Понятия «технология», «педагогическая технология». Сущность и признаки педагогической технологии.
Тема 1. понятие о Социально-педагогических технологиях
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». – М.: Госстрой России, 2004.
2. СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов». – М.: Госстрой России, 2004.
3. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». –М.: Госстрой России, 2003.
4. СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы». – М., 2000.
5. СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов». – М.: Госстрой России, 2004.
6. СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети». – М.: Госстрой России, 2000.
7. Теплоснабжение. Учебное пособие. / В.Е.Козин и др.. – М.: Высш.школа, 1985.
8. Копко В.М. и др. Теплоснабжение (курсовое проектирование): Учебное пособие для вузов для специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». Минск: Высш.школа, 1985.
9. Наладка и эксплуатация водяных тепловых сетей: Справочник / В.И.Манюк и др. М.: Стройиздат, 1988.
10. Теплоснабжение: Учебник для вузов / А.А.Ионин и др. –М.: Стройиздат, 1982.
11. Каталог насосного оборудования фирмы «WILO». –М., 2005.
12. Ионин А.А. и др. Теплоснабжение. – М., 1982.
13. Козин В.Е. и др. Теплоснабжение. – М., 1980.
14. Сафонов А.П. Сборник задач по теплофикации и тепловым сетям. – М., 1968.
15. Справочник проектировщика: Проектирование тепловых сетей. / Под ред. И.Г. Николаева. – М., 1965.
16. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети. – М., 1982.
1. Понятия «технология», «педагогическая технология». Сущность и признаки педагогической технологии.
2. Понятие «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий.
3. Социально-педагогическая технология, ее сущность и типы.
4. Понятия «классификация», основания и критерии классификации социально-педагогических технологий.
5. Характеристика субъектных, деятельностных и средовых социально-педагогических технологий работы социального педагога.
Рекомендуемая литература
1. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Академия, 1999. – 216 с.
2. Липский, И.А. Социальная педагогика / И.А. Липский. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –С. 196 – 220.
3. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – С. 3–15.
4. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. –272 с.
В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства.
Однако происхождение этого термина, который восходит к двум греческим словам – techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), позволяет дать более широкое определение технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности.
Именно это и послужило причиной постепенного расширения сферы применимости термина «технология», который стал активно использоваться в других областях знания и профессиональной деятельности, в частности в социологии и педагогике.
При этом любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие три обязательных признака:
• разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
• координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
• однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
В свою очередь Р.В. Овчарова выделяет следующие признаки технологии:
• процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности;
• совокупность методов изменения объекта;
• проектирование процесса изменения.
На этой основе под термином технология она предлагает понимать «способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения».
В Советском энциклопедическом словаре мы можем увидеть следующую фразу: «Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материалов или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов».
В этом отношении обратим внимание на три аспекта: 1) совокупность методов; 2) изменение состояния, свойств объекта воздействия; 3) выявление закономерностей и использование из них тех, которые дадут положительный эффект на практике. Последний аспект связывает рациональный компонент технологии с личностным, определяемым мастерством и профессиональным уровнем исполнителя.
В свою очередь М.В. Шакурова полагает, что процесс деятельности выстроен технологично, если заранее спрогнозированы конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, запущен процесс и получаемый результат максимально соответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. В этом отношении Л.Е. Никитина также пишет: «Если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм… стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы».
Педагогическая технология. В 1950-е годы в зарубежной педагогике стало широко внедряться понятие «технические средства в обучении», которое в английском языке обозначается термином technology in education. Его разработкой занимались Г. Гейс, В. Кос-Карелли, Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и др.
В начале 1960-х годов понятие «технические средства в обучении» стало трактоваться шире – как новые научные подходы к анализу и организации учебного процесса, что привело и к изменению обозначающего это понятие термина, который стал звучать по-английски technology of education — «технология обучения» или «технология учебного процесса». В русле этого направления начали издаваться соответствующие журналы, создаваться научные сообщества в США, Англии, Японии и других странах.
В отечественной научно-педагогической литературе этот термин, переведенный на русский язык как «педагогическая технология», появился в самом начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного понятия, принадлежали Т. А. Ильиной. В 1973 г. она приняла участие в одной из международных конференций по программированному обучению и педагогическим технологиям, проводившихся с 1966 г. в Англии.
На этой конференции обсуждалось содержание понятия «педагогическая технология» и было отмечено, что оно включает в себя:
1) проблемы применения технических средств в учебном процессе (в том числе и технических средств программированного обучения);
2) широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая организацией процесса обучения с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств, в который в свою очередь входят:
а) программированное обучение;
б) научный подход к анализу материала, подлежащего изучению (его целей, круга входящих в него понятий, их логической взаимосвязи и т.п.);
в) методический принцип пошаговой подачи учебного материала с подкреплением, который может быть реализован не
только при разработке собственно программированных учебников и программ к обучающим машинам, но и при создании учебных материалов, используемых с применением других технических средств.
В своем выступлении на конференции Т.А.Ильина отмечала, что в СССР термин «педагогическая технология» распространения не получил, а то, что связывают с ним за рубежом, находит отражение в дидактике.
В конце 1980-х – начале 1990-х годов получает развитие концепция технологизации учебного процесса, которая способствовала утверждению выражения «педагогическая технология обучения». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В последующем встречается и термин «педагогическая технология воспитания». Разработкой педагогических технологий в нашей стране занимались Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л.Я. Зорина, П.Я. Гальперин, М. В. Кларин, Э. Н. Коротков, Л.Н. Ланда, И.П. Раченко, Н.Ф.Талызина, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.
В дидактике понятие педагогической технологии, ее структуру и особенности реализации в процессе обучения одним из первых обосновал В.П. Беспалько. Первая обобщающая работа по педагогической технологии воспитания подготовлена коллективом авторов под руководством Н.Е. Щурковой. В последствии детальный анализ социально-воспитательных технологий сделан Г.К. и А.Г. Селевко, которые отмечают, что технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы.
В 1990-е годы количество публикаций по проблемам педагогических технологий возросло. В педагогических вузах были введены учебные дисциплины «Педагогические технологии, теории, системы», «Методика и технология работы социального педагога» и другие, появились первые учебные пособия.
Анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и содержания педагогической технологии показывает, что и среди них также нет единства. Под педагогической технологией, в частности, понимают:
· проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В. П. Беспалько);
· сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей (Н.Е. Щуркова);
· упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменившихся условиях образовательного процесса (В. А. Сластенин);
· процесс регламентации и описания операций по управлению процессом формирования специалиста;
· средства деятельности и соответствующие структурно-функциональные блоки (механизмы), взятые в активном деятельном состоянии, предполагающем органическое сочетание объективированных средств деятельности, способностей и умений;
· совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, дидактических условий, содержания обучения на основе общей методологии целеопределения, ориентированного на удовлетворение интересов современной политики государства в области образования;
· последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач;
· планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса;
· строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий и др.
По мнению Р.В. Овчаровой, педагогическая технология – это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки. Основными признаками педагогической технологии при этом являются диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, наличие алгоритма, проектируемость, корректируемость, целостность и управляемость. Это означает, что педагогические технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи.
Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще. Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее типичные:
– педагогическая технология – это совокупность основных методов (научно обоснованных способов деятельности), направленных на достижение цели;
– педагогическая технология – это программа (проект определенной педагогической деятельности), последовательно реализуемая на практике;
– педагогическая технология – это совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата.