И проблемы её обеспечения.
Вопрос 1. Экономическая безопасность России
В самом общем понимании экономическая безопасность России – это состояние защищённости экономической основы её конституционного строя от внутренних и внешних угроз.
Первоначальные представления об экономической безопасности современной России формировали видные отечественные учёные-экономисты. Такая необходимость была обусловлена переходом экономики страны к работе в рыночных условиях.
В частности, академик Л.И. Абалкин в 1994 году определял экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно, решать социальные задачи; при этом государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику[1].
Экономическая безопасность – это также важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.
Экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности, её материальным фундаментом. Составными элементами экономической безопасности являются:
- независимость национальной экономической политики;
- стабильность экономического развития страны;
- устойчивость экономики к неблагоприятным воздействиям;
- способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию[2].
Правовую основу экономической безопасности Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативноые акты органов местного самоуправления.
Согласно Конституции РФ (ст.ст. 8, 9) экономическую основу конституционного строя формируют следующие её элементы:
- единое экономическое пространство;
- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- поддержка конкуренции;
- свобода экономической деятельности;
- признание равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Статья 34 Конституции Российской Федерации декларирует право на свободу предпринимательства – свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики.
В качестве субъектов обеспечения экономической безопасности выступают:
- Президент Российской Федерации как гарант Конституции РФ, уполномоченный вырабатывать основы внутренней и внешней политики государства;
- Федеральное Собрание Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации, функциональные и отраслевые министерства, федеральные службы и федеральные агентства;
- налоговые службы;
- таможенные службы;
- банки;
- биржи;
- страховые компании;
- производители и продавцы продуктов, работ, услуг;
- общества потребителей.
В качестве объектов обеспечения экономической безопасности (защиты их интересов) выступает народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности.
Распад СССР сопровождался кризисными явлениями в экономике, обусловленными двумя главными причинами: разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками в составе СССР и переходом экономики из плановой в рыночную. Отражая кризисное состояние российской экономики, Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 год – первая редакция, 2000 год – вторая редакция) перечисляла основные признаки этого кризисного состояния:
- существенное сокращение внутреннего валового продукта
- снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала
- стагнация аграрного сектора
- разбалансирование банковской системы, рост внешнего и внутреннего государственного долга
- тенденция к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости[3].
Концепция объявляла обеспечение национальной безопасности и защиту интересов России в экономической сфере приоритетными направлениями политики государства.
В течение последнего десятилетия для экономики страны был характерен рост. Однако этот рост сохранял по-прежнему однобокий, преимущественно сырьевой характер. Низкими темпами создаются и развиваются современные отрасли производства. Как следствие Россия по-прежнему в разы отстаёт от передовых стран по уровню производительности труда и темпам её роста. Мировой финансово-экономический кризис продемонстрировал уязвимость отечественной экономики от внешних угроз, вызвал очередной спад производства и в Российской Федерации. Развивающийся в Западной Европе новый виток кризиса несёт в себе очередные угрозы экономике России.
Россия остро нуждается в модернизации своей экономики, превращении её в экономику знаний, инновационную экономику[4].
Экономическую безопасность страны формируют следующие базовые элементы:
- безопасность финансовой системы;
- безопасность бизнеса;
- энергетическая безопасность;
- продовольственная безопасность.
Безопасность финансовой системы состоит в её способности:
а) стабильно и устойчиво обеспечивать финансовыми ресурсами основных участников легальной экономической деятельности (банковскую систему; бюджетную сферу – органы государственной власти, образование, культуру, правоохранительные органы, оборону; хозяйствующих субъектов всех форм собственности);
б) обеспечивать стабильность денежного обращения;
в) противостоять угрозам финансового кризиса, дефолта;
г) эффективно противостоять криминальному расслоению финансовых потоков.
Современной России в 90-е годы прошлого столетия пришлось преодолеть глубокий кризис финансовой системы в связи с трансформацией плановой экономики в рыночную. Острый дефицит финансовых ресурсов привёл к нарушению устойчивости денежного обращения, многие предприятия расплачивались друг с другом и со своими работниками производимой продукцией. Галопирующая инфляция «съела» денежные накопления основной массы населения, возникла угроза голода в значительной части регионов России[5]. В 1998 году страна пережила дефолт[6]. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте.
К моменту принятия Стратегии национальной безопасности (май 2009 года) остановлено падение уровня и качества жизни российских граждан, решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики.
Обеспечена стабильность денежного обращения: в соответствии с Конституцией РФ рубль реально стал единственной легальной платёжной единицей на всей территории страны.
Мировой финансовый кризис 2008 – 2009 годов продемонстрировал неспособность и неготовность финансовых систем большинства государств противостоять массовым угрозам неплатежей. Отсутствие должных денежных запасов (ликвидности) в банковских структурах привело к массовому разорению многих физических и юридических лиц – заёмщиков кредитов, пострадали и некоторые банки, вынужденные в условиях кризиса объявить себя банкротами.
Россия, благодаря накопленным средствам Стабилизационного фонда, избежала привлечения заёмных средств для поддержания ликвидности в своей банковской системе.
Принято законодательство, ориентированное на противодействие криминальному расслоению финансовых потоков[7]. Однако изжить проблемы непрофессионального финансового менеджмента, «откатов» при совершении сделок с участием государственных финансовых ресурсов не удалось. По данным Счётной палаты РФ, только установленные проверками нарушения расходования бюджетных средств в 2011 году составили 718, 5 миллиардов рублей. Сюда входят:
1) нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных актов бюджетного законодательства - 356,3 млрд.рублей, в том числе предоставление бюджетных инвестиций по объектам, не включённым в адресную инвестиционную программу, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, принятие бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств;
2) нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 238,5 млрд.рублей, в том числе заключение договоров без проведения конкурсных процедур, неправомерное завышение стоимости контрактов;
3) нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учёта и отчётности, - 65,5 млрд.рублей, в том числе искажение бюджетной отчётности, отсутствие учёта хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта и в регистрах бухгалтерского учёта;
4) нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью - 15,6 млрд.рублей, в том числе невнесение сведений об объектах недвижимости в реестр федерального имущества и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) прочие финансовые нарушения - 41,4 млрд.рублей, в том числе нарушения условий соглашений о предоставлении средств субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование федеральных целевых программ;
6) нецелевое использование бюджетных средств - 1,2 млрд. рублей, в том числе оплата за счёт федерального бюджета мероприятий, финансирование которых должно осуществляться за счёт внебюджетных средств[8].
Безопасность бизнеса – важный показатель здоровья национальной экономики и её привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов.
Под безопасностью бизнеса понимают его защищённость от внутренних и внешних угроз.
Защищённость отдельного субъекта экономической деятельности от внутренних угроз – проблема самого субъекта экономической деятельности, тогда как безопасность экономической деятельности в целом, в масштабах всей страны – задача и обязанность государства, поскольку безопасность бизнеса является одним из существенных факторов, определяющих темпы экономического развития страны, роста её экономической мощи.
В советский период главным «бизнесменом» было государство: в его руках сосредоточивались основные средства производства, государство по своему усмотрению распоряжалось результатами экономической деятельности хозяйствующих субъектов (государственная командно-административная экономика). Государство же всей своей мощью обеспечивало и безопасность собственного «бизнеса».
Переход к рыночным отношениям потребовал формулирования и применения новых принципов обеспечения безопасности бизнеса. Эти принципы в форме гарантий (равенства и защиты различных форм собственности, единого экономического пространства, защиты конкуренции, единой денежной единицы и т.д.) сформулировала Конституция Российской Федерации.
