К циклу лекций «История зарубежной литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РОСТОВ-НА-ДОНУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

к курсу «История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной журналистики)

Методические материалы (тезисы лекций) подготовлены преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Бердичевским А.М.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ. Протокол № 6 от 18 мая 2006 года.

Ответственный за выпуск – к.ф.н. Гайбарян О.Е.

 

Средних веков и Возрождения»

 

Курс лекций по истории зарубежной литературы Средних веков и Возрождения читается на I курсе студентам отделения журналистики во 2-ом семестре.

Цель курса – дать аудитории представление о наиболее характерных явлениях и памятниках средневековой и ренессансной литературы в их связи с культурным комплексом соответствующих эпох.

Курс состоит из двух основных частей – истории литературы Средних веков и истории литературы Ренессанса; каждая из них, в свою очередь, имеет свою структуру.

Первая часть делится на два тематических блока, посвященных литературе раннего и зрелого Средневековья. Тематический блок «Литература раннего Средневековья» предполагает знакомство с классическими памятниками двух противоборствовавших в этот период культур – христианской и языческой.

Задача этого раздела курса – сравнивая системы ценностей и базовые типы личностей в этих культурах, показать их исходную несовместимость, обусловившую процессы ассимиляции и христианизации германских племен.

Второй раздел первой части – «Литература зрелого Средневековья»; он посвящен трем сословным литературам этого периода: духовной, рыцарской и бюргерской. Анализ всех трех сословных литератур подчинен одной задаче: показать связь между системой жанров каждой из них и противоречиями двух этических систем – сословной и христианской.

Вторая часть курса также состоит из двух основных разделов: «Литература итальянского Возрождения» и «Литература Северного Возрождения» (точнее – возрождения вне Италии). Первый раздел, в свою очередь, посвящен литературе Предвозрождения, представленной творчеством Данте, и литературе раннего Ренессанса, представленной фигурой Петрарки. При изучении «Божественной комедии» акцент делается на особой роли и особом месте Данте в истории литературы. При изучении творчества Петрарки ставится задача показать, что он стал и зачинателем нового мировоззрения, и создателем адекватного этому мировоззрению поэтического языка.

Второй раздел этой части посвящен литературе Ренессанса за пределами Италии. Тут центральные фигуры – Эразм Роттердамский, Шекспир и Сервантес. На примере «Похвалы Глупости» Эразма демонстрируются принципиальные отличия в понимании человеческой природы северными и итальянскими гуманистами. Драматургия Шекспира во всех ее жанрах (хроники, комедии и трагедии) рассматривается как всеобъемлющий художественный синтез, охватывающий Историю, Природу и становление человеческой личности, и в то же время – как самый глубокий и точный анализ проблем, порожденных культурой Ренессанса. Роман Сервантеса «Дон-Кихот» рассматривается с двух точек зрения: историко-литературной – как синтез основных романных форм эпохи, и с культурно-исторической – как критическое осмысление «начал и концов» Ренессанса, его исходных надежд – и его итога.

Далее даются определения ассимиляции и христианизации: ассимиляция – уподобление одного народа другому по языку и культуре; христианизация – постепенное вытеснение христианской системой ценностей язычества в сознании германцев.

В результате этих процессов исчез конфликт вер, языков и обычаев, поскольку из победителей и побежденных сложились совершенно новые этнические общности – французы, англичане, испанцы, итальянцы, то есть современные европейские народы. Характерная для раннесредневековой Европы оппозиция христианства и язычества в эпоху высокого Средневековья сменилась борьбой и взаимодействием крупных социальных групп - сословий.

Эта разница состояний средневекового общества в двух его хронологических срезах определяет структуру этого курса. Он также имеет две части, посвященных, соответственно, литературе раннего и зрелого Средневековья. При изучении литературы раннего Средневековья нас будут интересовать памятники христианской и языческой культуры, а при знакомстве с литературой зрелого Средневековья – ее сословная дифференциация.