Структура социального управления.

Понятие социального управления. Научное управление обществом, по сути, представляет процесс приведения субъективной деятельности людей в соответствие с объективными потребностями общественного развития. Это согласование, достижение единства осуществляется не автоматически и не стихийно Органы управления только в том случае добиваются намеченных целей, если постоянно сопоставляют и оценивают свои усилия и полученные резуль­таты. Проблемы управления начали особенно интенсивно разраба­тываться в XX веке и обычно связываются с именами Ф.Тейлора, Г.Форда, А.Файоля, Г.Эмерсона, Г.Черча и других исследовате­лей и организаторов производства, которые наряду с решением технико-экономических проблем анализировали и некоторые социальные аспекты управления. Современная общественно-политическая реальность требует новых форм и методов управления, что в первую очередь связано с избавлением от изживших себя методов руководства.

Процесс управления имеет собственный алгоритм (Ж.Т.Тощенко), состоящий из последовательно развертывающихся стадий: предвидение, прогнозирование, проектирование, программирова­ние, планирование, социальные технологии, социальный экспе­римент, социология организаций.

Элементы социального управления. Предвидение как одна из важнейших форм опережающего от­ражения действительности была присуща человечеству на всех этапах его существования, начиная с момента появления на исто­рической арене. В полном объеме научные основы предвидения сложились только в XX в. Социаль­ное предвидение представляет собой форму опережающего отражения действительности, направленную на определение общественных явлений, относящихся к будущему или неизвестных в данный момент, но поддающихся выявлению и использованию в теории и практике управления. Важнейшая функция научного предвидения состоит в том, чтобы дать информацию о степени неопределенности различных неуправляемых параметров, влияю­щих на результаты управления. Они представляют ограничения, которые накладываются на достоверность предвидения. Однако наше знание о незнании служит эффективным обоснованием для принятия управленческих решений. По мере углубления знаний об интересующем нас объекте неопределенности уменьшаются.

Прогнозирование долгое время не рассматривалось как отдельный этап социального управления из-за отсутствия обоснованной методологии. Задача прогноза - содействовать научному обоснованию пла­нов и программ развития. Прогнозирование характеризует воз­можный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий. Ряд авторов счита­ет, что под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверж­дение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Итак, социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование - это работа с альтер­нативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариант­ность возможных решений.

Существуют особенности социального прогнозирования: 1) формулировка цели носит сравнительно абстрактный характер, допускает большую степень вероятности, цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспекти­ве; 2) прогноз не обладает директивным характером, дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования, указывает на возможность того или иного пути развития в будущем; 3) социальное прогнозирование использует специфичес­кие методы: сложные экстраполяции, моделирование, эксперимент.

Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагае­мого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Целью проектирования является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительно­сти, связанного со стремлением придать желаемые свойства и чер­ты проектируемому объекту. Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одно­му из которых после сопоставления отдается предпочтение. Ши­роко известно высказывание К.Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает пред­варительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование – это целенап­равленная деятельность, разрабатывающая различные вари­анты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по преобразованию процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении. Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обес­печивающий реализацию других его функций. Социальное проектирование допускает многовариантность решений, исходя из имеющихся ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов. Итак, социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.

Любое общество, заботящееся о будущем, постоянно разраба­тывает и претворяет в жизнь программу обеспечения социального развития. Основной вопрос заключается в том, чтобы используемые средства и методы реали­зации поставленной цели совпадали с основными тенденциями и потребностями общественного прогресса. Именно степень науч­ности, обоснованности отражения интересов большинства высту­пает показателем прогрессивнос­ти социальных преобразований. Идея планирования по своему происхождению - социа­листическая (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн). В конце XIX в. планирование все чаще использовалось при решении экономических проблем. Термин социальное планирование впервые был употреблен Ф.Рузвельтом при разработке курса выхода США из жесточайшего кризиса, в дальнейшем было связано с формами и методами осуществления со­циальной политики, в частности, с обеспечением социальной за­щиты населения.

Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, по­казателей, заданий (сроков, темпов, пропорций) развития соци­альных процессов и основных средств их претворения в жизнь в интересах всего населения. Планирование социальных процессов постепенно охватывало и другие страны. Во многих из них появились государственные органы планирования, которые занимались широким кругом вопросов и осо­бенно поддержанием соответствия между экономическим и соци­альным развитием. Получила распространение практика планирования соци­альных процессов и на других уровнях социальной организации общества.

Сущностные характеристики социального планирования сводятся к следующему: 1) планирование должно ориентироваться на цели, которые вытекают из объективных тенденций жизни людей и предусматривают удовлетворение текущих и перспектив­ных потребностей людей; 2) решение проблем не может происходить стихийно, в рамках социального планирования должны использо­ваться показатели, по которым можно судить об эффективности достижения поставленной цели; 3) социальное планирование предусматривает исследование средств достижения поставленных целей - материальных, финансовых, косвенных рычагов в виде льгот или ограничений, или создания условий для рационального преобразования; 4) социальное планирование представляет собой непрерывный процесс познавательной и преобразующей деятельнос­ти, которые дополняют и обогащают друг друга, что позволяет находить новые возможности для более полной реализации сформулированной цели.

Социальные технологии представляют способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социаль­ного объекта, достижение заданного результата. При этом речь идет о специфических социальных средствах. Специфика технологии в том, что она дает алгоритм деятельности и поэтому может быть многократно использована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством профессиональной культуры. В социологической литературе имеется и расширительная трактовка социальной технологии, когда она идентифицируется с управлением и в нее включаются элементы планирования, проектирования, экспериментирования и другие элементы управленческого цикла.

Сущность социальных технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала социальной системы, «человеческого ресурса» в соответствии с целями и смыслом человеческого су­ществования и посредством совокупности методов, процедур, опе­раций, приемов специального воздействия, творческой деятельности как субъектов управления, так и социальных институтов в целом. Можно выделить следующие мо­менты: 1) социальная технология - это определенный способ достижения общественных целей; 2) сущность этого способа состоит в пооперационном осуществ­лении деятельности; 3) операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно; 4) их разработка проводится на основе и с использованием науч­ных знаний; 5) при разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность; 6) социальная технология выступает в двух формах - как проект, содержащий процедуры и операции, и как сама деятельность, по­строенная в соответствии с этим проектом.