Традиционные педагогические методы в работе социального педагога. Методы социального воспитания.

Характеристика уровней классификации методов в социальной педагогике.

Существует множество подходов к классификации методов. Каждая классификация строится на определенном основании. Представим один из подходов, который может использоваться при рассмотрении социально-педагогических технологий, при их раз­работке и корректировке.

Для того чтобы применить метод, нужный именно в данном конкретном случае, необходимо прежде всего определить, на кого следует направить социально-педагогическое воздействие, чего следует добиваться и каким образом этого достичь. Данный подход позволяет выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов в процессе взаимодействия.

Субъектный уровень обусловливает субъектность примене­ния метода. В качестве субъекта действия выступают:

•специалист (специалисты). Методы, которые они применя­ют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаи­модействия;

•сам клиент (группа посредством самоуправления). Это – внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная ра­бота человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;

•специалист (специалисты) и лицо (группа), на которое (на которую) осуществляется педагогическое воздействие. Речь в дан­ном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и самого человека (самой группы). Это методы со­вместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач, методы действия одной стороны и адекватные действия – другой и пр.

Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуа­ции, возраста клиента и других факторов. Примером классификации методов воспитания на этом уровне может быть классификация бинарных методов М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, в которой делается акцент на самовоспитании личности:

 

Сущностная сфера Метод воспитания Метод самовоспитания
Интеллектуальная Мотивационная Эмоциональная Волевая Саморегуляции Предметно-практическая Экзистенциальная Убеждение Стимулирование Внушение Требование Коррекция Воспитывающие ситуации Метод дилемм Самоубеждение Мотивация Самовнушение Упражнение Самокоррекция Социальные пробы   Рефрексия

 

Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие. Основной функциональный метод – это метод, который включает объект (человека, группу) в опре­деленные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели – методы реализационных действий, дея­тельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы – это те, которые способствуют повышению эффек­тивности и качества реализации метода действий. К ним относят­ся: методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования (сдерживания) действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопоощрения, самопринуждения и пр. Примерами классификаций этого уровня являются:

Т.А. Ильина, И.Т. Огородников – методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников;

И.С. Марьенко – методы объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием;

Предметный уровень обусловливает путь реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный путь eго реализации – свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся:

1) группы методов действий (практические методы) – методы упражнений, методы тренировок, методы игр (иг­ровые методы), методы научения и др.;

2) группы методов воздей­ствия – методы убеждения, информационные методы;

3) группы методов организации деятельности – методы управления, мето­ды контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.;

4) груп­пы методов стимулирования (сдерживания) – методы поощрения, методы соревнования, методы принуждения, методы контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживаю­щих) активность в действиях, поступках, и др.

Некоторые методы могут иметь место в различных функциональных группах, напри­мер игровые методы, методы создания ситуационных сред и др. В рамках последнего уровня выделяются следующие классификации методов воспитания и социально-педагогической работы.

Г.И. Щукина – три группы методов:

· методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяс-нение, лекция, беседа, внушение, убеждение, инструктаж, доклад, пример;

· методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

· методы стимулирования учащихся: соревнование, поощрение, наказание.

К эффективным методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся следующие классические ситуации, создаваемые педагогом:

ü ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) – выражается доверие со стороны других детей и взрослых к ребенку;

ü ситуация свободного выбора – ребенок ставится перед необходимостью сделать самостоятельный выбор поступка и т.д.;

ü ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) – оценка, принятие решения и поступок на основе уже имеющегося опыта;

ü ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Караковский и др.) – поддержка учащихся с целью преодоления их неуверенности в своих силах, обеспечение условий для положительного результата их деятельности;

ü ситуация творчества (В.А. Караковский) – создание условий для развития творческих способностей школьников;

ü ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) – создание условия для максимального проявления каждым учеником (группой) своих способностей в различных видах деятельности.

В.С. Кукушин – три группы методов:

· методы авторитарной педагогики: требование, внушение, контроль, наказание, принуждение и др.;

· методы православной педагогики: пример, осуждение, беседа, похвала, переубеждение, приучение и др.;

· методы гуманистической педагогики: убеждение, игра, пример, диспут, разъяснение, коррекция, воспитывающая ситуация, требование, поощрение, соревнование, приучение, самоконтроль, самоанализ и др.

Методы выступают составной частью любой социально-педагогической технологии. Название некоторых технологий иногда определяется по ведущему методу (группе методов), применяе­мых в ней. В частных технологиях может находить отражение один из ведущих методов, который при этом нередко определяет на­звание данной технологии.

По мнению Л.Е. Никитиной, совокупный профессиональный опыт социального педагога основывается на комплексе используемых методов и приемов. Как показывает анализ, в мировой практике в большей мере разработаны подходы к технологизации деятельности социального работника, нежели социального педагога. Однако социальный педагог является, прежде всего, специалистом в педагогике, а затем уже в социальной работе. Поэтому для его деятельности актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы.

Из традиционных методов воспитания в работе социального педагога широко используются следующие методы.