Первое десятилетие становления рыночной экономики в нашей стране (девяностые годы прошлого столетия) исследователи и аналитики определяют как период экономического хаоса: практически бесконтрольно шёл процесс перераспределения прежде государственной собственности, деятельность хозяйственных структур находилась по преимуществу под контролем криминальных структур, а не закона и государства. В полный рост встал вопрос о безопасности бизнеса как необходимом условии экономической безопасности и безопасности государства в целом. Очевидной задачей становилась разработка правовых основ предпринимательской деятельности и обеспечение защиты этой деятельности не только средствами закона, но и силой соответствующих правоохранительных структур, действующих в рамках формируемого правового поля.
Правовую основу экономической деятельности в современной России формирует Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс.
Правовую основу безопасности бизнеса составляет административное, хозяйственное и уголовное право.
Особого внимания к себе и поддержки требует малое и среднее предпринимательство – как экономическая функция, решающая важную социальную задачу формирования «среднего класса». Специально принятый Федеральный закон[9] формирует правовые основы и инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Созданная к настоящему времени правовая база, безусловно, способствует повышению безопасности российского бизнеса. Задача состоит в том, чтобы вывести в легальное пространство остатки «теневой» экономики – наследства «лихих» 90-х годов.
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и национальной безопасности в целом. Это связано с тем, что вся современная экономика, транспорт, связь, функционирование объектов обороны, а также жизнедеятельность людей связаны с интенсивным потреблением энергетических ресурсов.
Российский топливно-энергетический комплекс – это около 12 процентов мировой торговли нефтью, углем и практически четверть мировой торговли газом, четвертое место в мире по производству электроэнергии. Энергетический сектор дает почти треть валового внутреннего продукта страны.
В Российской Федерации приняты законы, регулирующие отдельные вопросы энергосбережения и энергетической безопасности[10], однако отсутствует системный подход к решению всей совокупности проблем, связанных с обеспечением энергетической безопасности страны.
В целях ликвидации указанного пробела Президент РФ Л.А. Медведев предложил Правительству РФ разработать Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации.
Рассматривая энергобезопасность в качестве гарантии суверенного развития нации, Президент сформулировал ключевые идеи этой доктрины. Доктрина должна предусматривать решение следующих вопросов:
- обеспечение устойчивого и долгосрочного снабжения страны энергоресурсами, формирование резервов этих ресурсов;
- разработка рациональной схемы обеспечения энергоресурсами регионов России;
- создание условий для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭК, преодоление отставания технологического уровня российского топливно-энергетического комплекса; цель – модернизация отрасли, ликвидация сбоев в энергоснабжении, в теплоснабжении, предупреждение техногенных аварий;
- активное развитие гидроэнергетики и других виды нетопливной энергетики, как наиболее экономичных и экологически чистых, расширение строительства в регионах энергетических объектов с использованием местных ресурсов, в том числе на возобновляемых и альтернативных источниках энергии;
- инновационная модернизация отрасли, формирование так называемых технологических платформ и интеллектуальных электрических сетей, применение в энергетических технологиях наноматериалов, использование наших суперкомпьютеров, для того чтобы правильным образом разносить энергетические потоки;
- обеспечение экологической безопасности, определение порядка быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации производственного, природного характера;
- создание системы наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов, особенно в районах освоения крупных и уникальных месторождений;
- совершенствование системы обучения современным технологиям;
- диверсификация экспортных энергетических потоков;
- охрана энергетических объектов от террористических посягательств.
Продовольственная безопасность не менее важна для государства и граждан, чем безопасность энергетическая.
Наличие продовольственных ресурсов надлежащего объёма, ассортимента и качества при их доступности гражданам является важным показателем качества жизни населения страны.
Вопросы продовольственной безопасности – предмет утверждённой Президентом РФ в 2010 году Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации[11].
Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Доктрина формулирует понятие продовольственной безопасности: продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики страны, при котором:
- обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации
- гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объёмах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путём гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием.
Гарантией достижения стратегической цели является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Пути укрепления экономической безопасности на современном этапе определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Этому, в частности, будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста посредством разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая:
- проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики;
- стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
Противодействию угрозам экономической безопасности будет способствовать также совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержка конкурентной политики
Главной проблемой современной России в продовольственной сфере остаётся высокий уровень зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок.