Понятия «технология», «педагогическая технология». Сущность и признаки педагогической технологии.

Тема 1. понятие о Социально-педагогических технологиях

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». – М.: Госстрой России, 2004.

2. СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов». – М.: Госстрой России, 2004.

3. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». –М.: Госстрой России, 2003.

4. СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы». – М., 2000.

5. СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов». – М.: Госстрой России, 2004.

6. СНиП 3.05.03-85 «Тепловые сети». – М.: Госстрой России, 2000.

7. Теплоснабжение. Учебное пособие. / В.Е.Козин и др.. – М.: Высш.школа, 1985.

8. Копко В.М. и др. Теплоснабжение (курсовое проектирование): Учебное пособие для вузов для специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». Минск: Высш.школа, 1985.

9. Наладка и эксплуатация водяных тепловых сетей: Справочник / В.И.Манюк и др. М.: Стройиздат, 1988.

10. Теплоснабжение: Учебник для вузов / А.А.Ионин и др. –М.: Стройиздат, 1982.

11. Каталог насосного оборудования фирмы «WILO». –М., 2005.

12. Ионин А.А. и др. Теплоснабжение. – М., 1982.

13. Козин В.Е. и др. Теплоснабжение. – М., 1980.

14. Сафонов А.П. Сборник задач по теплофикации и тепловым сетям. – М., 1968.

15. Справочник проектировщика: Проектирование тепловых сетей. / Под ред. И.Г. Николаева. – М., 1965.

16. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети. – М., 1982.

1. Понятия «технология», «педагогическая технология». Сущность и признаки педагогической технологии.

2. Понятие «социальная технология». Сущность и типы социальных технологий.

3. Социально-педагогическая технология, ее сущность и типы.

4. Понятия «классификация», основания и критерии классификации социально-педагогических технологий.

5. Характеристика субъектных, деятельностных и средовых социально-педагогических технологий работы социального педагога.

Рекомендуемая литература

 

1. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Академия, 1999. – 216 с.

2. Липский, И.А. Социальная педагогика / И.А. Липский. –М.: ТЦ Сфера, 2004. –С. 196 – 220.

3. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Акаде­мия, 2002. – С. 3–15.

4. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2002. –272 с.

 

В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребля­ется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необ­ходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства.

Однако происхождение этого термина, который восходит к двум греческим словам – techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), позволяет дать более широкое определение техно­логии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности.

Именно это и послужило причиной постепенного расширения сферы применимости термина «технология», который стал ак­тивно использоваться в других областях знания и профессиональ­ной деятельности, в частности в социологии и педагогике.

При этом любую научно и практически обоснованную техно­логию отличают следующие три обязательных признака:

• разделение процесса на взаимосвязанные этапы;

• координированное и поэтапное выполнение действий, направ­ленных на достижение искомого результата (цели);

• однозначность выполнения включенных в технологию проце­дур и операций, что является непременным и решающим услови­ем достижения результатов, адекватных поставленной цели.

В свою очередь Р.В. Овчарова выделяет следующие признаки технологии:

• процессуальность как единство целей, содержания, форм, методов и результатов деятельности;

• совокупность методов изменения объекта;

• проектирование процесса изменения.

На этой основе под термином технология она предлагает понимать «способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения».

В Советском энциклопедическом словаре мы можем увидеть следующую фразу: «Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материалов или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов».

В этом отношении обратим внимание на три аспекта: 1) совокупность методов; 2) изменение состояния, свойств объекта воздействия; 3) выявление закономерностей и использование из них тех, которые дадут положительный эффект на практике. Последний аспект связывает рациональный компонент технологии с личностным, определяемым мастерством и профессиональным уровнем исполнителя.

В свою очередь М.В. Шакурова полагает, что процесс деятельности выстроен технологично, если заранее спрогнозированы конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для достижения результата, запущен процесс и получаемый результат максимально соответствует ожидаемому образцу, что возможно диагностировать. В этом отношении Л.Е. Никитина также пишет: «Если содержание деятельности специалиста имеет цель, определенный алгоритм… стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы».

Педагогическая технология. В 1950-е годы в зарубежной педаго­гике стало широко внедряться понятие «технические средства в обучении», которое в английском языке обозначается термином technology in education. Его разработкой занимались Г. Гейс, В. Кос-Карелли, Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин и др.

В начале 1960-х годов понятие «технические средства в обуче­нии» стало трактоваться шире – как новые научные подходы к анализу и организации учебного процесса, что привело и к изме­нению обозначающего это понятие термина, который стал зву­чать по-английски technology of education — «технология обучения» или «технология учебного процесса». В русле этого направления начали издаваться соответствующие журналы, создаваться науч­ные сообщества в США, Англии, Японии и других странах.

