единое государство. Однако искусство оказалось сферой интересов всех греков, и поэтому многие творческие достижения в этой области быстро становились общим достоянием.
Периоды развития греческой архитектуры. Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического.
В бронзовом веке храмы еще не строились. Только в первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения, «Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии,
Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э После окончания греко-персидских войн восстанавливаются Афины. Начинается широкое развитие различных типов сооружений, архитектурные стили которых получают законченное выражение. На афинском Акрополе, проект реконструкции которого был создан по инициативе Перикла, возводится целый ряд сооружений. Работы были начаты в 447 г. до н. э. со строительства Парфенона, периптерального дорического храма, архитекторами которого были Иктин и Калликрат. Следующей постройкой стали Пропилеи (архит. Мнесикл) — парадные ворота Акрополя. Позднее в западной части Акрополя недалеко от Пропилеи сооружается маленький ионический храм, посвященный бескрылой богине победы — Нике. Последним было начато строительство Эрехтейона — храма с очень сложным необычным планом, что до сих пор не имеет удовлетворительного объяснения. В IV в. до н. э. на южном склоне Акрополя перестраивается в камне ранее существовавший деревянный театр Диониса.
Наиболее значительные сооружения этого периода возникают на Пелопоннесе. Например, в Эпидавре в 380—375 гг. архитектор Поликлет младший построил один из самых больших и великолепных греческих театров13.
Строительная техника. Основным строительным материалом в греческой архитектуре был камень, при этом в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке. При строительстве афинского Акрополя в VI в. до н. э. использовался известняк. Новый Акрополь, построенный Периклом, известен уже сооружениями из пентелийского мрамора. Из камня возводились прежде всего общественные здания. Жилые дома строились чаще всего из сырцового кирпича, но применялся также и обожженный. Кирпич использовался и при кладке стен, которые, например, в культовых сооружениях затем облицовывались каменными плитами. Для сооружения кровли и перекрытий применяли дерево. В ранний период деревянными были и колонны храмов, о чем свидетельствует храм Геры в Олимпии, где их со временем заменяли на каменные.
Каменную кладку возводили сухим способом без раствора, усиление конструкции осуществлялось с помощью шипов или деревянных шпонок. Каменная постройка должна была быть устойчива при землетрясениях, и поэтому каменные блоки сцеплялись множеством металлических скоб.
Процесс установки сложных архитектурных элементов был очень трудоемким. Только некоторые из них, например капители и плиты со скульптурным рельефом, изготовлялись заранее. Остальные части окончательно обрабатывались только после их установки. При этом завершающая обработка проводилась в направлении сверху вниз по мере того, как постепенно снимались строительные подмости.
Греческая архитектура, до сих пор поражающая благородством своих форм, с конструктивной точки зрения отличалась простотой. Эта система состояла из несущей (стены, колонны) и несомой частей (перемычки, балки, плиты).
Ордерная система. Греческая архитектура развивалась прежде всего на основе-решений храмовых сооружений, первоначально возводимых из дерева, а затем из камня.
Используемая стоечно-балочная система (как называют упорядоченную систему колонн и антаблементом) достигает в Греции вершины своего художественного осмысления. Каждая постройка решается как единое целое, создаваемое системой отдельных архитектурных элементов. Основными при этом являются подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треугольным фронтоном.
С развитием стиля устанавливаются соразмерность частей и целого, соответствующие пропорции и композиционный ритм, совершенствуются формы, и греческая классика достигает своей вершины. Система выявления конструкции сооружения в определенной художественной форме называется ордером. В Греции использовались дорический, ионический, а несколько позже коринфский ордера. Планировочное и яространственное решение здания одинаково для каждого ордера, различие заключается в форме колонн и антаблементов, в разных пропорциях и архитектурных деталях.
Дорический ордерявляется простым и строгим и из всех наиболее массивным. Размеры отдельных частей сооружения и их взаимные отношения основаны на единой мере, модуле, который обычно равен радиусу колонны в ее нижней части. С появлением опыта строительства уменьшалась масса сооружений, колонны становились более тонкими и высокими, увеличивалось расстояние между ними, уменьшалась высота антаблемента.
