Вопрос 3. Особенности судебной аудитории

 

Судебная аудитория представляет собой определенное количество людей в зале судебного заседания, которые уча­ствуют в рассмотрении дела или интересуются им.

Судебную аудиторию составляют следующие группы:

1) профессиональные участники процесса;

2) представители общественности;

3) иные участники процесса;

4) слушатели.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. Обращаясь к молодежи, нельзя поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов. Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить. Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Аудитория, в которой приходится выступать судебному оратору, очень разнородна по своему составу и функцио­нальным ролям. В нее входят следующие группы:

-профессиональные участники процесса (судья, проку­рор, адвокат, принимающие участие в рассмотрении дела в силу своих профессиональных и процессуаль­ных обязанностей);

-народные заседатели (граждане РФ, избранные в установленном законом порядке для участия в отправ­лении правосудия судами первой инстанции по уго­ловным и гражданским делам. Они избираются на предприятиях и в организациях открытым голосова­нием. В уголовном производстве народные заседате­ли участвуют, когда наказание возможно свыше 5 лет и не превышает 15 лет лишения свободы, а также по всем делам в отношении несовершеннолетних. Боль­шая часть гражданских дел, если стороны против этого не возражают, рассматривается судьей едино­лично без участия народных заседателей. С создани­ем системы арбитражных судов экспериментально начали вводить институтарбитражных заседателей.

-присяжные заседатели (составляют коллегию из 12 человек).

-представители общественности (общественный обвинитель и защитник);

-иные участники процесса (подсудимый, потерпевший, гражданский ответчик и т.д.);

-родственники, близкие, друзья;

-публика.

Следует иметь в виду, что находящиеся в зале суда представляют собой два противоположных лагеря- обвинения и защиты. Каждая сторона стремит­ся оказать влияние на судей, народных, присяжных заседа­телей и на противную сторону, чтобы добиться желаемого результата. Поэтому зал суда нередко называют полем бит­вы за умы.

Все участники судебных прений в той или иной степе­ни испытывают также давление общественного мнения, руководствуются социально-политическими и нравствен­ными установками общества.

Важной особенностью судебной аудитории является ее повышенная эмоциональная напряженность. На суде сталки­ваются, переплетаются горе и радость, правда и ложь, лю­бовь и ненависть. Нередко стороны стараются возбуждать у присутствующих нужные им чувства: жалость, презрение, гнев, страх и т. п. Особой экспрессивностью обычно отли­чается поведение родственников потерпевших и обвиняе­мых, они психологически действу­ют на всех участников процесса, в том числе и на выступа­ющих с речью в судебном заседании.

Внимание аудитории можно привлечь и удержать следу­ющими приемами, которые одновременно могут являться средствами выразительности судебной речи, усиления ее эмо­ционального воздействия.

1. Прямое требование внимания от слушателей.

2. Пауза.

3. Голосовые приемы.

4. Обращение к слушателям с вопросом, связанным с со­держанием речи. Такие вопросы обостряют и активизируют внимание аудитории.

5. Заранее знать о том, о чем предстоит говорить в по­следствии.

6. Неожиданный перерыв мысли.

7. Средства языковой выразительности (пословицы, поговорки, яркие образы, юмор).

8. Жест и движение.

В зависимости от ситуации общения, характера аудитории, ее состава, количества слушателей используются самые разнообразные обращения: «Товарищи!», «Уважаемые товарищи!», «Друзья!», «Дамы и гос­пода!», «Уважаемые «Коллеги!» и т. п. Удачно найденные слова, обращения позво­ляют оратору расположить к себе аудиторию.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, изме­нение его громкости, темп речи и др. Например, если вы­сота звука на всем протяжении речи неизменна, то речь становится монотонной и «усыпляет» слушателей. Очень быстрая речь требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание перестать слушать выс­тупающего. Замедленная речь ослабляет внимание. Действенным средством уп­равления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказан [по Введенской, Павловой 2002: 368].

Вопросы для самоконтроля

1. Черты судебной речи, отличающие ее от других видов публичной речи.

2.Каково назначение судебной речи?

3. Виды судебных речей, перечислите характерные особенности каждого вида.

4. Что представляет собой судебная аудитория?

5. Как привлечь внимание аудитории к своей речи?

6. Назовите основные виды речевого воздействия.

 

Задания для самоконтроля

1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия – адвокат».

2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам наблюдений, таблицу.

3.Используя фотографии оратора, определите какая у него «маска», выразительна ли его мимика.

4.Определите жанр, цель, композиционные особенности речи, использованные языковые изобразительные средства:

1) Дорогие, милые женщины! Каждый год наступающая весна дарит нам один из самых светлых, самых солнечных праздников – День 8 марта. Символично, что он сопряжен с началом пробуждения жизни, с прилетом первых птиц, с сиянием голубого неба. Словно сама природа хочет подчеркнуть светоносную значимость женского начала в судьбе каждого человека, всего народа.

Дорогие наши матери, сестры, жены, дочери и подруги! Без ваших бережливых и трудолюбивых рук, без ваших ясных душ и открытых сердец, без вашей извечной мудрости не могут состояться ни человек, ни дело, ни государство. Светолюбивы и светоносны вы - и вашим созидательным светом озарена вся жизнь на земле.

Так примите же в День 8 марта нашу искреннюю благодарность, наше признание в любви и наши сердечные поздравления!

От всей души желаем вам здоровья, любви, счастья, благосостояния! Верим, что никакие житейские невзгоды не омрачат вас в этот день и никогда! Будьте счастливы! С праздником!

(Выступление Главы администрации Ульяновской области Ю. Горячева // «Народная газета», № 44 - 45, 1997).

2)Дорогие выпускники! Преподаватели юридического факультета поздравляют вас со знаменательным событием – окончанием университета, с вручением диплома, в котором высокую оценку получили ваши знания по юридическим и общественным дисциплинам. Мы радовались всегда вашим успехам, тому, что вы научились думать самостоятельно, глубоко осмысливать наше общество, человека. Его прошлое, настоящее и будущее, его культурные ценности, созданное им общество и экономику. Вы проделали огромный труд, поскольку человек – сложнейший объект изучения. Мы надеемся, что вы все лучше и лучше будете понимать себя и других, развивать наше общество, повышать культуру профессионализм, возрождая традиции русской интеллигенции.

(Выступление декана Юридического факультета Южно-Уральского государственного университета В.И. Майорова, июль, 2006).