Системный анализ общества.

Элементы общества

Системные свойства общества.

План лекции:1.Системный подход в определении общества

 

§ 1. Системный подход в определении общества. В социальной мысли общество долго отождествлялось с государством (Платон, Аристотель). Концепции «естественного права» и общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Теннис) положили в основу социальности рациональные договорные начала. Выдвинутый Г.Спенсером и др. классиками тезис о том, что общество представляет собой особый социальный организм, нашел подтверждение в развитии теории социологии и доказан практикой, опытом жизнедеятельности разных обществ. Э.Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных пред­ставлениях, М.Вебер– как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, ориентированных на других людей действий.

С точки зрения К.Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Согласно марксизму, общество состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической, идеологической, каждую из которых тоже можно рассматривать как систему (их называют социетальными). Все эти системы находятся в причинно-следственной зависимости и представляют собой иерархию, зависимость от экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на отношениях частной собственности. Однако марксизм не стремился свести все богатство общественных отношений к экономической обусловленности, подчеркивая обратную и диалектическую связь всех социетальных систем. В марксизме ярче всего выражен детерминистский подход.

Значительным этапом в развитии системного подхода является структурный функционализм Т.Парсонса. Он определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. По Парсонсу, любая общественная система имеет следующие функции: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсис­тема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования. Функционализм широко используется в эмпирических исследованиях.

Свой вклад в развитие системного подхода внессимволический интеракционизм. Согласно ему, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого люди интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Установление социальной связи, коммуникации становится возможным благодаря символической системе. По Дж.Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». «Я» - это индивидуальное сознание. «Мы» - это индивидуальное сознание в глазах других. Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Своеобразие деятельности личности зависит от разнообразия систем взаимодействия, в которых она участвует.

Потребностям более полного осмысления современного общества отвечает цивилизационный подход. В нем рассматривается совокупность всех форм жизнедеятельности общества: материально-экономической, политической, идейной, религиозной, культурной, нравственной, эстетической - в их историческом развитии и единстве. Он позволяет ученым выработать обобщенный, синтезированный взгляд на эволюцию общества. Типы общества формируются под воздействием материальных факторов социального бытия: внешних (природных) и внутренних (производственных). Если до се­редины XX в. решающее значение имели материальные факторы, то со второй - духовные. Так, П.Сорокин решающее значение придает разуму, нравственности. Духовное, как внутренний аспект жизни общества, доминирует над материальным, определяет целостность социальных явлений. На разных исторических этапах доминан­той оказываются разные факторы.

Начиная с 60-х гг. XX в. активно разрабатываются концепции постиндустриального,или информационного общества (Д.Белл, А.Турен, У.Ростоу). Причина появ­ления концепции информационного общества лежит в качественных изменениях в экономи­ке и культуре наиболее развитых стран, связанных с научно-технической революцией, превращением науки в непосредственную производительную силу, возрастанием роли знаний и информации. Технологический, информационный прогресс преобразует общество в целом, его структуру, социальные отношения, формы бытия человека и его самого, делая приоритетными образование, науку, культуру. В сфере материального производства информация, технология, массовые коммуникации, новое соотношение умственного и физического труда становятся доминирующей сферой воспроизводства общественной жизни.

Системные свойства общества. Во всех этих концепциях выражен подход к обществу как к целостной системе. Социальная система - это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти элементы носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Системный подход, обогащенный методами кибернетики, синергетики, позволяет выделить наиболее существенные системные качества общества. В качестве сущностных признаков общества можно отметить: автономность и саморегулятивность, способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей, системность и структурность, интегрированность и целостность, целеполагание и функциональность.

Автономность и саморегулятивность следует понимать как определенную степень независимости общества от природы, независимое существование и развитие каждого конкретного общества; регулирование процессов в обществе его же силами, созданными им социальными институтами и организациями. На уровне общества его элементы образуют новое качество – координацию и субординацию. Способность к поддержанию своего существования посредством воспроизводства связей означает, что общество может нор­мально функционировать, когда в нем воспроизводится весь ком­плекс связей, представленных отношениями между самыми разнообразными его субъектами (индивидами, группами, общностями).

Интегрированность и целостность общества означает органи­ческое объединение всех частей (элементов, компонентов) об­щества в нечто единое, целое, единый социальный организм, его внутреннее единство, относительную автономность, незави­симость от окружающей среды.Целеполагание как сущностный системный признак общества предполагает выбор и реальное определение целей как обществом в целом, так и отдельными его субъекта­ми, цели как образа настоящего и будущего результата дея­тельности. Это связано с реализацией раз­нообразных общественных потребностей людей.