В отечественной научно-педагогической литературе этот термин, переведенный на русский язык как «педагогическая технология», появился в самом начале 1970-х годов в связи с активным внедре­нием в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного понятия, при­надлежали Т. А. Ильиной. В 1973 г. она приняла участие в одной из международных конференций по программированному обучению и педагогическим технологиям, проводившихся с 1966 г. в Англии.

На этой конференции обсуждалось содержание понятия «педагогическая технология» и было отмечено, что оно включает в себя:

1) проблемы применения технических средств в учебном про­цессе (в том числе и технических средств программированного обучения);

2) широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая организацией процесса обучения с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств, в который в свою очередь входят:

а) программированное обучение;

б) научный подход к анализу материала, подлежащего изучению (его целей, круга входящих в него понятий, их логической взаимосвязи и т.п.);

в) методический принцип пошаговой подачи учебного материала с подкреплением, который может быть реализован не
только при разработке собственно программированных учебников и программ к обучающим машинам, но и при создании учебных материалов, используемых с применением других технических средств.

В своем выступлении на конференции Т.А.Ильина отмечала, что в СССР термин «педагогическая технология» распростране­ния не получил, а то, что связывают с ним за рубежом, находит отражение в дидактике.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов получает развитие кон­цепция технологизации учебного процесса, которая способство­вала утверждению выражения «педагогическая технология обу­чения». Термин «педагогическая технология» использовался толь­ко применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В последующем встречается и термин «педагогическая технология воспитания». Разработкой педагогических технологий в нашей стране зани­мались Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л.Я. Зорина, П.Я. Галь­перин, М. В. Кларин, Э. Н. Коротков, Л.Н. Ланда, И.П. Раченко, Н.Ф.Талызина, Т.И. Шамова, Н.Е. Щуркова и др.

В дидактике понятие педагогической технологии, ее структуру и особенности реализации в процессе обучения одним из первых обосновал В.П. Беспалько. Первая обобщающая работа по педаго­гической технологии воспитания подготовлена коллективом ав­торов под руководством Н.Е. Щурковой. В последствии детальный анализ социально-воспитательных технологий сделан Г.К. и А.Г. Селевко, которые отмечают, что технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы.

В 1990-е годы количество публикаций по проблемам педагоги­ческих технологий возросло. В педагогических вузах были введены учебные дисциплины «Педагогические технологии, теории, сис­темы», «Методика и технология работы социального педагога» и другие, появились первые учебные пособия.

Анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и содержания педагогической технологии показывает, что и среди них также нет единства. Под педагогической технологией, в част­ности, понимают:

· проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В. П. Беспалько);

· сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей (Н.Е. Щуркова);

· упорядоченную совокупность действий, операций и проце­дур, инструментально обеспечивающих получение диагностируе­мого и прогнозируемого результата в изменившихся условиях об­разовательного процесса (В. А. Сластенин);

· процесс регламентации и описания операций по управле­нию процессом формирования специалиста;

· средства деятельности и соответствующие структурно-функциональные блоки (механизмы), взятые в активном деятельном состоянии, предполагающем органическое сочетание объективи­рованных средств деятельности, способностей и умений;

· совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, дидактических условий, содержания обучения на основе общей методологии целеопределения, ориентирован­ного на удовлетворение интересов современной политики госу­дарства в области образования;

· последовательную взаимосвязанную систему действий педа­гога, направленных на решение педагогических задач;

· планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса;

· строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий и др.

По мнению Р.В. Овчаровой, педагогическая технология – это процесс оптимизации обучения и воспитания путем анализа факторов, повышающих педагогическую эффективность, конструирования и применения методов и приемов, а также их оценки. Основными признаками педагогической технологии при этом являются диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, наличие алгоритма, проектируемость, корректируемость, целостность и управляемость. Это означает, что педагогические технологии предполагают эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводимы в различных условиях, имеют четко выраженные этапы, связанные между собой, и подвергаются корректировке на основе обратной связи.

Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии во­обще. Систематизация различных подходов позволяет выделить среди них наиболее типичные:

– педагогическая технология – это совокупность основных мето­дов (научно обоснованных способов деятельности), направлен­ных на достижение цели;

– педагогическая технология – это программа (проект опреде­ленной педагогической деятельности), последовательно реализу­емая на практике;

– педагогическая технология – это совокупность действий, опе­раций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата.