Анри Барбюс
Литература
Французский реалистический роман
Тема 6.
Литература
Селин Л.-Ф. Путешествие на край ночи. – М., 1994.
Селин Л.-Ф. Смерть в кредит. – М., 1994.
Селин Л.-Ф. Путешествие на край ночи. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М.: Высшая школа, 1994.
Годар А. Предисловие к русскому изданию // Селин Л.-Ф. Путешествие на край ночи. – Харьков: Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Ерофеев В.В. Луи-Фердинанд Селин // Французская литература 1945–1990. – М., 1995.
первой половины XX в. (А. Барбюс, Ф. Мориак, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар)
Наследие французского реализма XIX в. в творчестве писателей-реалистов первой половины XX в. Жанровые разновидности реалистического романа первой половины XX в. (социально-бытовой, психологический, интеллектуальный роман, роман-эпопея, семейная хроника и т.д.). Литература «потерянного поколения» как одна из разновидностей реализма XX в.
Влияние А. Франса и Э. Золя на формирование пацифизма А. Барбюса. Роман «Огонь» как «прозаическая форма эпической поэмы» (А. Барбюс). Документализм и публицистичность – главные черты реалистического романа Барбюса. Появление «коллективного» героя в романе.
Ф. Мориак (1885–1970) и его «католический» роман. Роль католицизма в мировозрении Мориака. Эстетическая программа писателя («Роман», 1928; «Романист и его персонажи», 1933). Мотив символической проказы в романе «Поцелуй, дарованный прокаженному» (1922). Трактовка семейной и любовной темы в романе «Тереза Дескейру» (1927). Образ Терезы Дескейру. Расиновские реминисценции в «Терезе Дескейру». Лирическое начало и роль пейзажа в романе. Традиции Флобера, Пруста и Достоевского в романе. Развитие семейной темы в романах «Клубок змей» (1932), «Конец ночи» (1935), «Дорога в никуда» (1939). Мифологизм творчества Мориака и образ Христа в повести «Мартышка» (1951). Мориак - «метафизик в оболочке реальности». Мориак-журналист.
Позиция Р. Роллана в период первой мировой войны и призыв к интернационалу писателей – «людей духа». Разочарование Р. Роллана в последствиях «социального эксперимента», осуществляемого в СССР в 30-е гг. Поиски путей преобразования мира и судьбы французской интеллигенции в романе «Очарованная душа». Образ Аннеты Ривьер. Эстетика социального действия в «Очарованной душе».
Роман Р. Мартена дю Гара «Семья Тибо» (1932–1940) как новый вариант романа о войне и мире. Традиции Л.Н. Толстого в романе. Трансфорамация семейного, социально-бытового романа в политический роман. Значение творчества Р. Роллана и Р. Мартена дю Гара для европейской литературы.
Днепров В.Д. Черты романа XX века. - М.-Л., 1965.
Кирнозе З.И. Французский роман XX века (Годы 20–30-е. Проблемы жанра). - Горький: Волго-Вятское издательство, 1977.
Наркирьер Ф.С. От Роллана до Моруа: Этюды о французских писателях. – М., 1990.
(1873-1935)
Анри Барбюс (Barbusse, Henri) был писателем и общественным деятелем, одним из первых французских литераторов-коммунистов. Барбюс родился 17 мая 1873 г. в небольшом городке Аньере, где и провел раннее детство. Его отец – провинциальный журналист и литератор – впоследствии стал сотрудником одной из парижских газет. Барбюс учился на филологическом факультете Сорбонны и защитил там диссертацию по философии (1894). Еще в юности он сотрудничал (в 1892 г. одновременно с М. Прустом, Д. Галеви, Ж. Бизе) с журналом «Пир». Его первой книгой стал сборник стихотворений «Плакальщицы» («Pleureuses», 1895). Юношеская лирика Барбюса наполнена гуманистическим сочувствием человеку, появляются темы борьбы, протеста, характерные для зрелого Барбюса. Вместе с тем сборник отмечен влиянием декадентской поэзии, проявившейся в преобладании пессимистических настроений и теме непреодолимого одиночества. Эти темы и мотивы получат развитие в первом романе Барбюса «Умоляющие» («Les Suppliants», 1903), повествующем о юноше, мечущемся в поисках смысла жизни и мучительно переживающем свою беспомощность.