· Убеждение – метод, содействующий трансформации норм, принятых в обществе в мотивы деятельности и поведения ребенка, что в свою очередь способствует формированию у него устойчивых взглядов. Убеждение – это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения и отношения. В ходе убеждения социальный педагог воздействует на сознание, чувства и волю ребенка.

Убеждение выступает формой регуляции отношений ребенка и социума. Чтобы данный метод достиг своей цели, необходимо учитывать психологические особенности детей, уровень их воспитанности, интересы, личный опыт. Как правило, чаще социальному педагогу приходится иметь дело с ребенком, у которого накопился определенный негативный жизненный опыт, имеются сформировавшиеся негативные убеждения. Такой ребенок может демонстрировать в общении смысловые и эмоциональные барьеры. Смысловой барьер – это отрицательное реагирование на любое требование или предложение социального педагога, проявление негативизма. При эмоциональном барьере у ребенка возникает чувство неприятия, антипатии, даже озлобленности. Это может произойти, если социальный педагог не сумел вызвать в общении положительной эмоциональной настроенности ребенка и построил взаимодействие на основе авторитарной, приказной позиции. В обоих этих случаях убеждение как метод обречено на провал. На этой основе педагогу следует помнить технологию реализации метода убеждения, которая включает следующие звенья:

Понято ® Пережито ® Принято ® Сделано

При этом каждое звено этой формулы означает:

Понято – информация подается ученику доступно, разъясняется сущность проблемы;

Пережито – представленная учителем проблема вызывает у ученика эмоциональную реакцию (например, сожаление при осмыслении последствий своего поступка; сочувствие кому-либо и т.д.);

Принято – согласие ученика с позицией, предлагаемой учителем в связи с приведенными педагогом фактами и аргументами;

Сделано – отражение принятой учеником позиции в его взглядах, отношениях, поступках.

Педагогу следует помнить, что игнорирование хотя бы одного из этих компонентов в процессе убеждения может привести к низкой воспитательной результативности, так как метод педагогического воздействия в этом случае будет осуществлен не профессионально.

Формируя истинные убеждения школьников, учителю необходимо, прежде всего, устранить их ложные убеждения в процессе педагогического взаимодействия. Трансформация ложных убеждений в истинные осуществляется, как правило, следующими путями:

Пути перестройки ложных убеждений учащихся:

1. Формирование в классном коллективе благоприятной психологической атмосферы и позитивного общественного мнения;

2. Создание специального ценного индивидуального жизненного опыта воспитанников (воспитывающие ситуации);

3. Мотивированное опровержение негативных поступков учащихся.

С целью повышения эффективности убеждающего воздействия учителю необходимо вооружиться системой приемов, разрушающих ложные убеждения. А.И. Кочетов к таким приемам относит:

– побуждение учащегося к сравнению себя с другими (позитивные примеры);

– демонстрация и обоснование последствий неправильных взглядов и убеждений;

– создание ученику условий для самораскрытия;

– доведение до парадокса логики рассуждения ученика, отстаивающего ложные взгляды;

– оказание школьнику доверия, уважения, демонстрация уверенности учителя в желании ученика исправить ситуацию.

· Внушение. Специфика внушения заключается в том, что оно незаметно для человека оказывает влияние на его психику и поведение. С педагогической точки зрения внушение можно рассматривать как способ коммуникативного воздействия педагога на учащихся, проникающий в психическую структуру личности воспитанника и влияющий на мысли, чувства, поступки, стремления и мотивы деятельности школьников.

Правильно организованное внушение стимулирует сознательную активность школьников, позволяет более грамотно и эффективно осуществлять индивидуальный подход.

Выделяются прямая форма (преднамеренное открытое внушение) – это внушающее наставление и косвенная форма (закрытое или же опосредованное внушение) – это намек, шутка, ирония. Технологической основой внушения являются следующие положения: а) благоприятная обстановка, в которой производится внушение; б) учет возрастных особенностей, индивидуально-психологических качеств и эмоционального состояния учащегося в момент внушения; в) отношение самого педагога к тому, что он внушает; г) владение педагогом техникой внушения (взгляд, мимика, пантомимика, четкая дикция, выразительная интонация в сочетании с логическими и психологическими паузами, сила голоса); д) авторитетность педагога, отношение к нему учеников; е) создание педагогом условий для реализации учащимися обусловленных внушающим воздействием качеств и совершения соответствующих поступков; ж) умелое использование в процессе внушения реальных фактов и жизненных примеров.

· Требование. Это вербальное побуждение ребенка к выполнению норм и правил поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочные, не допускающие возражений (нельзя воровать, обманывать и т.д.) и более мягкие в виде обращений (не делай этого, ты очень огорчишь этим близких и т.д.).

В целом требования должны быть основаны на уважении личности ребенка, понимании его душевного состояния; они должны быть посильны и реальны для выполнения их ребенком, отличаться разумностью предлагаемых действий. Также они должны выдвигаться с учетом внешних обстоятельств, вызвавших поступки ребенка. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить пред детьми социальную задачу, довести до их сознания смысл норм и правил, принятых в обществе, определить содержание дальнейшей деятельности как социально приемлемой.

· Рассказ. Это монологическая форма общения, которая призвана разъяснить детям определенные нравственные понятия. Осуществляет рассказ социальный педагог. Чаще метод используется при работе с младшими подростками, при этом он основывается на ярких, запоминающихся фактах.

· Беседа и диспут. Это диалогические формы работы, которые используются с целью обмена мнениями (беседа) и анализа спорных вопросов и сложных жизненных ситуаций (диспут). Технологическая основа беседы предполагает четкую продуманность формулировок и последовательности вопросов, задаваемых педагогом в аудитории, диспут же предполагает использование проблемных вопросов, аналитической самостоятельной интеллектуальной работы учащихся при обсуждении обозначенных социальным педагогом проблем.

Диспут применяется, как правило, при работе со старшими школьниками, у которых уже более устойчиво сформировались жизненные суждения. С его помощью социальный педагог выявляет противоречивые взгляды учеников в оценке разных форм поведения. Важный момент диспута – обобщение и анализ высказываний детей, подведение их в итоге к осмыслению истинной нравственной позиции.

· Положительный пример. Это образец социально приемлемого поведения взрослого или сверстника, который должен представать перед ребенком как нравственный идеал поведения. Положительный пример выполняет своеобразную роль регулятора поведения ребенка и служит критерием оценки ребенком поведения других людей. Технологическая основа метода строится на подражательной деятельности ученика, его желании и способности копировать действия и поступки, которые будут ему казаться значительными. Важной задачей социального педагога выступает помощь ребенку в правильном выборе такого поведенческого идеала. Сложность ситуации заключается в том, что ребенок (особенно подросток) может выбрать для себя сам такой идеал, который далеко не всегда будет соответствовать лучшим нравственным позициям. Это объясняется несформированностью устойчивой нравственной позиции в данном возрасте, что обязательно должно учитываться социальным педагогом.

· Упражнение (приучение). Практический метод формирования социальных умений, а также нравственных привычек поведения. Как правило, воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Формирование нравственных привычек включает следующие технологические приемы: постановка нравственной задачи, разъяснение правил ее выполнения, стимулирование стремления ребенка выполнить эту задачу, практический показ выполнения, организация тренировки по выполнению нравственной задачи; предъявление требований, контроль за правильностью их выполнения. Нравственные упражнения могут касаться различных сфер жизни детей: это и приучение детей, проживающих в условиях приюта или интерната к соблюдению элементарных гигиенических норм и соблюдению режима, и приучение школьников из асоциальных семей к соблюдению этических норм общения со сверстниками и взрослыми и т.д.

· Поощрение и наказание. Рассматриваются как методы коррекционного характера в работе социального педагога. Их цель – формировать определенные нравственные качества поведения и характера ребенка. При этом поощрение рассматривается как одобрение действий ребенка, а наказание – как осуждение поступков. Следовательно, поощрение выполняет стимулирующую функцию, а наказание – сдерживающую. В целом и поощрение и наказание должны внушить ребенку мысль о неизбежной связи между поступком и его последствиями. С целью эффективности метода наказания его следует принять в сочетании с методами убеждения, положительного примера, приемом предупреждения и др.

Наряду с традиционными методами в работе социального педагога используются и методы социального воспитания. Ю.В. Василькова методы социального воспитания подразделяет на следующие группы:

1) в зависимости от направленности: методы формирования сознания; методы формирования эмоциональных проявлений и стремлений; методы самовоспитания; методы формирования социально приемлемого поведения;

2) в зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника: методы организации деятельности; методы общения; методы и приемы опеки; методы самореализации и индивидуальной коррекции действий;

3) в зависимости от характера влияния среды на личность: методы изменения стиля поведения (приучение, тренировка, переучивание, диалог и т.д.); методы создания новой среды (включение в новую деятельность, создание новой жизненной ситуации и т.д.);

4) по содержанию проводимой работы:

· социально-экономические (обеспечение определенной категории воспитанников льгот, материальных выплат семьям и т.д.);

· организационные (организация помощи ребенку, семье; организация работы клубов и кружков; организация деятельности в микрорайоне, организация деятельности общественных молодежных объединений, организация коллективного творческого дела и т.д.);

· диагностические психолого-педагогические (наблюдение, психологический диагноз, беседа, тестирование, оценка кризисного состояния ребенка, метод генерации настроений);

· диагностические социологические (интервью, опрос, исследование, социометрия);

· диагностические социально-педагогические (мониторинг, биографический метод, анкетирование, наблюдение);

· методы коррекционно-профилактической работы (социально-педагогические тренинги, социально-педагогические консультации, методы арт-терапии, метод взрыва, метод переключения, метод поддержки личности в кризисной ситуации и т.д.).

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает использование как индивидуальных, так и групповых методов социального воспитания, рассматривая их как способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающих формирование социально значимых отношений и качеств личности.