Специфические социально-педагогические технологии

Характеристика специфических социально-педагогических технологий.

Тема 4. Специфические социально-педагогические технологии

1. Характеристика специфических социально-педагогических технологий.

2. Социально-психологические технологии, специфика их применения социально-педагогическом взаимодействии.

3.Социально-медицинские технологии в работе социальной службы.

Рекомендуемая литература

 

1. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Акаде­мия, 2002. – С. 3–15.

2. Овчарова, Р.В. Справочник социального педагога: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007. – С. 259–364.

3. Трусь, А.А. Социально-психологический тренинг / А.А. Трусь // Адукацыя i выхаванне. – 2010. – № 9. – С. 44–50.

4. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. –272 с.

Содержание социально-педагогической деятельности предполагает использование частных социально-педагогических технологий, которые применяются для решения специфических задач, отсюда их название трактуется как специфические.

Если на технологическом уровне рассматривать социально-педагогическую деятельность как систему, то каждая специфическая технология, соответствуя тому или иному этапу преобразования объекта социально-педагогической деятельности, является его подсистемой. В совокупности эти подсистемы объединены общей целью преобразования данного объекта. Лишь их совокупность и взаимосвязь позволяют представить деятельность по преобразованию объекта в виде системы. Все специфические социально-педагогические технологии по своей сути не пересекаются, так как каждая из них имеет собственные цели и содержание, при этом они последовательно связаны в едином технологическом цикле преобразования объекта социально-педагогической деятельности.

Определение комплекса специфических технологий, составляющих содержание общей технологии по решению какой-либо социально-педагогической проблемы – сложное и ответственное действие. Чтобы сделать правильный выбор необходимых для решения конкретной задачи специфических технологий, надо знать их типы и виды, характерные для них формы и средства, типичные приемы реализации. Ниже рассмотрим схему, отражающую специфические социально-педагогические технологии.

                           
       
 
 
     
     
 
   
       
 
 
 
         
 
 


Рассмотрим сущность данных специфических технологий.

Социально-педагогическая адаптация – система мер помощи личности или группе в освоении ею социальной среды, содействие в приспособлении индивида, группы к условиям этой среды. Наряду с адаптацией выделяется и реадаптация – восстановление адаптационных способностей личности, группы.

Социально-педагогическая поддержка – система мер, предполагающая социальную и психолого-педагогическую помощь личности в индивидуальном развитии и саморазвитии. Система поддержки основывается на принятии клиента, таким, каков он есть; на доверии к клиенту; соблюдении социальных и моральных прав клиента; признании клиента соучастником социально-педагогического процесса.

Социально-педагогическая защита – целенаправленная сознательно регулируемая система практически осуществляемых социальных, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития подрастающего поколения, предотвращения ущемления его прав и свобод.

Социально-педагогический контроль. Бывает официальный и неофициальный. Неофициальный контроль – взаимный контроль участников социально-педагогического процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. Официальный контроль – контроль, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов (опеки и попечительства и т.д.), в обязанности которых входит надзор за различными социально-педагогическими процессами, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц.

Социально-педагогическое патронирование – система плотного взаимодействия социального педагога с семьей, предполагающая проведение специалистом с членами семьи до нескольких часов в день в течение 4–9 месяцев с целью вхождения в курс всего происходящего в семье, оказания влияния на ход жизненных событий семьи, а также помощи членам семьи в решении определенных проблем.

Социально-педагогическая помощь – система мер, направленных на анализ социальных и психолого-педагогических проблем клиента, формирование у клиента положительной мотивации к ситуации, нового отношении к проблеме; поиск доступных ресурсов, содействующих решению проблемы клиента. Может быть образовательная, психологическая, посредническая.

Социально-педагогическое просвещение – формирование у воспитанников и их родителей системы социальных, культурных, нравственных, правовых, психологических и др. знаний, касающихся различных сфер жизнедеятельности и направленных на профилактику нарушений ЗОЖ и аддиктивного поведения, коммуникативных девиаций, безнадзорности и правонарушений, социального сиротства, дезадаптации и десоциализации.

Социально-педагогическая профилактика – система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков, устранение причин и факторов, вызывающих различного рода социальные отклонения в их жизнедеятельности.

Социально-педагогическое сопровождение – взаимодействие социального педагога и учащегося, направленное на содействие в самостоятельном разрешении ребенком жизненных проблем в процессе своего развития. Сопровождение подразумевает: рекомендательный характер советов педагога; непрерывность контроля и поддержки на протяжении обучения; комплексный подход сопровождения; приоритет интересов на стороне ребенка; развитие стремления учащегося к самостоятельной жизнедеятельности.

Социально-педагогическая терапия – система мер, направленных на психолого-педагогическую поддержку ребенка (семьи) непосредственно в кризисной ситуации с целью оптимизации отношений между ребенком (семьей) и социумом, отношений внутри семьи, с целью решения явных и скрытых проблем, обнаруживающихся в кризисной ситуации развития ребенка или жизнедеятельности семьи. Реализуется через индивидуальные консультативные беседы, социально-педагогические тренинги, направленные на смягчение воздействия стрессового события, нивелирование травмирующих обстоятельств, мобилизацию усилий ребенка (семьи) на преодоление кризиса.

Социально-педагогическое консультирование – квалифицированная информационная помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм жизнедеятельности.

Социально-педагогическая коррекция (от лат. correctio – исправление)система мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении учащихся.

Социально-педагогическая экспертиза – исследование специа-листами (экспертами) каких-либо вопросов в рамках социально-педагогической деятельности, требующих специальных знаний в психолого-педагогической, медико-экологической, социально-культурной, нравственно-правовой сферах с целью составления заключения для принятия решений по выбору стратегии работы с клиентом.

Социально-педагогический мониторинг – научно-обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, явлениях, объектах, на которые направлено воздействие специалиста, с целью принятия стратегических и тактических решений по дальнейшему взаимодействию.

Социально-педагогическое посредничество – система социально-педагогических мер, направленных на оказание помощи в организации жизнедеятельности личности или семьи, на координацию деятельности различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретного воспитанника или семьи, на обеспечение личности или семьи информацией по вопросам социальной защиты и реабилитации; решение вопросов, касающихся жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, вопросов по правам детей, женщин, инвалидов, мигрантов и беженцев и т.д.

Социально-педагогическая реабилитация – комплексная, многоуров-невая система, взаимосвязанных действий, направленных на восстанов-ление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Реабилитация бывает психолого-педагогическая, социально-педагогическая, медико-педагогическая (общая и специальная).

Психолого-педагогическая реабилитация – восстановление ребенка как социального субъекта и как субъекта ведущей деятельности.

Социально-педагогическая реабилитация – возвращение, включение, реинтеграция ребенка в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социаль-ного субъекта.

Все представленные технологии социально-педагогической работы базируются как на учете интересов индивида, его потребностей, ценностных ориентаций, так и на учете социальных условий, способствующих или ограничивающих раскрытие и использование внутренних сил клиента, они ориентируют социальных педагогов и СППС на целостный подход к личности.

Как правило, применение каждой специфической социально-педагогической технологии предполагает соблюдение определенного алгоритма действий. В качестве примера рассмотрим обобщенный вариант алгоритма деятельности социального педагога, раскрывающий технологию оказания ребенку социально-педагогической помощи:

I. Диагностический этап.

1. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли ситуация в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, создавших данную ситуацию, исследование условий воспитания и развития ребенка;

г) изучение индивидуальных особенностей ребенка;

д) постановка социально-педагогической проблемы;

е) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;

ж) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

2. Постановка задачи социально-педагогической помощи (проектирование).

3. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать.

4. Планирование деятельности.

II. Оказание ребенку помощи в выявлении и осознании проблемы и ее причин, создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

III. Совместное проектирование с ребенком решения данной ситуации.

IV. Определение способов социально-педагогической защиты ребенка (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

V. Содействие ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

VI. Анализ результатов выхода ребенка из проблемы.

VII. Оценка собственной деятельности по решению проблемной ситуации.

VIII. Последствия решения ситуации – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление в дальнейшем подобных проблем.

IХ. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его дальнейшим развитием.