Функциональность примени­тельно к обществу означает реализацию ролей, которые выполняют определенные социальные институты или процессы по отношению к обществу, например, функции, роли государства, семьи и т.д. Интеграция и выполнение различных ролей предопределяет целостность и существование обще­ства как единого социального организма. Для характеристики общества очень важной является категория по­требностей, отражающая фундаментальные жизнен­ные устои общества.

Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой лич­ности, социальных и других групп, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. По происхождению потребности делят на естественные (биогенные), или первичные и социогенные, или вторичные. К первым относят потребности в самосохранении (пище, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.). Ко второй группе относятся потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, в дружбе, любви и т.д., в знании, саморазвитии, в творчестве, самовыражении. Потребности второй группы обычно называют общественными или социальными, так как они связаны с деятельностью человека, опосредствуются общественным производством.

 

Элементы общества. Общество может быть рассмотрено как большая социальная система, поскольку оно включает в себя социетальные под­системы меньшего уровня: социальную, экономическую, политическую и духовную. Как социотехническая система общество характеризуется взаимодействием человеческого фактора производства с его технико-технологической базой. Важнейшими компонентами этой системы выступают производство, способ производства, производительные силы и производственные отношения.

Производство в широком смысле представляет общественную деятельность, включая их деятельность в области науки, искусства, политики, а также сферу производства самого человека (семья, система воспитания и образования и т д.). Материальное производство - это процесс создания материальных благ, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Создаваемые в производстве материальные блага - это вещи или предметы, потребляемые человеком и предназначенные для дальнейшего развития производства. Поддуховным производством понимают производство и потребление духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.д.

Способ производства представляет собой органическое един­ство производительных сил и производственных отношений, ос­нову общества. Смена одного способа производства другим про­исходит в результате развития обеих его сторон, от­ставания их друг от друга. В результате назревает необходи­мость изменения неадекватного соотношения, как прави­ло, революционным путем в разных формах. Наиболее распространенной является классификация способов производства на первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Производительные силы как сторона способа производства представляют собой совокупность людей с их навыками и опы­том, квалификацией, предметами и орудиями труда. Ясно, что на разных этапах развития общества эти два элемента произво­дительных сил не остаются неизменными, постоянно совершен­ствуются, показателем чего является как развитие самих ра­ботников, так и средств, орудий труда.

Производственные отношения как другая сторона способа производства представлена теми отношениями, которые складываются между людьми в процессе производства. Они характеризуются тем, в чьих руках и в какой степени находятся средства производства, предметы и орудия труда, распределяются продукты труда, какие возможности имеются у различных групп людей для удовлетворения своих потребностей. Производственные отношения характеризуются формами собственности, формами и размерами получаемых богатств, видами и структурой потребления материальных, духовных и других благ.

Рассматривая общество как социетальную систему, в нем можно выделить составные части системы - базис и надстройку, основные структурные элементы общества с точки зрения общественно-экономических формаций. Базис -это экономический строй общества, образуемый совокупностью производственных отношений, которые лежат в основе всей социальной структуры. Надстройка - это совокупность идеологических отношений и взглядов, она оказывает на базис и все общество активное воздействие. Базис и надстройка находятся в диалектическом единстве и могут выступать самостоятельными факторами общественного развития.

Системный анализ общества. Общество – это открытая, саморазвивающаяся система взаимодействия индивидов. К.Маркс писал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и от­ношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Он на примере кооперации показал, что свойство системы не сводится к сумме входящих в нее элементов. В каждом конкретно-историческом обществе имеются свои модели взаимоотношений индивидов и групп. Связи между ними постоянно меняются, так как общество чрезвычайно динамично. Люди включаются в новые груп­пы, системы, в новую среду, к которой принадлежат дру­гие участники. Они (люди) испытывают воздействие этой среды и, в свою очередь, влияют (воздействуют) на нее. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений.

Социальная связь- это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Уста­новление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д.

Социальное взаимодействие – это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других, т.е. процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает: 1) индивидов, совершающих действия, 2) изменения в социальной общности, вызываемые этими действиями, 3) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, 4) обратную реакцию индивидов на общество. Взаи­модействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Деятельностьобеих сторон в системе социального взаимодей­ствия всегда целенаправленна. Социальное действие - простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. В социологии первым данное понятие использовал М.Вебер. Под социальным действием ученый понимал действие человека (внешнее или внутреннее), которое соотносится с действием других людей или ориентируется на него. Главное - это осознанность деятельности индивида и ориентированность на других индивидов. При анализе социального действия выделяют следующие элементы: 1) действующее лицо; 2) потребность в активизации поведения; 3) цель действия; 4) метод действия; 5) другое действующее лицо, на которое направлено действие; 6) результат действия.

