Каждая точка на кривой спроса показывает совокупное количество товара, которое приобретут все покупатели при разных уровнях рыночных цен.

Руб. кг.

Цена 1 кг яблок, Количество яблок, на которое предъявлен спрос,

20 500

18 560

17 575

15 610

12 650

10 800

7 850

5 1000

 

Графический способ изображения спроса.Для построения кривой спроса на оси абсцисс отложим точки, характеризуют количество покупаемых яблок интересующего нас сорта, а на оси ординат — соответствующую им цену. Данная кривая - график функции спроса от цены (рис. 3-1).

На рис. 3-1 видно, что при цене Р1 потребители согласны купить количество яблок в объеме при более низкой цене Р2 -количество Q2. Если все возможные точки, характеризующие соотношение "цена — объем спроса", соединить, то получим кривую, которая называется кривой спроса О.

       
   
 
 

   
   

P1

 

D
P2

 

 


Q1 Q2 Q

 

 

Рис. 3-1. Кривая спроса

 

Обычно предполагается, что кривая спроса имеет о тельный наклон. С экономической точки зрения это означав что объем покупок обратно пропорционален уровню цены. Понижающаяся направо кривая спроса есть графическое представление закона спроса.

ЗАКОН спроса гласит: снижение цен увеличивает приобретаемое количество товара, а повышение цен уменьшает это количество.

Экономисты считают, что практически для всех товаров кривая спроса понижается слева направо. Именно поэтому такая ее конфигурация принимает статус закона или принципа, поскольку он многократно подтверждается в реальной действительности. Исключения настолько редки, что их практически невозможно привести в качестве примера, а те явления, которые имеют место в хозяйственной практике, могут быть охарактеризованы не иначе как "парадоксы " закона спроса.

 

2. "Парадоксы" закона спроса

 

Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях совершенно очевидно проявляет свою сущность.

Возможные исключения из закона спроса:

а) товары рассчитаны на снобов;

б) покупатели судят о качестве товара по его цене;

в) явления, получившие в экономической теории название "эффект Гиффена ".

 

Пояснения.Известно, что такие товары, как дорогостоящие ювелирные изделия, покупаются только потому, что цены их высоки; снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для снобов и поэтому, вероятно, приведет к сокращению объема их продаж. (Хотя менее состоятельные потребители в таком случае могут быть заинтересованы покупать эти товары, тем самым компенсируя потерю на рынке богатых покупателей.) Аналогичным образом в тех случаях, когда покупатели не имеют возможности судить о качестве товаров непосредственно и пользуются для этой цели ценами, снижение цен, а товары может привести к уменьшению спроса на них. Иногда рост спроса на товар происходит в условиях повышения цены на его. Эти явления были названы эффектом Гиффена.