Дорический храм возводился на высоком, обычно трехступенчатом основании — крепиде. Ступени по своим размерам не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась исходя из общих размеров сооружения. На крепиде устанавливались колонны (без базы), состоящие из трехчастной капители (гипотрахелий, эхин, абака) и каннелюрованного ствола, который имел незначительное утолщение, так называемый энтазис. Высота ствола колонны близка 11 модулям. Дорический антаблемент тоже трехчастный; на лежащем на колоннах архитраве размещался фриз, состоящий из триглифов и метоп и несущий выступающий карниз. Двускатная крыша имела небольшой уклон. На треугольном фронтоне обычно размещались скульптуры. Большое значение для композиционной завершенности дорического храма имел цвет, который использовался так, что подчеркивал работу конструкций сооружения—тектонику. Наиболее сохранившаяся из дорических построек — храм Посейдона в Пестуме на юге Италии и храм Гефеста в Афинах. Наиболее значительным по своим архитектурным достоинствам является Парфенон на афинском Акрополе.
Ионический ордеримеет более легкий характер по сравнению с массивным дорическим. Общая композиция сооружения остается прежней, но ионические колонны значительно отличаются от дорических. Они стройнее и имеют базу, ствол и капитель. Наиболее богатую форму имеет капитель с волютами. Колонны не связаны ритмом фриза, как в дорическом ордере. Поэтому ионический антаблемент часто имел вместо ритмичного фриза пояс, украшенный барельефом. Все детали в ионическом ордере имели сложную профилировку.
Ионический ордер преобладает в Малой Азии, где постройки в этом ордере достигают больших размеров. Так, храм Артемиды в Эфесе имел длину 126 м, а высоту колонн 18 м. По сравнению с ними ионические постройки в самой Греции более легкие, маленькие и изящные (например, храм Ники-Аптерос- и Эрехтейон на афинском Акрополе).
И дорический, и ионический ордера использовались в строительстве сооружений как культового, так и светского характера.
Коринфский ордерразвился из ионического. Свои окончательные формы он получил только в последующий, римский период. От ионического он отличается четырехсторонней капителью, в которой в качестве декоративного мотива используются скульптурные изображения листьев аканта. Наиболее совершенной коринфской капителью в Греции считается капитель памятника Лисикра-та в Афинах периода римского господства. Другим примером использования коринфского ордера является недоконченный афинский Олимпейон того же периода.
Греческий храм и акрополь.Первоочередной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов.
В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством — святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными или перед одним из фасадов (храм в антах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими здание со всех сторон (периптер). Последний тип был наиболее популярен в зрелой архитектуре храмов. Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей.
Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества. Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагался меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.
Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города. К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое во времена Перикла возводили виднейшие мастеpa.
Акрополь стал композиционным центром города. Его характерная черта — свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини Ники-Аптерос.
Греческие города.В городах, начиная с VI столетия, строилось много общественных зданий. Ядром городов была крепость (укрепленный акрополь), «начале включавшая дворец царя (базилиа), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собира-
Храмовый комплекс в Олимпии, реконструкция генерального плана:1 — Пропилеи, 2 — подпорная стена; 5 - скульптура Зевса, 6— храм Геры,7- алтарь Зевса, 8 — храм Зевса, 9 — Мегроон, 11 — проход к стадиону, 12— сокровищница, 13— стадион; 14— Филипвейон, 15-Экседра, 16— Пританей, 17 —Палестра, 18 — Леонидайон, 19— северные ворота, 20— южная колоннада, 21—Эхо, 22 — Кроиос.
Планировка храма: храм в антах, простиль, амфнпрвстиль
Где городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания (Афины, VI в. до н. э.).
Древнейшие греческие города вырастали стихийно, без общей градостроительной идеи. Позднее они с размахом перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем подобной системы в Греции считается Гипподам из Милета.
Пространство площади, обрамленное общественными зданиями, называлось «агора» и являлось естественным центром города.