Способы взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными: это может быть непосредственная социальная связь между людьми (сотрудничество), или опосредованная связь между людьми, разделенными в пространстве или во времени. Формы взаимодействий разнообразны: дружба, договор о труде между рабочим и работодателем, сотрудничество между учредителями и пр. Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью - воздействием. Каждое поколение людей опирается на культуру, наследие предшествующих поколений, на разработанные организационные методы, навыки, использует идеи, верования, духовные течения. Эта связь есть воздействие прошлого на настоящее, в чем и состоит ее специфика.

Высшей формой (результатом) социального взаимодействия являются социальные отношения. Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Понятие «социальные отношения» позволяет вычленить устойчивость в деятельности преследующих свои цели индивидов. Оно отражает устойчивые образцы поведения, осознанные и чувственно воспринимаемые последовательности повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом. Можно выделить экономические, политические, социальные, идеологические отношения.

Каждый человек застает социальные отношения такими, каковы они есть в данный исторический период, и включается в них, выделяя те, которые дают ему возможность реализовать себя наиболее полно. При этом, личность не только продуцирует, отражает действительность, но активно вмешивается в социальные отношения, изменяя их. Поэтому можно сказать, что человек, с од­ной стороны, интегрирует в себе социально значимые для него эко­номические, политические, идеологические и социальные отноше­ния современного ему общества, а с другой - активно влияет на эти отношения посредством различного вида социальных контактов и отношений с другими индивидами.

Итак, социальная система может быть представлена в пяти аспек­тах: 1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств; 2) как социальное взаимо­действие, приводящее к становлению социальных отношений и образованию социальной группы; 3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат общие признаки (город, трудовой коллектив и т.д.); 4) как иерархия социальных позиций (статусов) и социальных функций (ролей), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы; 5) как совокупность норм и ценнос­тей, определяющих характер и содержание деятельности (поведе­ния) элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием индивидуальности, второй - социальной группы, тре­тий - социальной общности, четвертый - социальной организа­ции, пятый - социального института и культуры.

 

ТЕМА 3.Лекция 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ ( 2часа)

План лекции:1. Понятие социального института.

2. Институционализация и её компоненты.

3. Формы социальных институтов.

4. Функции социальных институтов.

 

Понятие социального института. Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Социальные институты в системе социальных связей и взаимодействий - это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества. Первым предложил этот термин английский социолог Г.Спенсер, подробно описавший шесть типов социальных институтов. Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Кроме того, они упорядочивают социальные отношения, согласуют их, объединяют отдельных индивидов, социальные группы и организации в одно системное целое - общество, обеспечивая его прогрессивное развитие.

Он проанализировал функционирование следующих социальных институтов: 1) домашние учреждения (различные виды брака, семьи, их историю); 2) обрядовые учреждения (приветствия, ритуалы, знаки отличия); 3) политические учреждения (политические организации, законы); 4) церковные учреждения (история церковной системы); 5) профессиональные учреждения (анализ деятельности самых раз­личных профессий); 6) промышленные учреждения. Всякий социальный институт, по Г.Спенсеру, складывается как устойчивая структура «социальных действий». Впоследствии в социологии под социальным институтом стали понимать устойчивый комплекс формальных и неформальных пра­вил, норм, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Социальные институты (лат. - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить на­дежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, со­циальных групп, общества в целом. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д. Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как: постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений; четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие участников связи; регламентация и контроль за этим взаимодействием; наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих работу социальных институтов, и т.д.

Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, для регулирования поведения других членов групп.

Итак, социальные институты - это относительно устойчивые типы, формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Для деятельности социальных институтов характерны: 1) набор специфических социальных норм и предписаний, регулирующих типы поведения; 2) интеграция его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества; 3) осуществление социального контроля над типами действий; 3) наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры и внутренней (анализа их деятельности).

Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние и внешние факторы. Среди внешних важнейшими факторами являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Изменения социальных институтов под влиянием развивающихся культурных подсистем обусловлены накоплением новых знаний. Так же большое влияние на эволюцию социальных институтов оказывают ценностные ориентации и способы оценки объективной реальности, формирующих мировоззрение конкретной культурной общности. Большое влияние на социальный институт могут оказать выдающиеся личности, действия которых часто меняют функционирование и даже существование целых социальных институтов (Лютер, Петр I, Ленин). В то же время сами социальные институты играют немаловажную роль в формировании мировосприятия и миропонимания индивидов, например, институт семьи, образования и т.п.

