Расспрос больного с заболеванием органов кровообращения
Контрольные вопросы
Заключение
Не выход на работу, получение пенсии и т.п.
Предложенные классификации в значительной степени условны и не полны. Но существование реальности различных характеров необходимо учитывать, особенно в случаях явного несовпадения характеров врача и пациента. Например, в ситуации общения врача-разоблачителя или врача-педанта с пациентом-оптимистом, любящего врача с пациентом-прагматиком, врача-педанта с пациентом-эрудитом и т.п. В этих случаях врачу надо соблюдать предельную осторожность, так как ситуация несовпадения характеров чревата реальной возможностью возникновения в лучшем случае непонимания, в худшем – конфликта. При возможности в данной ситуации лучше перепоручить пациента своему коллеге или посоветовать пациенту обратиться к другому врачу.
Слайд 21
Взаимоотношения между людьми – предмет традиционного этического знания. В центре внимания биомедицинской этики – взаимоотношения между людьми в системе здравоохранения, т.е. те взаимоотношения, которые складываются в процессе медицинской практики между медицинским персоналом, между коллегами, с администрацией, с управляющими органами медицинских служб, между врачами и пациентами. При этом именно вопрос о взаимоотношении врача и пациента является основным вопросом профессиональной этики врача, от которого в значительной степени зависит результативность лечения.
Рассмотренная на лекции тема«Взаимоотношение «врач – пациент»: основные модусы системы и критерии их классификации» рассматривается нами как вариант ее теоретической проработки для выработки навыков общения с пациентом с целью достижения умения формирования у пациента чувства доверия ко врачу, что является важнейшим условием достижения врачом желаемого терапевтического результата.
1. Какое значение в медицинской практике имеют навыки и умение общения врача с пациентом?
2. Какие цивилизационные типы медицины определяют существование цивилизационного модуса взаимоотношения «врач- пациент»?
3. В чем заключается моральное основание профессии врача?
4. Что такое патернализм?
5. Сохраняют ли свое значение для современного врача 4 позиции отношения к больному, сформулированные в притче о добром самарянине?
6. Дайте определение моральной категории «доверие».
7. Может ли принцип информированного согласия одновременно рассмотрен как форма правовой защищенности врача и прав пациента?
8. В чем состоят защитные функции “информированного согласия” для пациента?
9. Совместим или несовместим патернализм и принцип информированного согласия в системе отношений между врачом и пациентом?
10. Каково содержание «модели коллегиального типа», «модели контрактного типа» ( Р. Витч) и «интерпретационной модели» и «совещательной модели» (Е. и Л. Эсмануэль)?
11. Что является критерием нозологического типа отношения врача с пациентом?
12. Полностью ли определяет содержание финансового модуса отношений врача с пациентом статья 575 Гражданского кодекса РФ?
13. Определите свои собственные характерологические особенности, к какой категории врачей Вы себя относите?
14. В чем заключается теоретическая проработка проблемы взаимоотношения «врач- пациент»для выработки навыков общения с пациентом?
Рекомендуемая литература:
1 Силуянова И. В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности .М., МЕД-пресс-информ, 2008.
2 Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001, с. 9-59.
3 Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.,1998.
4 Кэмпбелл А., Джиллет Г., Джонс Г. Медицинская этика. М.. “Гэотар-мед”, 2004.
5 Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. М.1998.
6 Брэк Иоанн. Священный дар жизни. М., “Паломник”, 2004.
7 H. Tristram Engelhardt, The foundations of Christian bioethics, 2000.
8 Сгречча Элио, Тамбоне Виктор. Биоэтика (учебник). М., 2002.
9 Медицинское право. Сборник нормативных актов к занятиям по медицинскому праву. Учебник/ под общей ред. Проф. Ю.Д. Гурочкина. М. Изд-во «Экзамен», 2007.
10 Иванюшкин А.Я. Врачебная этика в России (XIX- начало XX вв.)/ Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.1998,с.93-111.
11 Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник
официальных документов. М., 1995.
12 Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской, буддийской морали. М. Прогресс. 1992.
13 Биомедицинская этика. Сб. статей под ред. акад. В. Покровского и акад. Ю. Лопухина. М. вып.1, 1997, вып.2, 1998, вып.3, 2002.
14 Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М. 1990.
15 Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. М. 1995.
16 Лосев А.Ф. Этика как наука. / "Человек", №2, 1995.
17 Тищенко П.Д. Феномен биоэтики. / "Вопросы философии", №3, 1992.
18 Лопухин Ю.М. Биоэтика. / "Вестник РАМН", №3, 1993.
19 Проблемы биоэтики. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1993.
20 Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М. 1998.
21 Гусейнов А.А, Апресян Р. Г. Этика. М., 2000, с. 9-40, 253-265.
22 Протиер. Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М., 2000.
23 Соловьев В. С. Оправдание добра. Соч. в 2 т.т. М.,1998.
24 Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Ростов-на-Дону, 2001.
25 Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956.
26 И.В.Силуянова. «Избранные. О призвании врача». М. Изд-во ООО «Форма-Т», 2008.
27 Этико-правовая культура врача как фактор качества медицинской помощи/Главный врач, 6, 2007, с. 77-82;
28 «Врач глазами пациента»/ Медицинский вестник, №1-2, 2009г., с. 22.
