Теория социального обмена.

Микросоциологические теории.

Ряд социологов, неудовлетворенных структурно-функционалистскими и структуралистскими макротеориями, ведущими к реификации (овеществлению) социальной системы, пренебрегающи­ми изучением творческой, сознательной человеческой деятельности, вплотную занялись разработкой теорий, ориентированных на вы­яснение роли конкретных межчеловеческих взаимодействий в со­здании и функционировании структур социального мира. Среди новых микротеорий можно выделить две разновидности социального бихевиоризма, главное внимание в котором уделяет­ся наблюдаемому факту человеческого поведения и взаимодейст­вия. Взаимодействие трактуется в двух различных вариантах - один по формуле «стимул (С) — реакция (Р)», другой — «стимул (С) — интерпретация (И) — реакция (Р)» Первая форма бихевиоризма представлена психологической концепцией социального обмена Дж Хоманса и ее различными вариациями, вторая — «символи­ческим интеракционизмом» Дж.Мида и его вариациями.

Теория социального обмена, наи­более яркими представителями которой являются Джордж Хоманс (р.1910) и Питер Блау (р.1918), в противоположность структур­ному функционализму исходит из примата не системы, а челове­ка. «Назад к человеку» — таков лозунг, выдвинутый Хомансом и положивший начало критике структурного функционализма с по­зиций психологизма. Структурные функционалисты абсолютизировали нормативную сторону жизнедеятельности общества. Бихевиористы провозгла­шают примат психического над социальным. Бихевиористы заняли строго определенную позицию в отно­шении двух гносеологических проблем. Первая проблема — сво­бода выбора или его жесткая детерминированность. Она была ре­шена в пользу детерминизма. Вторая проблема — необходимость знания душевных состояний индивидуумов для объяснения их поведения, которую бихевиористы решительно отвергают, так как считают эти состояния иллюзией.

Бихевиористская концепция Хоманса оказала существенное влияние на концепцию П.Блау. Исходным положением теории социального обмена Блау является то, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они мо­гут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, пишет Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что полу­чают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социаль­ного взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус и т.п., а также практическая помощь. Блау учитывает и то, что отношения в процессе взаимодействия могут быть не­равными. В этом случае человек, обладающий средствами для удов­летворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними.

Это возможно при наличии четырех условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходи­мыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых они смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо (1964). Осознание глубоких противоречий бихевиористского подхода, а также мысли о несводимости человеческого поведения к набору реакций на внешние стимулы, о способности человека творчески осмысливать свою социальную среду, побудили ряд социологов интерпретировать поведение с точки зрения того значения, кото­рое личность (или группа) придает тем или иным аспектам ситуа­ции. Для обоснования этой идеи социологи-теоретики обратились к теориям символического интеракционизма, к феноменологичес­кой социологии.

Символический интеракционизм. Символический интеракционизм (Г.Блумер, А.Роуз, Г.Стоун, А.Стросс и др.) в своих теоре­тических построениях делает главный акцент на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества. По мнению самих американских социологов, символический интеракционизм стремится к описанию человеческих взаимодей­ствий и общества с позиций приспособления и отказа от приспо­собления друг к другу игроков в игре. Поскольку игры имеют пра­вила, символические интеракционисты предпочитают фокусиро­вать внимание на том, как игроки в зависимости от хода взаимо­действия создают, поддерживают и осознают правила игры.

Создателем теории символического интеракционизма являет­ся американский ученый Джордж Герберт Мид (1863—1931). Сам Мид считал свою социальную психологию бихевиористской на том основании, что она начинается с наблюдения реального протека­ния социальных процессов. Но когда дело касалось исследования внутренних фаз реального поведения или деятельности, его тео­рия не была бихевиористской. Наоборот, утверждал американский ученый, она непосредственно связана с исследованием этих про­цессов «внутри» поведения как целого. Стремясь определить, как сознание рождается в поведении, эта теория идет, так сказать, от внешнего к внутреннему, а не от внутреннего к внешнему (1934).

 

ТЕМА 3 ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. (4 часа).

Тема 3.Лекция 1. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. (2 ЧАСА)