Внутренние изменения социальных институтов происходят в основном из-за того, что тот или иной институт перестает эффективно выполнять свои функции, не достигает цели, которая стоит перед ним, не способствует реализации потребностей и интересов определенных социальных групп. Придать новый импульс работе социального института можно путем его реорганизации, углубленной специализации, т.е. создать новые, более дифференцированные структуры, которые будут действовать на основе иных норм и предписаний.

Институционализация и ее компоненты. Процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений имеет большую историю и называется институционализацией. Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности - материальной, физиологической, духовной, условий для их реализации. Каждый институт включает в себя: 1) определенную сферу деятельности; 2) группу лиц для выполнения общественных, организационных, управленческих функций на основе прав и обязанностей; 3) организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный и т.д.); 4) материальные средства (общественные здания, оборудо­вание и т.п.), необходимые для решения поставленных задач.

Социальные институты включают в себя системы ценностей, норм, идеалов, образцов дея­тельности. Они обусловливают сходное поведение индивидов, согласовывают их стремления, устанавливают формы удовлетворения их потребностей и интересов, разрешают конфликты, обеспечи­вают состояние равновесия в рамках социальной общ­ности. Важно, чтобы они стали частью внутреннего мира личности, переросли в социальные роли и статусы. Процесс формирования ценностных ориентаций личности - важнейший компонент институционализации. Еще один важный компонент институционализации - организационное формирование социального института, создание его материальной базы. Обычно это совокупность людей, учреждений, наделенных материальными и финансовыми средствами для выполнения определенных социальных функ­ций.

Рассмотрим структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподаватель­ский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы - удовлетворение общест­венной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации. Институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, воспитании детей, формировании отношений между полами, поколениями, социальной адаптации и т.д.

Процесс институционализации состоит из нескольких этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует со­вместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социально­го взаимодействия; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без ис­ключения членов института.

Я.Щепаньский указывает следующие основные ус­ловия эффективного функционирования социальных ин­ститутов: 1) четкое определение цели и круга выполняемых действий, функций (если функции инсти­тута определены нечетко, он не может бесконфликтно включиться в систему институтов данного об­щества); 2) рациональное разделение труда и рациональная его организация; 3) деперсонализация действий (официальные лица выполняют свои функции в соответствии с предписаниями, использование общественных институтов в личных целях называется «бюрократизацией»); 4) признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах группы, общества; 5) бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с родовыми или клановыми социальными связями.

История развития социальных институтов - это постепенное превращение институтов традиционного типа в современные институты. Традиционные институты отличаются от современных жестко прописанными ритуалами, обычаями, родственными связями и отношениями. Социальные институты зарождаются и погибают. Развиваясь, социальные институты все более специализировались по функциям и в зависимости от их важности занимали в обществе ведущее положение: церковь, государство и т.д. Процесс индустриализации общества привел к повышению роли социальной стратификации, которая взяла на себя ряд функций семьи (Э.Чэпл и К.Кун). Социологи Т.Парсонс, Ф.Шилз утверждают, что в более развитых обществах не структуры родства, а государство, церковь, бизнес, университеты и профессиональные организации играют решающую роль.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собст­венной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении кооперации общественного труда, на доминирующей ро­ли отдельных базовых институтов. Гармоничная и сбалансированная система институ­тов, обеспечивающих удовлетворение основных потреб­ностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и раз­вития общества как целого.

 

Формы социальных институтов. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды. С точки зрения содержания исполняемых функций, социальные институты делятся на: 1) экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.); 2) политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, обществен­ные организации, фонды и др.); 3) институты воспитания и культуры (школа, наука, семья, театр и др.); 4) социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опе­ки, различные самодеятельные организации). Каждый институт выполняет свою специальную функцию, их совокупность составляет общие социальные функции институтов.

В рамках государства действуют и другие институты, например, образования, средств массовой информации, в них реализуется другая важная функция - социализация. В рамках государства есть еще функции производства и распределения. Они обеспечиваются экономическими, социальными и поли­тическими институтами. Большая роль здесь принадлежит институ­там управления и контроля, которые реализуют эти функции, опираясь на систему социальных норм и предписаний. Взаимодействуют моральные и правовые нормы, традиции, обычаи, решения администрации. Поведение субъектов регулируется через систему поощрений и наказаний.