Цитируемая литература:
[1] «Врач и пациент: трудности перевода» / Медицинский вестник, №38(465), ноябрь 2008, с.11.
[2] Ламетри. Избранные сочинения. М.-Л.,1925, с.225.
[3] Ламетри. Избранные сочинения. М.-Л.,1925, с.224.
[4] Ламетри. Избранные сочинения. М.-Л.,1925, с.183.
[5] И.А.Ильин. Собр.соч., т.3. Путь к очевидности. О призвании врача. М. Русская книга. 1994, с. 481.
[6] И.А.Ильин. О призвании врача / Путь к очевидности. Собр.соч., т.3.. М. Русская книга. 1994, И.В.Силуянова. Избранные. О призвании врача. М. 2008, с.8-25.
[7] Там же, с.478.
[8] Там же, с.477.
[9] Там же, с.479.
[10] Там же, с.477.
[11] Там же, с.475-476.
[12] Там же, с.475.
[13] Там же, с.476.
[14] Там же, с.478.
[15] Там же, с. 481.
[16] Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность. Св.-Троицкая Сергеева Лавра.1998, с. 121-122.
[17] Там же, с. 18.
[18] Там же, с. 45.
[19] Там же, с. 18.
[20] И.А.Ильин. Собр.соч., т.3. Путь к очевидности. О призвании врача. М. Русская книга. 1994, с.481.
[21] И.А.Ильин. Собр.соч., т.3. Путь к очевидности. О призвании врача. М. Русская книга. 1994, с. 481.
[22] Социологическое исследование «Этико-правовая культура врача», в котором приняло участие 534 практикующих московских врачей, было проведено кафедрой биомедицинской этики РГМУ им. Н.И.Пирогова в 2006 году.
[23] А.Зисельсон. Вечная пара – врач-пациент. Кто кого выбирает?/Медицинский вестник, №38 (465), ноябрь, 2008, с. 20.
[24] Гиппократ. Избранные книги. М.,1936, с. 87-88.
[25] Там же, с.475.
[26] Священник Максим Козлов. «Глаголы любви» в Новом Завете./ Альфа и Омега.№2(5), 1995, с.21.
[27] Там же, с. 25.
[28] Глаголы «агапические» употребляются 320 раз, глаголы «филические» -56. См. Священник Максим Козлов. «Глаголы любви» в Новом Завете./ Альфа и Омега.№2(5), 1995, с.27.
[29] Там же, с. 27.
[30] Там же , с. 31.
[31] И.В.Силуянова.Любовь как лекарство или нужно ли любить пациента? / Избранные. О призвании врача. М. 2008, с.47-72.
[32] Мак-Дермот В. Медицина — общественное и личное благо. — “Всемирный форум здравоохранения”, Женева, 1982, т.1, c. 130.
[33] Социологическое исследование «Этико-правовая культура врача», в котором приняло участие 534 практикующих московских врачей, было проведено кафедрой биомедицинской этики РГМУ им. Н.И.Пирогова в 2006 году.
[34] Профессор В.Ф.Войно-Ясенецкий причислен Русской Православной Церковью к лику святых в 2000г.
[35] Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух,душа и тело. Изд-во Симферопольской и Крымской епархии.2000, с.85
[36] Для уточнения необходимо заметить, что все ведущие психологи, ставя перед психологией задачу изучить поведение человека, исключают -( и это главное) - его морально-этическую мотивацию. Весьма характерно в этом отношении определение предметного пространства психологии, которое было дано Б.Ф.Скиннером в названии его психологического бестселлера “По ту сторону свободы ми достоинства”(1971).
[37] Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве.. М..1995, с. 162.
[38] Савицкая А.Н. Возмещение ущерба, причиненного ненадлежащим врачеванием. Львов. 1982, с. 186-194.
[39] Эсмануэль Е. Эсмануэль Л. Четыре модели взаимоотношений врача и больного/ Журнал Американской Медицинской Ассоциации (ЖАМА), октябрь 1992.
[40] С.Я. Долецкий. Деонтология в педиатрии./ Деонтология в медицине.в 2-х томах, т. 2, М.Медицина, 1988. с.71.
[41] А.В.Гуляев. Вопросы деонтологии в медицине./Первая всесоюзная конференция по проблемам мед. деонтологии. М. 1970, с. 71-81.
[42] Н.Н.Петров. Вопросы хирургической деонтологии. Л., Медгиз, 1956.
Б.В.Петровский, В.И.Соколов. Деонтология в современной хирургии./Деонтология в медицине. В 2-х томах, т. 2,с. 3-38. М.Медицина, 1988.
[43] Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л. 1956, с. 51.
[44] Сострадая и врачуя. Материалы зарубежной прессы. / Медицинский вестник%28-29(455-456), сентябрь 2008, с. 20.
[45] П.И. Ковалевский (1849-1923) «Руководство к правильному уходу за душевными больными». Харьков, 1880, 2-е издание.
[46] Там же, с. 474.
[47] Уголовный кодекс Российской Федерации. М. 1996, с.77.
[48] М. Гонтмахер. «Врач и больной: два вечных спутника» /Медицинский вестник, №5, январь 2009.с. 7.
[49] П.Г. Ганнушкин. Избранные труды. Под ред. О.В. Кербикова.М., Медицина, 1964.