Конфликт трагического одиночества человека и враждебного ему бессмысленного мира показан в следующем романе Барбюса «Ад» («L'Enfer», 1908), перегруженном натуралистическими деталями, но тем не менее свидетельствующем о переходном характере творчества от символизма к реализму. Главный герой романа, вынужденный занять созерцательную позицию и отгородившийся от людей, в финале романа приходит к тому же итогу, что и герой «Умоляющих».
В новеллистическом цикле «Мы» («Nous autres», 1912) писатель показывает реалистическую картину жизни простых французов, наполненную духовным величием и уже далекую от натуралистической односторонности (новеллы «Похоронный марш», «Их путь» и др.).
Во время первой мировой войны 43-летний Барбюс добровольцем идет на фронт. По его письмам к жене, посмертно опубликованным под названием «Письма с фронта», можно судить о том, что было пережито и испытано на войне писателем, и понять, как менялось его отношение к этой бойне. На фронте Барбюс рядовым солдатом пробыл около двух лет, перенося все тяготы окопной жизни, участвуя в атаках, ухаживая за ранеными в качестве санитара.
Роман «Огонь» («Le Feu», 1916) был начат еще во время войны. Сначала он частями выходил в социалистической газете «Эвр». По цензурным соображениям роман выходил с купюрами. Лишь в отдельном издании Барбюсу удалось частично восстановить наиболее острые и правдивые сцены о войне.
Роман стал необычайно широко известен еще до того, как был полностью опубликован. После того как он вышел в свет, его перевели на многие иностранные языки. Тогда же, в 1916 г., Барбюс получил за «Огонь» Гонкуровскую премию.
Одним из главных достоинств романа «Огонь», как отмечала критика, являлось глубоко правдивое изображение военных событий. Если сравнить этот роман и «Письма с фронта», то можно заметить, что многие военные впечатления, факты армейской жизни вошли в роман Барбюса. «Огонь» весьма необычен по композиции: роман построен как чередование сменяющих друг друга коротких эпизодов, внешне не связанных между собой. В романе отсутствует четкий традиционный сюжет. Нет и привычных персонажей, показанных с характерной для реалистической литературы диалектикой их развития. Главным героем романа является простой народ – многоликая солдатская масса, пришедшая на фронт со всех уголков Франции (это деревенский батрак Ламюз, возчик Паради, маляр Тирлуар, шахтер Бекюв и многие другие). Каждый эпизод романа подчинен задаче беспощадного разоблачения войны и ее виновников.
После первой мировой войны Барбюс активно занимался общественной деятельностью. Он стал страстным пацифистом, организовал Республиканскую ассоциацию бывших участников войны (1918). Его целью было объединение фронтовиков для политической борьбы за демократию. В 1919 г. он создал объединение «Кларте» («Clarté») – международное объединение писателей, в которое вошли не только писатели-патриоты Франции, но и многие представители других литератур – английской, австрийской, испанской и т.д. (Т. Гарди, Б. Ибаньес, Э. Синклер, Г. Уэллс, Ст. Цвейг и др.). Группа «Кларте» объединяла людей разных политических взглядов, которых связывало между собой отрицательное отношение к милитаризму. Тем не менее, расхождения в политических и эстетических взглядах писателей, объединенных в «Кларте», привели к тому, что эта организация просуществовала лишь до середины 20-х гг.
В 1923 г. Барбюс вступил в члены французской компартии. Свою общественную деятельность он теперь полностью подчинил тем политическим задачам, которые стояли в 20–30-е гг. перед французскими коммунистами. По инициативе Барбюса появились комитеты защиты жертв фашистского террора в странах юго-восточной Европы. В 1932–1935 гг. он участвовал в организации и проведении международных конгрессов защиты культуры от фашистской агрессии.
Благодаря фактам и документам, собранным им в публицистической книге «Палачи» («Les Bourreaux», 1926), мировая общественность узнала о преступлениях, совершаемых силами фашистской реакции на Балканах (где бесчинствовали болгарские и румынские фашисты), что и послужило толчком для широкого протеста, прокатившегося по ряду европейских государств.