Основной коммуникацией был портик, называемый «стоя». Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие «стоики») и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды. К наиболее значительным городским зданиям относится «булевтерий», служивший для заседаний городского совета, а также «пританей», где постоянно поддерживался священный огонь. Скульптуры и памятники дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были непосредственно предназначены для торжественных процессий, поэтому здесь сооружались памятники в честь одержанных побед. Города имели свой храмовый комплекс и театр. Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. К ним относится «гимнасий» — здание, которое включало лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты.
К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы.
Центральной частью греческого театра, который первоначально сооружался для выполнения обрядов, связанных с культом бога Диониса, является круглая площадка с жертвенным алтарем — «орхестра». Для оборудования мест для зрителей, «театрона», использовались склоны холма. У орхестры напротив театрона размещалась «скена».
Греческий жилой дом раннего архаического периода представлял собой простое здание включавшее главное прямоугольное пространство и входной вестибюль.
В классическом периоде, т. е. в V и IV вв. до н. э., мы встречаемся уже со сложной планировкой дома, состоящей в принципе из двух частей. Первая — мужская часть служила для встреч и бесед.
Помещения этой группы располагались вокруг центрального дворика (аулы) и занимали переднюю часть дома. Вторая — женская часть также выходила во дворик. В глубине располагалась хозяйственная часть с помещениями для рабов.
Греческий дом, обычно кирпичный, а позднее и каменный, имел иногда и два этажа. Перекрытия и кровля были плоскими, а фасады, выходящие на улицу, первоначально делались простыми, гладкими и без окон.
Города-колонии. Уже в VIII в. до н. э. благодаря своему выгодному географическому положению и хозяйственному развитию греки начинают борьбу за господство на море и основывают города-колонии на побережье Черного моря, в южной Италии, на Сицилии и других местах14.
Эти города, первоначально строившиеся как торговые, постепенно приобретают не только хозяйственное, но и культурное, я политическое значение. Они религиозно и политически связаны с городами-государствами своих родных областей и становятся важными опорными пунктами культурной и политической экспансии.
В поздний период истории Греции, при Александре Македонском и его преемниках, центр хозяйственной жизни перемещается в Азию. Возникают процветающие крупные города. Новые хозяйственные, политические и культурные центры того периода (например Антиохия, Александрия и др.) возводятся и перестраиваются с большим размахом, всегда на основе прямоугольной системы улиц.
Эллинизм. В середине IV в. Греция попадает под власть македонского царя Филипа II, а позднее его сына Александра Великого. В течение нескольких лет его войска захватывают Малую Азию, Финикию, Египет, Вавилон и Персеполь и даже проникают в Индию. В результате возникает огромная держава, которая, однако, после смерти Александра распадается на отдельные государства.
В связи с завоеваниями Александра Великого влияние греческой культуры распространяется далеко на восток. Одновременно происходит процесс обратного воздействия местных культур на греческую, которая постепенно теряет стилистическую чистоту.
Вместе с тем в этот поздний период греческой культуры (от 330 до 33 г. до н. э.) было создано множество великолепных произведений строительного искусства. Это и алтарь Зевса в Пергаме, решенный как самостоятельное сооружение, украшенное грандиозным рельефным фризом (в настоящее время он находится в Пергам-ском музее в Берлине), и знаменитый мавзолей в Галикарнасе, считавшийся одним из семи чудес света.
В этот период искусство начинает утрачивать тесную связь с религией и политикой, становится и средством доставлять удовольствие, развлечения. Художники, работающие при дворах правителей, получают возможность ездить по всей территории, где говорят по-гречески. Они ищут и разрабатывают новые идеи, но при этом их творчество в целом страдает от использования устоявшихся схем. Они опираются на высокие технические возможности и большой накопленный опыт, которые, однако, служат в основном декоративным целям.
Этот хозяйственно-политический и культурный расцвет Греции,15 однако, продолжался недолго, и Греция в конце I в. до н. э. попадает под господство Рима, могущество которого постоянно возрастало. Центр хозяйственной жизни перемещается на Апеннинский полуостров, где развивается римское искусство, вырастающее на греческой основе.