Функциональные качества различных социальных институтов отличаются друг от друга. Например, собственность, банки, хозяйственные объединения находятся в ведении института экономики. Но в реальной жизни политические и социальные функции переплетены столь тесно, что провести какую-либо грань между ними чрезвычайно сложно. Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другие общественные организации занимаются вопросами произ­водства, социальной защиты и санкций, регулируют воспроизводство и сохранение нравственных, правовых, идеологиче­ских ценностей, поддерживают сложившиеся социально-классовые структуры.

Свои специфические качества имеют социально-культурные и воспитательные институты. Они помо­гают решать проблемы социализации индивидов через усвоение закрепленных в сознании, в нормах права устой­чивых социокультурных стандартов поведения. Такие стандарты под­держиваются и регулируются или силой общественного мнения, или силой закона. Обязательность исполнения норм обеспечивается при­нудительно силой соответствующих органов, системой институ­тов государства, наделенного особыми полномочиями. Существуют и церемониально-символические институты.Здесь тоже существуют свои нормы поведения, за которыми следят данные институты. Эти нормы регулируют акты группового, меж­группового, индивидуального поведения, определяют порядок деятельность субъектов.

В зависимости от сферы действия и выполняемых функций соци­альные институты могут подразделяться на: 1) реляционные, определяющие ролевую структуру общества по различным признакам - пол, возраст, образование, вид занятия, спо­собности; 2) регулятивные, определяющие границы действий индивида для достижения личных целей, они же определяют санкции при выходе за эти границы. К таким институтам относятся все механизмы социального контроля. Институты могут быть культурными (идеологические, религиоз­ные, образования, искусства и т.п.), и интегративными, связанными с социальными ролями для удовлетворения потребностей и интересов социальной общности.

По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписа­ниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются независимо от их личных ка­честв. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.

Не менее важную роль в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (группа подростков). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе не установлены строго. В неформальных институтах отсутствуют закрепленные в специальных законодательных актах и нормативных документах предписания относительно средств и методов деятельности, но и они выполняют управленческие контрольные функции. Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, традиций, обычаев, на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции - более эффективные средства контроля за поведением людей. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства негласному осуждению своих коллег и друзей.

Функции социальных институтов. Институты выполняют ряд общих функций (внешних, внутренних) и специфических. Функция – это устойчивый способ активного взаимоотношения вещей, при котором изменения одних объектов приводят к изменению других. В социологии социальная функция – это роль, выполняемая определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении интересов социальных групп и классов; зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; стандартизированное социальное действие, регулируемое опре­деленными нормами и контролируемое социальными институ­тами.

Так как социальных институтов в любом обществе чрезвычайно много - семьи, религии, права, по­литики, науки, образования и т.д., - то невозможно рассмотреть все их специфические функции. Обозначим наиболее важные функции: 1) функция удовлетворения по­требностей личности, группы, общества; 2) регулирование (при помощи норм морали, права) взаимодействия между людьми, соци­альными группами, классами; 3) социальный контроль за поведением отдельных индивидов и социальных групп (правовое регули­рование социальной жизни); 4) применение социальных санкций к субъек­там девиантного (отклоняющегося) поведения; 5) формирование ценностей, ценностных ус­тановок и ориентаций личности, социальной группы, их ожиданий.

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. Под влиянием социальных перемен социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В деятельности того или иного института могут возникнуть явления дисфункции. Они могут сказываться в его организационной сфере, в характере и содержании их деятельности. Явления дисфункций в той или иной степени присущи деятельно­сти любых общественных институтов. Например, институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда, однако государство вынуждено постоянно контролировать деятельность этих институтов, принимая це­лые системы правовых актов, ограничивающих моно­польный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т.п.

Поскольку большинство институтов - бюрократические организации, они подвержены своего рода «болезням». Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются к решению новых задач. С другой стороны, формирование общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отноше­ний и поддержания общественного порядка в традици­онных областях жизни.

Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Она выражается в первую очередь в неясности целей деятельности института, неопределенно­сти его функций, понижении социального авторитета, трансформа­ции отдельных функций в деятельность, направленную только на поддер­жание собственного существования. Такой институт начинает ис­пытывать различные трудности: от недостатка материальных, финан­совых средств, отсутствия хорошо подготовленных высокопрофессиональных кадров, нарастания организационных неурядиц до идеологических и политических шараханий, утраты имиджа института или государственного деятеля.

 

 

ТЕМА 4. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (4 ЧАСА).

 

ТЕМА 4. ЛЕКЦИЙ 1. Понятие личности в социологии. (2часа).

План лекции:1. Понятие «человек», «индивид», «пичность»,