Современные теории лидерства
Анализ различных моделей ситуационного лидерства помогает нам осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Появившиеся в последнее время концепции лидерства пытаются соединить совокупность лидерских черт и их проявление в поведении для анализа эффективного лидерства.
Подход к лидерству на основе теории социального обучения.Теория социального обучения (Sabiston J., Iwasiw C.L., 1996) признает, что большую часть из того, чему человек обучается в жизни, он получает не в результате официального образования. Социальное обучение начинается в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни. Человек учится, наблюдая за другими людьми. Он наблюдает за поведением людей и за тем, какое влияние их поведение оказывает на конкретную ситуацию. Таким образом, люди узнают, какое поведение является подходящим вданной ситуации, а какое - нет.
Используя подход социального обучения, лидер постоянно демонстрирует желаемое поведение и выступает в качестве образца роли. Образец роли является отражением желаемых видов поведения и отношений для данной ситуации. Наблюдая за поведением лидера и копируя его поведение, исполнители обучаются тому, что является подходящим и приемлемым.
Подход социального обучения основывается также на представлении о том, что люди становятся такими, какими их ожидают увидеть. Если человеку четко объяснить задачи, поведение и то, что от него требуется, и, если все, что ожидается от человека, приемлемо, то он будет стремиться к выполнению того, что от него ожидают. Лидеру необходимо помнить: то, что ожидается от исполнителя, должно быть приемлемым и находиться в пределах его способностей. Лидер также должен оказывать исполнителю поддержку, инструктируя его и демонстрируя исполнителю признательность за его успешную работу. Таким образом, руководитель помогает подчиненному совершенствоваться и добиваться успеха.
Теория трансформационного лидерства.Руководитель, чей подход к лидерству основывается на теории трансформационного лидерства, побуждает людей сделать больше, чем они первоначально считали возможным, благодаря обмену личными идеями, знаниями, энергией. Такие лидеры переносят важность выполнения задачи за пределы своих интересов, заинтересовывая коллектив в получении результата. Этот стиль лидерства - полная противоположность автократичному и бюрократическому стилям (Bass, 1985, цитируется из Sabiston J., Iwasiw C.L., 1996).
Лидер, руководствующийся этой теорией, побуждает людей к более полному развитию их потенциальных возможностей, создавая атмосферу, поддерживающую открытые, доверительные отношения. В обстановке, где доверительные отношения очевидны, с проблемами и информацией будут обращаться к лидеру. Не доверяя подчиненным, руководитель может никогда не узнать об их проблемах и не получить информации.
Руководитель может создать благоприятную среду, развивая открытое, двустороннее общение, при котором он передает и получает информацию. Такая среда формируется и благодаря присутствию руководителя в рабочей зоне, и его контактам с членами коллектива (бригады).
Теория развития лидерства.Характеристика лидерства для постиндустриального общества двадцать первого века была предложена Ростом (Rost J.S., 1994, цитируется из Sabiston J., Iwasiw C.L., 1996). Дж. Рост определяет лидерство как отношения влияния между лидерами и сотрудниками, которые намерены провести реальные изменения, отражающие их общие цели. В определении вместо термина «исполнитель» употреблен термин «сотрудник», так как, по мнению Роста, слово «исполнитель» обозначает человека, который находится в подчинении и не участвует в принятии решений. Рост считает, что термин «исполнитель» обезличивает человека и, следовательно, неприемлем для использования в постиндустриальном обществе. Он объясняет, что термин «сотрудник» используется в положительном смысле и отражает создание слаженного коллектива, совместное принятие решений, участие в управлении, ориентацию на общее благо. Определение включает четыре существенных элемента, которые, как настаивает Рост, должны учитываться в комплексе. Вот эти элементы:
1. Лидеры и сотрудники вовлечены в отношения влияния.
2. В своих отношениях они используют только те стратегии влияния, которые не основаны на принуждении.
3. Они намерены провести реальные (существенные) изменения.
4. Они стремятся к тому, чтобы изменения отражали цели и лидеров, и сотрудников.
Реальные изменения, которых лидерам и сотрудникам удалось добиться в результате взаимоотношений, отражают их общие цели. Рост считает, что включение общих целей лидера и сотрудника в определение подразумевает активное соучастие сотрудника в процессе лидерства.
По мнению Роста, лидерство ближе к изменению, а не к управлению или достижению целей. Лидерство ближе к совместной работе лидеров и сотрудников, которые принимают решения о том, какие изменения провести в группе, организации, обществе.