В послевоенный период публицистическая деятельность Барбюса существенно активизировалась. Статьи и выступления 1917–1920 гг., составившие книги «Речь борца» («Paroles d’un Combattant»), «Свет в бездне» («La Lueur dans l’abimе») и др., полны обличительного пафоса и ненависти к тем, кто развязывает войны, кто является противником преобразований, происходящих в Советской России, которые сам Барбюс горячо поддерживал.
Событиям, происходящим в Советском Союзе, посвящены публицистические книги Барбюса: «Вот что сделано в Грузии» («Voici ce qu’on a fait de la Géorgie», 1926), «Россия» («La Russie», 1930), «Сталин» («Staline», 1934). Несмотря на ангажированность барбюсовских публицистических работ, в них много интересных наблюдений.
В 1932 г. появилась книга Барбюса «Золя» («Zola») – биография Золя, ставшая одновременно манифестом ангажированного искусства. На страницах книги Барбюс не только воссоздает образ автора «Ругон-Маккаров», знакомит читателя с его литературным окружением и романами, но и размышляет о современной литературе и путях ее развития. Через всю книгу Барбюс проводит одну идею – он горячо защищает реалистический метод в искусстве и одновременно пишет об ущербности натурализма. Полемизируя с односторонним представлением о Золя как о последовательном натуралисте, Барбюс считает его наследником лучших традиций реализма XIX в., представителем демократической французской литературы, предвестником будущего. Актуальным и современным искусством писатель считает искусство революционного пролетариата.
Художественное творчество Барбюса послевоенного периода неравноценно. В 1925 г. он издал книгу «Звенья цепи» («Les Enchainements», 1925), герой которой осознает свое бессилие перед государственной машиной. Создавая этот роман, автор поставил перед собой важную задачу – показать, как схожи судьбы простых бедных людей, подвергавшихся в разные века и в разных странах эксплуатации. Барбюс хотел вскрыть причины этого явления, описать его механизм. Однако по разным причинам не смог реализовать задуманное. Сюжетная линия романа оказалась весьма схематичной, перемежающейся с пространными рассуждениями о разных исторических эпохах.
В этот период Барбюса особенно занимает идея создания нового языка искусства, который бы отразил все изменения, произошедшие в мире. Он пишет повести, построенные по принципам кинематографа, с быстрой сменой кадров («Сила» – «Fоrсе», 1926). Новаторским был взгляд писателя на религию и образ Христа («Иисус» – «Jésus», 1927; «Иуды Иисуса» – «Les Judas de Jésus», 1927), который, однако, оказался неубедительным. Попытка писателя трактовать мифическую личность Христа как народного революционера древних времен закончилась неудачей.
В 20-е гг. Барбюс пишет короткие рассказы, в которых напрямую ставит и обсуждает вопросы социальной борьбы. В сборнике рассказов о войне и жизни «Мелкие происшествия» («Faits divers», 1928) автор, как всегда, предельно искренен. Ряд рассказов сборника написан под впечатлением тех же фактов разгула фашистского террора на Балканах, которые Барбюс опубликовал за несколько лет до этого в книге «Палачи» («Какая пытка ужаснее всех», «Вместе», «Голый человек» и др.). Перед читателем предстают страшные фронтовые картины: незавидность солдатской судьбы, своеволие и садизм военных начальников по отношению к солдатам, кровавые репрессии и расстрелы в рассказах «Расправа властей», «Преступный поезд» и других.
О том, что произошло со многими участниками войны, ставшими революционерами, Барбюс рассказал в одной из своих лучших книг «Ясность» («Clarté», 1919), которая продолжила традицию романа «Огонь» и многих рассказов из сборника «Мелкие происшествия». Вместе с тем в «Ясности» публицистические отступления и ораторская риторика преобладают над художественными описаниями. В отличие от романа «Огонь» в этой книге агитационное начало представлено ярче, чем изобразительное.
Барбюс по характеру своего творчества относится к числу ангажированных писателей, которые появились в ХХ в. между двумя мировыми войнами. Несмотря на то что многие его произведения считаются схематичными, предвзятыми, это не умаляет значение Барбюса-художника. Книги его полны тонких наблюдений, правдивых картин, в них переплетаются элементы символизма, натурализма и реализма.